Дорогой «Рэптор»

Дорогой «Рэптор»

Истребитель F-22 оказался не по кармашку даже США

Соединенные Штаты никогда не были увидены в желании хоть в малой степени поделиться военными технологическими секретами даже со своими союзниками. В ряде всевозможных случаев это создавало определенные задачи, в особенности когда на высшем уровне принималось политическое решение показать ту либо иную новейшую военную систему своим партнерам.

Когда в июне 1991 года после роли в войне в Персидском заливе новейших истребителей-бомбардировщиков F-117A управлением США было принято решение показать какой-то из них на международном авиационно-космическом салоне в парижском пригороде Ле Бурже, вокруг самолета ценой 106,2 миллиона баксов по всему периметру была выставлена уплотненная охрана из морских пехотинцев, запрещавшая приближаться к новинке поближе чем на 10 метров.

Сопровождая с группой журналистов президента Франции Франсуа Миттерана и министра обороны Пьера Жокса во время их обхода экспозиции салона, я стал очевидцем того, как при попытке французского министра потрогать радиопоглощающую обшивку F-117A один из американских морских пехотинцев ринулся к Жоксу, перехватил его руку и предупредил ее соприкосновение с новым для тех пор радиопоглощающим материалом. Этот момент был запечатлен фотографом французского авиационно-космического еженедельника «Эр э Космос», который в это время находился на крыше рядом стоящего павильона и снимал южноамериканский истребитель сверху. На последующей неделе редакция «Эр э Космос» вынесла этот снимок на первую обложку собственного еще одного номера.

Самый передовой

На следующих глобальных авиационно-космических салонах америкосы временами заявляли и показывали свои новые боевые летательные аппараты. Но исключительно в воздухе. Демонстрация таких самолетов, как стратегический бомбовоз B-2 «Спирит» либо малозаметный истребитель F-22 «Рэптор», пролетавших, к примеру, над территориями салонов в Фарнборо либо Дубае, на наземных статических экспозициях была запрещена даже при условии обеспечения круглосуточной усиленной охраны. Потому нынешние планы США сделать из «Рэптора» экспортный продукт и предложить его ряду стран-союзников разительным образом отличаются от тенденций прошедших лет. В большой степени это связано с очень высочайшей ценой этого малозаметного истребителя, предназначенного для борьбы за приемущество в воздухе, и желанием хоть в некий степени восполнить израсходованные на него средства.

Самолет F-22 «Рэптор», как считают южноамериканские специалисты, в текущее время является более передовым истребителем 5-ого поколения для борьбы за приемущество в воздухе, также имеет способности нанесения ударов по наземным целям с применением высокоточного орудия (ВТО). Самолет имеет маленькую заметность в разных спектрах электрического диапазона, сверхкрейсерскую скорость полета, высшую маневренность с применением отклоняемого вектора тяги, также интегральную авионику, синтезирующую информацию от бортовых и наружных датчиков.

F-22 создавался для подмены устаревших истребителей для борьбы за приемущество в воздухе F-15, в то время как другая южноамериканская машина 5-ого поколения F-35 «Лайтнинг II» – для подмены истребителей F-16 и ударных самолетов A-10. Как подчеркивают военные специалисты США, по степени малозаметности, также по способностям ведения воздушного боя F-22 превосходит F-35, который рассматривается как дополнение к «Рэптору» и является двухцелевым истребителем как для выполнения ударных операций с применением ВТО, так и для ведения воздушного боя. Если база истребительного парка ВВС США предшествующего поколения состояла из томного и легкого истребителей F-15/F-16, то сейчас этот парк базируется на новейшей паре самолетов – F-22/F-35A.

Но из-за высочайшей цены «Рэптора» ВВС США не удалось воплотить начальные планы по достижению надобного количества парка этих самолетов. Если в планах 1991 года количество серийных F-22 составляло 648 единиц, то по мере реализации программки число закупаемых самолетов повсевременно сокращалось и к 2010 году составило 175 единиц.

По данным последнего отчета, приготовленного Исследовательской службой конгресса США по программке истребителя 5-ого поколения F-22 «Рэптор» (Air Force F-22 Fighter Program), общая цена закупок 179 самолетов в рамках этой программки по состоянию на 31 декабря 2010 года, включавшая расходы на НИОКР, закупки и издержки на военное строительство, – 67,3 млрд баксов. В эту сумму вошли расходы на НИОКР (около 32,4 млрд баксов), средства на закупку самих самолетов (около 34,2 млрд), также 676,6 миллиона баксов на военное строительство. Издержки на один самолет по программке приобретения системы орудия F-22 из 179 единиц, включая расходы на постройку опытнейших самолетов, составили 369,5 миллиона баксов. Средняя закупочная цена каждой из 179 машин – 185,7 миллиона баксов.

Как надо из отчета, закупки по программке F-22 начались в 1999 финансовом году и длилось до 2009 денежного года. Всего куплено 195 истребителей, в том числе 177 серийных самолетов, 16 испытательных машин и два опытнейших самолета, сделанных на шаге разработки. В рамках бюджета 2010 денежного года правительство США предложило окончить закупки F-22, когда было выпущено 187 истребителей, и конгресс одобрил это решение.

Финишный и 195-й по счету F-22 поставлен ВВС 3 мая 2012-го, после этого сборочная линия истребителей F-22 в городке Мариетта (штат Джорджия) была остановлена, а оборудование и технологическая оснастка в количестве 30 тыщ разных компонент законсервированы и переданы на хранение. Компания «Локхид Мартин» также «задокументировала» для хранения весь сборочный процесс F-22, при этом любая технологическая операция была снята на видеопленку, чтоб в случае возобновления серийного производства этих истребителей можно было стремительно приготовить рабочих.

Израсходовав огромные средства на формирование парка F-22, численность которого более чем втрое меньше сначало планировавшегося количества, ВВС США должны растрачивать огромные средства на поддержание боеготовности этих истребителей и проведение их модернизации в протяжении всего срока службы.

Более того, с 2010 года при эксплуатации F-22 появились очень противные трудности. А именно, после катастрофы F-22 в ноябре 2010-го на Аляске ВВС США зарегистрировали по последней мере 25 случаев появления гипоксии у летчиков этих истребителей во время выполнения полетных заданий. А именно, из зарегистрированных с конца 2011 года 10 тыщ вылетов F-22 отмечено 11 случаев (около 0,1 процента) появления симптомов гипоксии у пилотов, при этом 6 из их произошли в феврале и марте 2012-го. Кстати, ВМС США имели подобные трудности с летным составом палубных истребителей F-18, так как с 2002 по 2009 год вышло 64 инцидента, два из которых завершились смертельным финалом.

После долгих исследовательских работ и многократных запретов полетов парка F-22 были выявлены некие потенциальные предпосылки появления гипоксии и, а именно, угольные фильтры в системе генерации кислорода и давление в жилетах летчиков. Только после соответственных доработок парк F-22 опять был введен в эксплуатацию, хотя совсем неувязка гипоксии до сего времени не решена.

Расходы на модернизацию

Южноамериканская администрация в рамках военного бюджета 2013 денежного года запросила 283,9 миллиона баксов на модернизацию состоящих на вооружении истребителей и 36,7 миллиона баксов на оснащение центров авиационного логистического обеспечения необходимыми средствами для технического обслуживания F-22.

Не считая того, в рамках этого же военного бюджета на 2013 год были запрошены средства в размере 140,1 миллиона баксов на НИОКР по созданию более совершенного программного обеспечения (Increment 3.2B) для истребителей F-22 и 371,7 миллиона баксов на НИОКР по истребителям F-22A.

Программка модернизации находящихся на вооружении F-22 была утверждена в 2003 году. Она разбита на четыре сектора и предугадывает последовательное наращивание ударных способностей самолета для поражения наземных целей, также способностей по сбору инфы, наблюдению и разведке.

А именно, после реализации первого сектора (Increment 2) самолеты в варианте «блок 20» сумеют использовать на сверхзвуковых скоростях боеприпасы прямой атаки JDAM (Joint Direct Attack Munition), также улучшенные ракеты средней дальности AMRAAM.

В рамках второго сектора (Increment 3.1), который начался в ноябре 2011 года, будут расширены способности БРЛС с АФАР APG-77 для картирования подстилающей поверхности и внедрения боеприпасов JDAM с автономным целеуказанием от бортовых датчиков. Модернизация дозволит истребителям F-22A нести и использовать восемь бомб малого калибра типа SDB (Small diameter bomb).

3-ий модернизационный сектор (Increments 3.2A и 3.2B) нацелен на улучшение программного обеспечения для улучшения электрической защиты F-22A, боевого опознавания и полосы связи «Линк-16». Его реализация сделает лучше применение бомб SDB и целеуказание с применением способов геолокации, повысит способности системы автоматического предупреждения способности столкновения с землей и обеспечит применение улучшенных ракет класса «воздух-воздух» AIM-120D и AIM-9X.

Что касается 4-ого сектора (Increment 3.2B), то в его рамках будет продолжено наращивание боевых способностей самолета, достигнутых при реализации предшествующего шага модернизации.

Полностью естественно, что на все эти работы требуются немалые средства. Согласно оценкам головного контрольно-финансового управления при конгрессе США цена программки модернизации парка F-22 к истинному времени удвоилась – с 5,4 до 11,7 млрд баксов, а сроки ее реализации пролонгированы с 2010 по 2017 год. Реализация программки модернизации парка F-22 приобретает все более принципиальное значение в связи с задержкой выполнения программки другого истребителя 5-ого поколения – F-35, также возрастанием его закупочной цены, равномерно приближающейся к цены «Рэптора».

Плюс издержки на эксплуатацию

Не считая того, вместе с модернизацией наиблежайшей перспективы нужно поддерживать эксплуатацию очень сложной системы вооружения, какой является F-22. Если на закупку парка F-22A ушло практически 70 млрд баксов, то на поддержание эксплуатации этого парка в течение расчетного срока службы ВВС нужно практически 160 млрд баксов. В протяжении нескольких следующих лет ВВС будет нужно выше 100 миллионов баксов для ремонта F-22A с целью обеспечения их полетов в течение восьми тыщ летных часов, заложенных при проектировании этих самолетов. Только за два последних года ВВС израсходовали на договоры для компании «Локхид Мартин» по поддержанию эксплуатационной готовности парка F-22A практически 1,4 млрд баксов.

Озабоченность конгресса также вызывают надежность и ремонтопригодность парка эксплуатируемых F-22. В 2012 финансовом году ВВС издержали около 803,4 миллиона баксов на модификацию и техно поддержку этих истребителей. Но степень боеготовности «Рэпторов» находится на достаточно малом уровне. А именно, в 2009-м она составляла только 60 процентов и в текущее время навряд ли превосходит этот уровень.

Все вышеприведенные денежные выкладки не добавляют оптимизма не только лишь командованию ВВС, да и военно-политическому управлению США, которое в принципе готово с нынешних позиций разглядеть, хотя и с определенными критериями, вопрос об экспорте F-22. Южноамериканские законодатели уже разрешили Министерству обороны США проводить исследования и проектирование, направленные на разработку многообещающей экспортной версии истребителя при условии защиты скрытой и «чувствительной» инфы, касающейся его конструкции и технологии производства.

Посреди возможных заказчиков экспортной версии F-22 США рассматривают, к примеру, Японию, истребительный парк которой насчитывает в том числе около 200 F-15 и около 90 устаревших F-4. Для подмены парка F-4 Стране восходящего солнца нужно приобрести 40–50 новых истребителей в рамках программки по подмене истребительного парка, получившей обозначение FX, при этом программка подмены самолетов F-15 носит заглавие FXX.

Но невзирая на то, что США рекомендовали Стране восходящего солнца приобрести самолеты F-35 «Лайтнинг II», а не F-22, японские военные предпочитают конкретно «Рэптор». И хотя в декабре 2011 года Япония приняла решение о закупке F-35, она готова возвратиться к вопросу о приобретении F-22 в этом случае, если конгресс снимет запрет на экспорт этих истребителей. Кстати, южноамериканская сторона проинформировала правительство Стране восходящего солнца, что в случае возобновления серийного производства F-22 для реализации экспортной программки будет нужно около 900 миллионов баксов лишь на восстановление сборочной полосы, работу которой обеспечивали 1040 компаний-поставщиков из 44 стран мира.


Николай Новичков, главный редактор агентства АРМС-ТАСС

источник vpk-news.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,121 сек. | 12.43 МБ