Япония замахнулась на создание истребителя шестого поколения

Япония замахнулась на создание истребителя шестого поколения
Япония в наиблежайшие 5 лет приступит к разработке нового истребителя, который некие южноамериканские специалисты уже отнесли к боевым самолетам шестого поколения. Новый самолет получит массивные движки, умственные бортовые системы и по своим способностям затмит уже имеющиеся истребители 5-ого поколения. Правда, шансы на то, что самолет японской разработки будет делается серийно, малы. В дальнейшем этот проект может слиться с южноамериканскими, и Япония, как обычно, закупит истребители, изготовленные в США.

Новое поколение

Многообещающий японский истребитель получит индекс F-3. Опытно-конструкторские работы в рамках этого проекта планируется начать в 2016-2017 годах, поднять 1-ый макет в воздух — в 2024-2025 годах, а начать серийное создание истребителя рассчитывают в 2027 году. Такие сроки обсуждены в плане развития ВВС, приготовленном министерством обороны Стране восходящего солнца. С этим документом ознакомилось издание Aviation Week. В общей трудности военные хотят приобрести более 200 новых самолетов.

Согласно планам японского военного ведомства, новые истребители государственной разработки должны будут поменять устаревшие Митсубиши F-2 (сделаны на базе американских F-16 Fighting Falcon) и F-15J/DJ Eagle/Kai. В текущее время ВВС Стране восходящего солнца делают полеты на 78 истребителях F-2A/B и 198 F-15J/DJ. Новые F-3 будут употребляться вровень с истребителями F-35 Lightning II; 42 таких самолета Япония хочет приобрести у США.

Подготовительные научно-исследовательские работы по созданию нового японского истребителя начались в 2010 году. Их ведет Институт технических исследовательских работ и разработок (TRDI) при министерстве обороны Стране восходящего солнца в рамках проекта i3. В многообещающем самолете планируется использовать ряд технологий, которые будут сделаны в рамках проекта по разработке истребителя 5-ого поколения ATD-X Shinshin. Последний, вероятнее всего, не получит серийного продолжения и будет существовать исключительно в виде нескольких летных прототипов.

ATD-X расшифровывается как Advanced Technology Demonstrator — X (демонстратор новейших техологий; X — пока неведомый и не присвоенный цифровой индекс). Shinshin в переводе с японского значит "разум". 1-ый полет машины запланирован на 2014 год. Японское военное ведомство серьезно никогда не думало о серийном производстве этого самолета, и весь проект в целом был инициирован быстрее для того, чтоб обосновать властям, что Япония еще может разрабатывать сверхтехнологичную военную продукцию.

Из прорывных технологий ATD-X, которые может унаследовать F-3, сначала следует именовать систему самовосстановления управления полетом SRFCC (Self Repairing Flight Control Capability). Сущность этой технологии состоит в том, что бортовик будет получать с датчиков информацию о повреждении разных аэродинамических частей конструкции и корректировать работу оставшихся целыми частей таким макаром, чтоб вполне вернуть маневренность самолетом.

В F-3 "перекочуют" и разные технологии малозаметности (геометрическая форма, пассивные электрические системы, радиопоглощающие и композиционные материалы, особенное железное напыление и некие другие), многорежимный радар с активной фазированной антенной решеткой (может быть, улучшенная версия уже сделанной РЛС JAPG-1 AESA), оптико-волоконная система дистанционного управления с неоднократным дублированием каналов, система радиоэлектронной борьбы и обмена информацией.

В последнее время основной упор планируется сделать на разработку новых движков для самолета и технологии малозаметности. Проектированием мотора занимается компания IHI, которая хочет сделать силовую установку, способную развивать тягу в 15 тыщ килограммов-силы. Возможно, имеется в виду форсажное значение. Для сопоставления, движок F119-PW-100 для истребителя F-22 Raptor способен развивать тягу в 10,7 тыщи килограммов-силы и в 15,9 тыщи килограммов-силы в режиме форсажа.

Демонстратор технологий является уменьшенной версией проектируемого истребителя. По этой причине в конструкцию макета не заложены внутренние отсеки вооружения. Предположительно, по своим размерам F-3, который возьмет огромное количество технологий у Shinshin, будет по своим размерам сравним с F-15J.

На создание мотора министерство обороны Стране восходящего солнца хочет издержать 17,2 млрд иен (215,6 миллиона баксов), из которых 4,5 млрд будут выделены на проект уже в 2013 году. Тесты мотора планируется начать в 2015 году, а окончить работы над новейшей силовой установкой — в 2017 году. Кроме большой тяги разработчики хотят достигнуть и поболее больших температурных характеристик воздуха в камере воздухопоглотителя перед компрессором.

Расчетное значение температуры пока составляет 1600 градусов Цельсия, но IHI планирует перескочить этот предел. Внимание, которое жители страны восходящего солнца уделяют этому показателю, может указывать на то, что они желают сделать реактивный движок, способный работать на скоростях более 3-х чисел Маха (около 3,4 тыщи км в час). Для заслуги этой цели ученым, возможно, придется создать новые, более устойчивые к высочайшим температурам, материалы для конструкции воздухопоглотителей и компрессоров.

Япония замахнулась на создание истребителя шестого поколения
Модель технологического демонстратора ATD-X (Advanced Technology Demonstrator-X). Источник: kosuke2009.blogspot.co.uk

Дело в том, что при полете самолета всегда происходит торможение воздушного потока в воздухопоглотителе, в итоге чего воздух существенно греется. При превышении расчетного порога это может приводить к разрушению воздухопоглотителя и компрессора. Не считая того, компрессору становится сложнее сжимать нагретый воздух и подавать его в камеру сгорания, и общая эффективность мотора понижается. Конкретно по этой причине внедрение турбореактивных движков на гиперзвуковых скоростях становится неосуществимым.

Ожидается, что японский F-3 получит двухдвигательную конструкцию, а это означает, что совокупная тяга движков самолета будет составлять 30 тыщ килограммов-силы. Для сопоставления, двухдвигательная силовая установка истребителей F-15J, которые должен будет поменять новый F-3, способна развивать тягу в 15,9 тыщи килограммов-силы и 22,6 тыщи килограммов-силы в режиме форсажа. Внедрение сильной силовой установки на F-3 показывает на то, что истребитель будет относиться к классу томных. Наибольшая взлетная масса томного F-15J составляет 30,8 тонны.

Не считая того, TRDI хочет создать для F-3 особенное радиопоглощающее покрытие, в структуру которого будет интегрирована сетка из антенн, соединенных с системой радиоэлектронного противодействия. По данным TRDI, такая сетка дозволит не только лишь определять радиолокационное облучение самолета, да и снижать радиолокационную заметность истребителя. За счет таких антенн также планируется глушить радары противника. Технические подробности проекта пока неопознаны.
На разработку новейшей технологии японское военное ведомство в 2013-2016 годах хочет выделить 1,6 млрд иен. В рамках этого же проекта будет вестись создание новейшей системы радиоэлектронной борьбы и противодействия, которая дозволит обеспечить "всеобъятное наблюдение и глушение". В конце концов, военные желают получить технологию понижения действенной площади рассеяния, лучшую от принципов геометрической и структурной малозаметности. Техно оценка этого проекта состоится в 2019 году.

С 2010 года TRDI получил 2,5 млрд иен на исследования в области аэродинамики внутренних вооружений, включая сброс бомб и пуск ракет из внутренних отсеков вооружения, раскрытие створок на огромных скоростях полета и расчет прочностных черт материалов таких отсеков. На окончание работ и создание прототипов внутренних отсеков будет нужно еще 3,8 млрд иен.

Хотя японское министерство обороны очевидно не указало принадлежность многообещающего самолета к определенному поколению боевых самолетов, южноамериканские аналитики отнесли F-3 к шестому поколению истребителей. В 2011 году агентство Jane’s также докладывало, что Япония начала подготовительные работы по созданию собственного истребителя шестого поколения. Сборкой самолета будет заниматься японская компания Митсубиши Heavy Industries.

По оценке японского военного ведомства, в 2020-х годах новыми сверхтехнологичными истребителями и ракетами с увеличенной дальностью будут владеть Китай, Южная Корея и Наша родина — наиблежайшие соседи Стране восходящего солнца, с которыми она имеет ряд территориальных споров. В качестве противовеса Япония и хочет сделать свой многоцелевой тяжкий истребитель, способный делать задачки как завоевания господства в воздухе, так и нанесения высокоточных ударов по наземным целям.

Возможность слияния

Приблизительно в обозначенные Японией сроки сделать собственные истребители шестого поколения для ВМС и ВВС хотят США. С января 2011 года южноамериканские ВВС и ВМС ведут совместную разработку требований к истребителю поколения "6", который планируется принять на вооружение в 2025-2030 годах. В ВМС США эта программка именуется F/A-XX, а в ВВС — F-X. Некие южноамериканские аналитики представили, что, как и проект ATD-X, новый F-3 может не получить собственного серийного продолжения — Япония предпочтет закупить южноамериканские самолеты.

Подготовительный перечень требований пока обнародовали только южноамериканские ВМС, но навряд ли он существенно отличается от требований ВВС. Военно-морские силы желают получить самолет, базирующийся на авианосце, способный обеспечивать господство в воздухе и решать ряд других боевых задач в пространстве с ограничением и запрещением доступа и маневра (A2/AD, anti-access/area denied operational environment), включая ведение воздушного боя, нанесение наземных ударов, противокорабельную борьбу и конкретную поддержку с воздуха.

Собственные концепции истребителей шестого поколения уже представили южноамериканские компании Boeing и Lockheed Martin. 1-ая ведет проектирование боевого самолета F/A-XX с 2009 года; в мае 2010 года Boeing на конференции Военно-морской лиги США показал две концепции многообещающего истребителя. В целом, по данным Boeing, самолет соответствует требованиям американских ВМС. Не считая того, он может быть как дистанционно управляемым, так и пилотируемым.

Lockheed Martin представила свое видение истребителя шестого поколения сначала января 2012 года. К отличительным чертам боевых самолетов этого поколения компания отнесла принципно новые движки, материалы, системы обеспечения энергией и орудие. Истребители должны быть резвее имеющихся самолетов 5-ого поколения, владеть большей дальностью полета и рядом новых технологий, как, к примеру, "самовосстанавливающихся структур" и "многоспектральной малозаметности".

В качестве более возможной силовой установки в текущее время рассматриваются улучшенные реактивные движки изменяемого цикла с адаптивной технологией (ADVENT). Их особенностью станет внедрение третьего воздушного контура, с помощью которого воздушный поток будет обходить компрессор и камеру сгорания. При взлете и полете на наибольшей скорости 3-ий контур будет запираться, чтоб движок мог поддерживать наибольший уровень тяги. При полете на крейсерской скорости контур будет открыт, что дозволит повысить тягу мотора и сразу понизить потребление горючего.

Некие аналитики представили, что, когда США приступят к разработке новых боевых самолетов, Япония присоединится к проекту. При всем этом японские выработки могут быть предложены янки. Присоединившись к южноамериканскому проекту, Япония может отрешиться и от сотворения собственного реактивного мотора, также передав все выработки американской стороне. Таким макаром, если японское министерство обороны сменит курс и решит закупать F-X, самолеты на вооружении этой страны будут отличаться от американских версий только бортовым оборудованием, как отличаются F-15J от F-15C/D.

В целом ATD-X и F-3 быстрее относятся к имиджевым проектам Стране восходящего солнца, в протяжении 10-ов лет закупающей вооружение и военную технику у США. Пытаясь поддержать собственные оборонные предприятия, японское правительство приобретает у США лицензии на создание военной техники. Не считая того, часто южноамериканская техника для Стране восходящего солнца проходит через несколько шагов доработки на местных предприятиях, потому японские версии истребителей, разработанных в США, стоят значительно дороже оригиналов.

Ведя разработку многообещающих истребителей, Япония быстрее пробует поддержать технологическую и научную базу собственного оборонно-промышленного комплекса, за редчайшими исключениями не создававшего собственного орудия с момента окончания 2-ой мировой войны. С 1947 года в Стране восходящего солнца действует девятая статья конституции, запрещающая государству не только лишь участвовать в каких-то военных конфликтах, но даже иметь свою армию.


Василий Сычев

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,156 сек. | 11.95 МБ