Арктику можно сделать российско-китайской

Арктику можно сделать российско-китайской
РФ необходимо решить, в каком формате сотрудничать с КНР в стратегически принципиальном регионе

В Арктическом регионе у Рф есть легитимные и обоснованные экономические и геополитические интересы. Но конкурентность за источники сырья посреди обычных арктических государств ужесточается, а восьмая сессия Арктического совета (АС) в Кируне в мае 2013 года показала, что притязания на Арктику вырастают и посреди новых игроков, к примеру Китая, Индии, Стране восходящего солнца. Вот поэтому Рф нужно выработать стратегию по защите собственных государственных интересов в регионе, при этом привлечь к сотрудничеству можно давнешнего напарника – КНР.

Но почему конкретно КНР может стать партнером РФ в Арктике? Во-1-х, Наша родина хочет развивать в регионе свое военное присутствие за счет морских, воздушных, ракетных сил и средств для сдерживания зарубежного военного присутствия (в особенности государств Запада) и защиты важных объектов инфраструктуры. В связи ей с этим необходимы инвестиции и технологии, которые можно получить в рамках арктического партнерства с Китаем.

Во-2-х, как одна из арктических государств и наикрупнейшая по местности и минерально-ресурсным припасам держава, Наша родина имеет уникальную возможность для полномасштабного освоения этих припасов использовать денежные, трудовые, технологические ресурсы Китая, располагающего передовыми технологиями по добыче ресурсов и ищущего партнеров по их освоению.

В-3-х, приоритетным для РФ является освоение Северного морского пути, который потенциально может стать для Китая другим методом экспорта собственных продуктов. За проход по нему Наша родина сумеет получать постоянные денежные доходы.

В-4-х, Китай как неизменный наблюдающий в АС официально подтвердил готовность следовать принципам почтения суверенитета и суверенных прав арктических стран. В то же самое время, будучи большой державой, Китай вожделеет внести вклад в укрепление мира и безопасности в регионе, что косвенно свидетельствует о малом уровне его политических амбиций и сразу стремлении способствовать развитию региона. Другими словами Китай не имеет геополитических претензий на Арктику.

В-5-х, Пекин не сумеет использовать новый статус в АС как рычаг для реализации экономических планов в рамках региональной стратегии, так как АС – это форум, объединяющий всех заинтересованных игроков на арктическом пространстве. Единодушие всех членов АС ограничивается экологической сферой, потому что интересы в других областях часто оказываются диаметрально обратными. Вне пределов юрисдикции АС лежат вопросы добычи природных ресурсов, также строительства инфраструктуры.

В-шестых, присутствие в АС имеет для Китая только символическое значение. Он рассчитывает, что будет принимать посильное роль в формировании и реализации региональной повестки денька. При всем этом вовлечение Китая в проекты будет зависеть от выстраивания двухсторонних партнерских отношений с каждой циркумполярной державой в отдельности. Наша родина и Китай могут использовать АС как дополнительную площадку для обмена воззрениями по вопросам развития региона.

Но необходимо учесть и аргументы врагов сотрудничества РФ и Арктики в этом регионе. Во-1-х, по неким оценкам, к 2020–2040 годам в летний период Арктика будет судоходной. Через регион могут пройти новые торговые пути. Подобные перспективы не могут не заинтриговать Китай как мирового фаворита по объемам экспорта. Как следует, он будет заинтересован в установлении собственного стратегического контроля над этой транспортной артерией, может быть, используя для этого и военные рычаги, что нерентабельно Рф.

Во-2-х, недостаток природных ресурсов в Китае обуславливает его энтузиазм к природным ресурсам Арктики. Разработка сырьевых ресурсов и развитие новых морских путей в Арктике, непременно, могут иметь для Китая не только лишь торгово-экономическое, да и геополитическое и – в особенности в перспективе – военно-стратегическое значение.

В-3-х, КНР решала значимые усилия, чтоб стать членом АС. Невзирая на сдержанные заявления, Китай на практике приметно активизировал свои дипломатичные усилия на арктическом направлении, занимаясь, а именно, поиском государств – партнеров по освоению региона. Это свидетельствует о том, что КНР, играя на противоречиях арктических государств, выстраивает свою политику, нацеленную на свое закрепление в регионе.

В-4-х, исторически находящаяся под контролем Рф, США и Канады Арктика становится новейшей игровой площадкой для Китая. Таяние льдов открывает для Китая коммерческие и стратегические способности. Если в перспективе Китаю получится расположить в Арктике атомную подводную лодку, он создаст условия для стратегического сдерживания Рф, Европы и США. Принимая во внимание отдельные выражения китайских военных профессионалов и представителей генералитета, нельзя не признать, что Китай будет отстаивать свои военные интересы в Арктике, создавая там группировку надводных и подводных сил.

Исходя из аргументов «за» и «против», можно сказать, что более прагматичный подход для Рф – построение стратегического сотрудничества с Китаем, направленное на развитие арктического направления во наружной политике. Не имея обоснованных притязаний на разведку и добычу ресурсов в Арктике, также на свое геополитическое закрепление в регионе, Китай может получить доступ к добыче ресурсов и к Северному морскому пути в обмен на инвестиции и технологии. Прибыльные договоры совместной добычи нужных ископаемых, гарантии более подходящих критерий при использовании Северного морского пути посодействуют Рф заручиться значимой поддержкой со стороны КНР в отстаивании собственной позиции по вопросу расширения границ континентального шельфа в комиссии ООН. В случае же промедления Рф Китай в качестве кандидатуры пойдет на сближение с другими арктическими странами, включая США и Канаду, что плохо скажется на позициях и воздействии Рф в Арктике в целом.


Мария Николаевна Ананьева и Павел Андреевич Грачев

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,127 сек. | 12.5 МБ