Американская «молния»: состояние и перспективы

Американская «молния»: состояние и перспективы

Южноамериканский функциональный тактический истребитель F-35 Lightning II («Молния») в свое время был предпосылкой бессчетных публикаций и споров, как профессионалов, так и любителей современного орудия и авиации. Со временем страсти вокруг него равномерно улеглись и на замену скоропалительным, а часто просто несведущим выводам пришли выводы и представления, которые высказывают спецы собственного дела, те, кто подходит к оценке всего нового более основательно и доказательно. Какой-то из них, кандидат военных наук, редактор журнальчика «Авиапанорама» Валерий Антошин, в статье «F-35 примеряет тактическое ядерное оружие» (№5-2012) затронул некие вопросы, связанные с этим самолетом и его наиблежайшими перспективами.

В 2011 г. ВВС США обусловили, что в наиблежайшие годы им нужно иметь на вооружении около 1900 тактических истребителей. При всем этом истребители 4-го поколения равномерно будут заменяться новыми истребителями 5-го поколения, толика которых приблизительно к 2020 г. в боевом составе должна возрости уже в 3 раза. И если парк истребителей F-22A скоро будет модернизироваться, то истребители F-35 все еще продолжают проходить летные тесты, которые, похоже, растянутся еще лет на 5, а то и поболее.

Все же, ВВС США отводят истребителю F-35 важную роль в перевооружении самолетного парка на машины последнего поколения. В наиблежайшие 10 лет он должен стать главным носителем тактического ядерного орудия в ВВС США и НАТО. На авиабазе ВВС США Эглин в конце февраля 2012 г. в рамках подготовки к программке обучения летного состава начаты пробные полеты на самолетах F-35А и подготовка к их эксплуатации.

В прошлых статьях нашего журнальчика, посвященных истребителям F-35, мы уже отмечали, что разработчик семейства этих новых истребителей 5-го поколения (компания «Локхид Мартин») благопристойно «промахнулся» как со сроками разработки программки, так и с ее качеством, а тем паче со стоимостными показателями. Разработка истребителей длится, тесты опытнейших образцов идут с отставанием более чем на 2 года, программка полетов по количеству летных часов (интенсивности испытательных полетов) вроде бы производится, а где-то даже превосходила план в 2011 г.

А вот оценка процесса летных испытаний по завершенным контрольным точкам, проведенная в 2011 г., показала, что объем испытаний по самолету F-35B составил только 9% от плана, а для F-35A и F-35C соответственно 11% и 32%. С такими темпами выполнить план переоснащения ВВС США новыми истребителями стремительно не получится.

Как быть с союзниками США по НАТО? Те ведь уже вложили в программку разработки новых истребителей не один млрд баксов. Некие ожидают и уповают, другие бурно дискуссируют увеличение цен на самолеты F-35 (к примеру, Канада, Норвегия). Австралийские друзья США уже закупили заместо этого новые F-18Е/F и считают, что тихо дождутся в 2020-е гг. истребителей F-35. Норвегия же в 2014 г. обязана начать программку модернизации собственных устаревших истребителей F-16 с целью продления срока их эксплуатации еще на 10 лет.

Поставка первых 2-ух истребителей F-35 для ВВС Норвегии ожидается в 2018 г. с запозданием на 2 года. Им еще предстоит пройти приемочные тесты, после этого эти истребители будут употребляться для подготовки пилотов. Реально принятие самолета на вооружение можно ждать не ранее 2020 г., а окончание поставок всех заказанных для ВВС Норвегии самолетов ожидается только в 2023 г.

Такие же трудности со сроками поставок истребителей появились фактически у всех союзников и друзей США, которые могут столкнуться с суровым недостатком боевых самолетов для собственных ВВС, если программка F-35 продолжит «хромать» и далее. А вот Англия поначалу как-то засомневалась в надежности собственных американских партнеров, хотя хочет даже участвовать в проведении летных испытаний опытнейших образцов. В Лондоне взяли резвый старт, устранили свои уже устаревшие «Харриеры», продав их янки на запчасти, и задумывались, что вот-вот получат новые F-35В с укороченным взлетом и вертикальной посадкой.

Но их царскому флоту предначертано и до настоящего времени оставаться всего только «вертолетоносным», а получение новых истребителей ранее 2020 г. очень туманно. А здесь еще непоследовательность англичан в стремлении сберечь подпортила картину. По договору компания «Локхид Мартин» должна была поставить Великобритании истребители КВВП F-35В, но англичанам вдруг вздумалось поменять их палубными истребителями F-35C, тогда, дескать, появится возможность выходить в море и делать нужные «миротворческие» задачки вместе с южноамериканскими авианосцами.

Когда же спецы проанализировали новое предложение властей, то оказалось, что это обойдется «в копеечку», потому что востребует дополнительных ассигнований, связанных с проведением дорогостоящих доработок, установок новых катапульт и т.д. В конечном итоге посреди 2012 г. Англия возжелала вновь возвратиться «на круги своя», к уже обычному F-35B, но официального документа по этому вопросу пока не размещено. То же самое можно гласить и о других «друзьях» США. Они все будут, естественно, беспокоиться, спорить, но обязаны ожидать окончания испытаний опытнейших истребителей и поставок серийных машин, потому что другого варианта у их нет.

В 2011 г. ВВС США перебежали на новый шаг программки F-35: поставлены 6 тренировочных истребителей на авиабазу Эглин, по программке летных испытаний достигнут налет 1000 часов для самолета F-35A, который за год сделал 450 испытательных полетов, выполнена 1-ая удачная дозаправка истребителя в воздухе от заправщика КС-10.
В ноябре 2011 г. завершена сборка первого самолета F-35B для Англии, которая подразумевала участвовать в проведении летных испытаний 3-х опытнейших экземпляров самолета (из их два истребителя F-35B и один F-35C). В апреле 2012 г. 1-ый F-35B уже сделал полет на базу Эглин. Будет ли Англия участвовать в испытаниях F-35C – станет ясно только после официального заявления британских властей об окончательном выборе типа палубного истребителя.

Недочеты, выявленные в процессе летных испытаний опытнейших образцов самолета:

1. Высочайший уровень сразу выполняемых работ в процессах производства, разработки и испытаний F-35 привел к суровым дилеммам в реализации программки в целом. А именно, подготовка к началу проведения испытательных полетов в центре подготовки летного и технического состава к эксплуатации и обслуживанию многообещающего истребителя (авиабаза Эглин, шт. Флорида) проводится на недоработанных самолетах. Фирме-разработчику предстоит перепроектировать некие конструктивные элементы истребителя и внести конфигурации во все модификации самолета, что просит значимого дополнительного финансирования.

2. В 2011 г. проведен только ограниченный объем летных испытаний программного обеспечения «систем выполнения боевых задач» (mission systems). По плану «Локхид Мартин» разработка программного обеспечения для самолета F-35 будет завершена не ранее 2015 г., потому окончательная доводка, интеграция и летные тесты более принципиальных всеохватывающих частей данных систем еще только предстоит.

3. В октябре 2011 г. проведены 1-ые испытательные полеты F-35В с палубы десантного корабля. За 19 дней проведено 72 цикла (укороченный взлет – вертикальная посадка) при продольном ветре до 16 м/с и боковом ветре до 5 м/с. Но обнаруженные недостатки ставят под колебание оперативное внедрение данной модификации самолета в ближнем будущем. Надежность и ремонтопригодность самолета остается недостаточной. Очередной шаг испытаний запланирован на август 2013 г.

4. Выполнена полная проверка на системном уровне первого испытательного самолета. Результаты теста проявили надежность систем управления полетом и электроснабжения самолета и их способность по мере надобности изолировать покоробленные узлы и агрегаты. Тесты с применением орудия проявили, что бортовая система генерации инертных газов не способна обеспечить защиту топливных баков самолета от взрыва при повреждении средствами ПВО во время выполнения боевых задач. Данная система и топливные баки подлежат доработке с следующими дополнительными испытаниями.

В процессе испытательных полетов самолетов F-35В выявлены последующие недостатки: залипание привода заслонки верхнего воздухопоглотителя подъемного вентилятора; не отвечающая требованиям заслонка вспомогательного воздухопоглотителя; ранний износ опорной балки привода заслонки подъемного вентилятора; отрыв заслонок сопла стабилизации наклона во время полета; износ заслонок поворотного сопла; растрескивание створки ниш главных опор шасси; лишний перегрев ведущего вала подъемного вентилятора; перегрев муфты привода вала подъемного вентилятора во время обыденного (горизонтального) полета; перегрев отсека сопла стабилизации наклона.

Выявленные недостатки на самолете F-35С: лишние колебания фронтальной опоры шасси во время буксировки (выруливания); неудовлетворительно длительное время уборки шасси; перегрев электро-гидростатической системы привода; необходимость полного перепроектирования конструкции тормозного гака. Ни один истребитель, в процессе восьми тренировочных полетов с имитацией посадки на палубу авианосца не смог зацепиться выпускным гаком за трос аэрофинишера. Очередной шаг испытаний назначен на начало 2013 года; конструкция захвата носового шасси самолета за пусковое устройство палубной катапульты не обеспечивает надежное удержание истребителя при работе его движков на взлетном режиме; утрата связи инерциальной навигационной системы и GPS приемника c приборной панелью пилота во время взлета с палубной катапульты; непостоянность работы нашлемных индикаторов.

Отмеченные недочеты, выявленные в процессе летных испытаний, постоянный перенос сроков реализации программки истребителя F-35 снова завлекли внимание к ней управления ВВС США и Конгресса. Еще одна их оценка характеристик программки разработки, проведенная сначала 2012 года, представлена в табл. 1.


Оценка характеристик программки разработки истребителя F-35, проведенная сначала 2012 года.

На фоне всей этой денежной картины логично смотрятся числа относительной цены самолета F-35. Без учета издержек на разработку стоимость самолета составляет: F-35A — 83,4$млн, F-35В – 108,1$млн, F-35С – 93,3$млн. Еще больше впечатляющим представляется цена летного часа этого нового истребителя: F-35А – 35200$, F-35В – 38400$ F-35С – 36300$.

Почему же америкосы так держатся за программку F-35? Обстоятельств здесь несколько. Во-1-х, как уже писал наш журнальчик, самолеты F-35 призваны поменять, в том числе, старенькые южноамериканские истребители F-16 в почти всех странах мира, а это очень вкусный кусочек. Во-2-х, америкосы не желают подорвать собственный престиж передовой авиационной державы. А в-3-х, они хотят поменять свои быстро стареющие F-15 и F-16, которые являются носителями тактического ядерного орудия (бомбы В61-3/4/10), новыми F-35, вооруженными модернизированными и поболее точными В61-12.

Не считая этого, уже в рамках НАТО также есть носители тактического ядерного орудия, это самолеты «Торнадо», которые тоже могут быть изменены на самолеты F-35. Потому ВВС США всячески продвигают программку F-35, вкладывая и вкладывая в нее миллионы баксов, и в то же время проводят еще одну модернизацию истребителей F-15 и F-16 для продления их ресурса еще, как минимум, лет на 10. За этот период времени они подразумевают «довести до ума» истребитель F-35, оснастить его всем нужным для внедрения тактических ядерных бомб, научить летный и технический состав как в собственных ВВС, так и в ВВС собственных союзников по НАТО.

ВВС США планируют окончить работы по оснащению и сертификации истребителей F-35 Block IV нужным оборудованием в районе 2020 г. Хранение ядерных бомб В61-12 планируется организовать в уже имеющихся в Европе 6 хранилищах, расположенных на местности 5 государств: Бельгия, Германия, Италия, Нидерланды, Турция.

И все-же некие вопросы остаются. Самые большие союзники США по НАТО, а это Германия, Англия и Франция, с одной стороны, поддерживают собственного заморского напарника, а с другой – проводят несколько независимую политику. В ВВС Германии носителем ЯО являются самолеты «Торнадо», в перспективе его поменяют новые «Еврофайтеры», хотя Германия почему-либо пока не планирует оснащать их тактическим ЯО. Во Франции есть свои самолеты «Рафаль», вооруженные КР с ЯБЧ, а что касается Англии, то на ее местности вообщем нет складов тактического ЯО.

При всем этом разумеется, что инструмент роли европейских государств в этих операциях определяется особыми документами НАТО, а главную роль, как обычно, играют США, которые держат в собственных руках и ядерное орудие, и огромную часть его носителей, стремясь располагать все это, конечно, в Европе. А о том, что в случае конфликта страны, с местности которых это орудие может быть использовано, будут «подставлены» их основным союзником, все пока молчат.


Анатолий Соколов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,170 сек. | 12.82 МБ