
Як-130 (по систематизации НАТО: Mitten – рукавица) – учебно-боевой самолет УБС сделанный в ОКБ им. Яковлева в сотрудничестве с итальянской компанией Aermacchi. Самолет предназначен для подмены в ВВС Рф устаревших учебно-тренировочных самолетов L-39. В процессе разработки совместная работа с итальянцами была приостановлена из-за разногласий и любая из компаний реализовали свою концепцию без помощи других. Як-130 стал первым самолетом, который был вполне новейшей разработкой (а не модернизацией имеющихся машин) сделанной в Рф после распада СССР. В тендере на поставку ВВС нового учебно-боевого самолета он обошел МиГ-АТ. Потребность русской армии в таких самолетах составляет порядка 250 единиц.
ЯК-130 оборудован цифровой всеохватывающей системой управления разработки МИЭА – КСУ-130, которая делает функции активной системы безопасности полета, автоматического управления. Данная система позволяет в учебных целях репрограммировать свойства маневренности и стойкости самолета зависимо от типа имитируемого самолета. Як-130 – это УБС, позволяющий готовить пилотов для самолетов, относящихся к 4 и 5 поколениям (МиГ-29, Су-30, F-15 и F-16, Eurofighter Typhoon и Rafale, F-22, F-35, также ПАК ФА). Як-130 обладает системой электрической индикации, которая построена на 3-х жидкокристаллических функциональных цифровых индикаторах (МФЦИ) размерами 15 на 20 см без электромеханических устройств.
Як-130 – это моноплан традиционной схемы со стреловидным среднерасположенным крылом и цельноповоротным горизонтальным оперением. Развитые наплывы, расположенные перед крылом, обеспечивают устойчивое управление машиной на углах атаки до 35 градусов. Самолет обустроен трехопорным убирающимся шасси с пневматикой низкого давления. Внедрение данного шасси позволяет эксплуатацию машины на грунтовых аэродромах. Вспомогательная силовая установка ТА-14, владеющая электрогенератором переменного тока, позволяет автономную эксплуатацию Як-130 при появлении аварийных ситуаций либо на удаленных аэродромах, также может быть использована в полете.
Самолет обустроен цифровой электродистанционной системой управления, которая обладает четырехкратным резервированием. Каждое место пилота обустроено катапультируемыми креслами, относящимися к классу «0-0». Катапультирование осуществляется «через фонарь» кабины и обеспечивает неопасное покидание самолета экипажем в разных аварийных ситуациях, в том числе при нулевой скорости и нулевой высоте полета.
Концепция УБС подразумевает наличие на Як-130 различного вооружения и способности моделирования боевого внедрения различного типа самолетов. Самолет имеет 8 узлов подвески, расположенных под крылом, и один узел подвески под фюзеляжем. Это позволяет самолету нести до 3000 кг. полезной боевой нагрузки, включающей разные ракеты, бомбы и контейнеры с разным оборудованием. Предусматривается вариант, по которому Як-130 может быть обустроен системой дозаправки топливом в воздухе.
Серийный выпуск Як-130 планируется развернуть на 2-х авиазаводах – в Иркутске и в Нижнем Новгороде. В текущее время сообщения о числе заказанных самолетов повсевременно изменяются, считается, что к 2015 году ВВС Рф должны получить более 60 самолетов данного типа для обеспечения первоочередных потребностей в подготовке военных пилотов. С течением времени данные машины должны будут стопроцентно поменять парк устаревших учебно-боевых самолетов L-39, по ориентировочным оценкам это должно будет произойти в течение 10-13 ближайших лет. Конкретно Як-130 станет основой русской учебно-боевой авиации. На декабрь 2012 года в составе ВВС Рф находится 26 самолетов данного типа.

Новый самолет вышел значительно дороже и тяжелее предшествующего L-39, но заполучил при всем этом совсем новые свойства, которые позволяют использовать машину не только лишь в роли летающей «учебной парты», да и в роли легкого штурмовика, истребителя-бомбардировщика, лазутчика и самолета РЭБ. Во всех этих случаях требуется внесение конфигураций на уровне 15% от базисной модели. Прорабатывается также вариант сотворения на базе Як-130 семейства многообещающих ударных беспилотных летательных аппаратов «Прорыв», в данном случае объем переработки составит уже 60%.
Тактико-технические свойства Як-130:
Размеры: размах крыла – 9,84 м., длина истребителя – 11,49 м., высота – 4,76 м.
Масса самолета обычная взлетная – 7 230 кг., наибольшая взлетная – 10 290 кг.
Припас горючего – 1700 л.
Тип мотора – 2 ТРДД АИ-222-25, тяга – 2х2500 кгс
Наибольшая скорость у земли – 1060 км/ч.
Практическая дальность – 1 600 км., с ПТБ – 2300 км.
Практический потолок – 12 500 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: точек подвески 9, критическая нагрузка – 3 000 кг.
Итальянский УБС M-346
Наиблежайшим зарубежным аналогом, фактически братом русского самолета является итальянский M-346, который вначале разрабатывался вместе ОКБ им. Яковлева и итальянской компанией L’Alenia Aermacchi. На оканчивающем шаге проекта у сторон появились неразрешимые разногласия, и они приостановили совместную разработку. В конечном итоге любая из 2-х компаний получила полную техно документацию на базисную версию грядущего самолета (планер). После чего были выпущены собственные модели УБС. При всем этом за итальянским УБС M-346 сохранились права на маркетинг и дистрибуцию по всему миру кроме СНГ, включая и Россию. Рынок государств СНГ стопроцентно отдан российскому Як-130.
Самолет был в первый раз представлен публике на авиасалоне Фарнборо в июле 2008 года. Внедрение в конструкции самолета титана и композитных материалов позволило понизить его массу приблизительно на 700 кг. по сопоставлению с начальным макетом Як-130Д, что положительным образом отразилось на свойствах самолета.

Приметно, что итальянский учебно-боевой самолет сохранил схожую с Як-130Д (демонстратор) хвостовую часть, также вертикальный аэродинамический гребень в месте стыка наплыва и крыла. В то же время у него поменялась форма носового конуса, появилась штанга для заправки топливом в воздухе, совершенно по-другому убирается шасси. В текущее время данный самолет интенсивно продвигается на рынке. Более большой договор сейчас заключен с Израилем. В феврале 2012 года ВВС Израиля заполучили 30 самолетов M-346 «Мастер», сумма сделки составила 1 миллиардов. баксов. Подразумевается, что 1-ые УБС будут поставлены в страну в 2014 году. Броско, что Як-130 и M-346 конкурируют с собой в договорах на поставку УБС для ВВС Филиппин и Малайзии.
Тактико-технические свойства M-346:
Размеры: размах крыла – 9,72 м., длина истребителя – 11,49 м., высота – 4,76 м.
Площадь крыла – 23,52 кв. м.
Масса самолета обычная взлетная – 6 700 кг., наибольшая взлетная – 9 500 кг.
Припас горючего – 1950 л.
Тип мотора – 2 ТРД ITEC (Honeywell) F124-GA-200, тяга – 2х2835 кгс.
Наибольшая скорость у земли – 1060 км/ч.
Практическая дальность – 2 000 км.
Практический потолок – 13 700 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: точек подвески 9, критическая нагрузка – 3 000 кг.
Китайский УБС L-15
Еще одним близким по духу самолетом, фактически родственником, является китайский многоцелевой учебно-боевой самолет L-15, сделанный компанией HAIG в Наньчане при конкретном консультировании ОБК им. Яковлева. В отличие от Як-130 и его итальянского аналога M-346 китайский L-15 является сверхзвуковым самолетом учебно-боевой подготовки. Он предназначен для обучения пилотов, летающих на истребителях J-10 и J-11. Возможность полетов на сверхзвуке предназначила наличие мотора с форсажной камерой. Благодаря этой особенности самолет, в особенности в его задней части, значительно отличается от Як-130 и M-346, по этой же причине у самолетов различное хвостовое оперение. Хотя на виде с боковой стороны L-15 не много чем отличается от русского и итальянского самолетов.
В качестве основой силовой установки китайских L-15 подразумевается использовать 2 форсажных мотора АИ-222-25Ф, которые разрабатываются украинским ЗМКБ «Прогресс» им. Ивченко на базе имеющегося мотора АИ-222-25, который употребляется на русском Як-130. L-15 обустроен цифровой ЭДСУ и имеет современную авионику. В отличие от собственных русских и итальянских братьев он обустроен интегрированной 23-мм пушкой. На наружных подвесках самолет может нести вооружение разных классов как управляемое, так и неуправляемое. Собственный 1-ый полет самолет сделал 13 марта 2006 года.

Конструкция УБС на 25% состоит из углеродных композиционных материалов, в том числе его хвостовое оперение, также закрылки. Предполагаемый срок эксплуатации машины составляет 10 000 летных часов либо около 30 лет. В 2010 году была представлена версия с форсированными дваигтелями АИ-222-25Ф. Новенькая версия носит заглавие L-15 Lift. Благодаря модернизации маневренность самолета была доведена до маневренности истребителей, относящихся к 3-му поколению. При всем этом по скороподъемности L-15 Lift не уступает французскому Mirage 2000 и южноамериканскому F-16. В текущее время самолет участвует в тендере ВВС КНР на учебно-боевой самолет последнего поколения.
Тактико-технические свойства L-15 Lift:
Размеры: размах крыла – 9,48 м., длина истребителя – 12,27 м., высота – 4,81 м.
Масса самолета обычная взлетная – 6 500 кг., наибольшая взлетная – 9 500 кг.
Тип мотора – 2 ТРДД АИ-222-25Ф, тяга – 2х2500 кгс., на форсаже 2х4200кгс.
Наибольшая скорость – 1715 км/ч (1,6М).
Боевой радиус – 550 км.
Перегоночная дальность – 3 100 км.
Практический потолок – 16 500 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: 23-мм автоматическая пушка, 6 точек подвески, критическая нагрузка – 3 000 кг.