Су-34 и F-15E. Встреча неизбежна

Су-34 и F-15E. Встреча неизбежна

…Под крылом лежал погубленный войной Ирак, везде показывались последствия недавнешних бомбардировок натовской авиации: поверхность пустыни усеивало бессчетное количество воронок, на разбитых дорогах догорали осколки автомашин и танков. Некогда расцветающие оазисы городков сейчас перевоплотился в пыльные руины, горизонт застилала ужасная темнота от пылающих нефтяных скважин.

Зимой 1991 года тактическая ударная авиация в очередной раз обосновала свои высочайшие боевые способности: используя высокоточные боеприпасы, истребители-бомбардировщики за 30 дней непрерывных бомбежек стопроцентно парализовали страну. Многоцелевые машины F-16, F-15E, F-111 и F/А-18 нанесли в разы больше вреда, чем толстобрюхие В-52 и скандально именитые «стелсы».

Посреди забугорных многоцелевых ударных машин все большее значение получают F-15E «Страйк Игл» — удачно дебютировав в операции «Буря в пустыне», «Страйк Иглы» сделали злодеяния на земле Югославии, чтоб потом вновь возвратиться в Персидский залив (2003 г.) Сейчас F-15E стал основной силой авиации: благодаря хорошей боевой нагрузке и совершенному прицельному оборудованию, F-15E мог отыскивать и уничтожать самые сложные цели.
Мысль сотворения универсального ударного самолета была животрепещуща не только лишь за рубежом. Еще посреди 80-х годов в ОКБ им. П.О. Сухого начались работы над созданием новейшей ударной машины 4-го поколения на базе истребителя Су-27. Проект под шифром Т-10B был потом реализован, как фронтовой бомбовоз Су-34. В связи с известными политико-экономическими переменами, произошедшими в нашем Отечестве, серийное создание Су-34 началось всего пару лет вспять, в текущее время новые бомбовозы равномерно сменяют на боевом посту самолеты предшествующего поколения Су-24. Будем надежды, что в недалеком будущем Су-34 станут главным самолетом фронтовой бомбардировочной авиации ВВС Рф, а их экспортные модификации получат обширное признание на мировом рынке.

Две совсем различные машины – Су-34 и F-15E нацелены на выполнение схожих задач. Какая машина оказалась совершеннее? И вообщем, корректно ли ассоциировать Су-34 с F-15E? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Родословная героев

Удар с фланга
Многоцелевой высокоманевренный истребитель с непревзойденными летными чертами. Су-27 вывел высший пилотаж на новый уровень, открыл недосягаемые ранее в авиации режимы полета. Российские и забугорные спецы признают, что на самолете реализована наилучшая на сегодня аэродинамическая схема. Благодаря интегральной сборке и заложенной в конструкцию статической неустойчивости, истребитель Су-27 получил приемущество в ближнем маневренном бою над хоть каким воздушным противником.

Гены убийцы Испытанный киллер, одержавший 104 подтвержденные воздушные победы. 1-ый в мире самолет 4-ого поколения, который 10 лет, до возникновения Су-27, был неоспоримым властителем небес – всякий, кто рискнул кинуть вызов F-15, в тот же миг пополнял перечень трофеев «Игла».

Су-34

Сверхзвуковой бронепалубный крейсер, созданный для сумасшедших маловысотных рейдов на позиции противника. Мощная ударная машина на базе истребителя практикуется на ликвидировании сильнозащищенных целей, ночкой и деньком, в самый плотный туман и гневную грозу, в критериях массивных радиоэлектронных помех и эшелонированной противовоздушной обороны.
Су-34 соединил внутри себя опыт боевого внедрения ударных машин в локальных конфликтах. В первый раз в истории авиации, кабина фронтового бомбовоза выполнена в виде крепкой бронекапсулы. Экипаж и важные агрегаты самолета прикрыты титановой броней шириной до 17 мм.

Су-34 и F-15E. Встреча неизбежна

Вход в кабину через нишу фронтальной стойки шасси


Невзирая на сомнения ряда профессионалов в необходимости схожей защиты на современном самолете (пуля пулемета ДШК пробивает 20 мм броневой стали с дистанции 500 м, снаряды 23-мм автоматической зенитки рвут в клочья такую броню на дистанции километр, а о поражающих факторах боевых частей зенитных ракет не стоит даже упоминать) – невзирая на все эти сомнения, бронезащита накрепко защищает самолет от шальной пули из стрелкового орудия, что увеличивает выживаемость машины в маловысотных полетах над неприятельской территорией.

Уникальной особенностью Су-34 стало наличие 2-ой РЛС для обзора задней полусферы — система впору предупредит экипаж об опасности, и, если будет нужно, ответит залпом управляемых ракет на попытку неприятельского истребителя стукнуть «сухому» в спину.

Сильные турбулентные вихри и резкие порывы ветра поблизости земли не сумеют помешать экипажу выполнить боевую задачку – проницательная электроника Су-34 обусловит нарастание нагрузок и на помощь летчикам придет фронтальное горизонтальное оперение самолета, система автоматом демпфирует вредные аэродинамические явления. 

Фирменным знаком Су-34 стала двухместная кабина, в какой лётчик и штурман не «дышат в затылок» друг дружке, а посиживают «плечом к плечу» — такое решение улучшает эргономичность рабочих мест и упрощает взаимодействие меж членами экипажа. Кабина «сухого» оборудована всем нужным для далеких рейдов – на борту имеется санузел и мини-кухня с микроволновой печью, в кабине довольно места для отдыха – один из членов экипажа может поспать прямо на полу меж кресел.

Умная электроника без помощи других ведет самолет к цели, пилоты утолили голод, и с комфортом расположились в теплой просторной кабине в комфортных катапультных креслах К-36ДМ…Идиллия! Невзирая на язвительные замечания по поводу необходимости таких удобств на борту фронтового бомбовоза, боевой вылет которого продолжается от силы 2-3 часа, — что отвратительного в том, что конструкторам удалось обеспечить настолько беспримерные меры для удобства работы экипажа? Если б, напротив, пилоты посиживали в узенькой тесноватой кабине – начались дискуссии о том, что инженеры совершенно не уделяют внимание эргономичности.

Су-34 и F-15E. Встреча неизбежна

Су-34 и F-15E. Встреча неизбежна

Су-34 и F-15E. Встреча неизбежна


А что все-таки вооружение? Чем обрадует русский фронтовой бомбовоз «вероятного противника»? Восемь тонн боевой нагрузки на 12 узлах наружной подвески, интегрированная авиационная пушка калибра 30 мм. Широкая номенклатура вооружения: свободнопадающие бомбы и блоки неуправляемых ракет, комплекс высокоточного орудия на базе корректируемых авиабомб и ракет класса «воздух-поверхность» — разных по массе и предназначению. 
Не считая ударного вооружения, самолет может нести на наружных узлах контейнеры радиоэлектронной борьбы, навесные топливные баки, контейнеры компактных грузов и авиационное вооружение для ведения воздушного боя, в целом аналогичное истребителю Су-27, – к примеру, 8 ракет средней дальности РВВ-АЕ.

Невзирая на маленький срок эксплуатации, Су-34 уже довелось принять роль в реальном боевом конфликте. Во время войны «трех восьмерок» Су-34 ВВС Рф применялся для ведения радиоэлектронной борьбы над грузинскими позициями. В процессе оного из боевых вылетов, он уничтожил противорадарной ракетой Х-31П главную радиолокационную станцию 36Д6-М у села Шавшвеби, тем, парализовав грузинскую систему ПВО.

F-15E «Страйк Игл»

Су-34 и F-15E. Встреча неизбежна

«Страйк Игл» — почти во всем разноплановая машина, нередко обозначаемая, как многоцелевой истребитель. Как досадно бы это не звучало, это заблуждение: по факту F-15E — мощнейший ударный самолет, направленный на ликвидирование наземных целей. Если именовать вещи своими именами, то F-15E является фронтовым (тактическим) бомбовозом – выбирайте заглавие для себя по вкусу. У меня имеются на этот счет довольно весомые основания:

1. Утверждение о том, что F-15E приписаны к истребительным частям ВВС США полностью ничего не обосновывает. К примеру, в истребительных подразделения, вместе с F-15E, числятся противотанковые штурмовики А-10 «Тандерболт». Феномен? Либо глупая секретность?

2. Тактический бомбовоз (повторяю: бомбовоз!) F-15E способен использовать самый широкий в мире диапазон боеприпасов класса «воздух-поверхность», посреди которых:
— управляемые и неуправляемые бомбы массой до 5000 фунтов (2270 кг),
— линейка боеприпасов JDAM (набор на базе GPS, превращающий всякую свободнопадающую бомбу в высокоточное орудие),
— три вида кассетных боеприпасов CBU
— управлямые ракеты AGM-65 «Мэврик», томные AGM-130 и AGM-158,
— противокорабельные ракеты «Гарпун»,
— противорадиолокационные ракеты HARM,
— тактическое ядерное орудие – бомбы B61 с восемью типами боевых частей различной мощности, для поражения высокозащищенных целей. На всякий случай.

3. Экипаж из 2-ух человек, возможность делать полет на сверхмалой высоте в режиме следования рельефу местности, радиолокационная станция, оптимизированная для обнаружения наземных целей, 10 400 кг навесных частей (бомбы, топливные баки, прицельно-навигационные комплексы) – конкретно с этих позиций необходимо глядеть на самолет. 

4. В конце концов, опыт внедрения F-15E не оставляет никаких колебаний – пред нами бомбовоз, конфузливо маскирующийся под истребитель. Ужасный кровавый след тянется за «Стайк Иглом» через горы Афганистана и богатое нефтью Междуречье, через Палестину, Балканы и Ливию… Только зимой 1991 года в Ираке, тогда еще 24 «экспериментальных» F-15E сделали 2142 боевых вылета! Какую работу делали «Страйк Иглы» в Ираке? Занимались поиском и ликвидированием принципиальных наземных целей: ракетных позиций «Скадов», командных пт, автоколонн, зенитно-ракетных комплексов, случаем уцелевших после громкого удара «Томагавками». 

Сила «Страйк Игла» в его навесных контейнерах, сначала, прицельно-навигационной системы LANTIRN (Low Altitude Navigation and Targeting Infrared for Night), усиливающей свет звезд в 25 тыщ раз. С технической точки зрения система состоит из 2-ух электрических блоков – навигационного AN/AAQ-13 и прицельного AN/AAQ-14, данные с которых проецируются на индикатор лобового стекла кабины. Масса каждого контейнера в границах 200 кг, навигационный содержит тепловизор и радар для слежения за рельефом местности, прицельный – дополнительный тепловизор с высочайшим разрешением, лазерный дальномер и датчики сопровождения цели. Все это позволяет «Страйк Иглу» совершать скоростные броски на сверхмалой высоте (30-70 м зависимо от рельефа), обнаруживать и уничтожать точечные цели в хоть какое время суток и при всех погодных критериях.

Су-34 и F-15E. Встреча неизбежна

Индикатор на лобовом стекле истребителя F-16, снаряженного контейнером LANTIRN

LANTIRN является обязательным атрибутом большинства самолетов ВВС США, действующих в локальных конфликтах – кроме F-15E, этим комплеком обустроены последние модификации F-16. Но у «Страйк Игла» имеются и некие уникальные особенности, к примеру – радиолокационная станция APG-70 c высочайшей разрешающей способностью при обнаружении наземных объектов: на дальности 300 км разрешение составляет 38 м (этого довольно, чтоб увидеть извив русла реки либо контрастное здание в зоне городской застройки), с дистанции 30 км разрешение радара «Страйк Игла» улучшается до 2,5 м – становится видна неважно какая точечная цель. Другой особенностью APG-70 стала возможность картографирования подстилающей местности, при всем этом «картинка» сохраняет достаточное качество даже при маневрировании с неоднократной перегрузкой.
Прошло 20 лет и APG-70 с щелевой антенной решеткой совсем устарел – в текущее время ведется подмена старенького радара на многообещающий APG-82. «Страйк Иглы» — единственные в мире тактические бомбовозы, снаряженные РЛС с активной фазированной антенной решеткой.

Представители ВВС США подчеркивают, что F-15E создавался специально для действий в критериях сильной ПВО противника, а в случае ухудшения обстановки, способен без помощи других постоять за себя в воздушном бою – конфигурации в специализации самолета не много задели его истребительных свойств. «Страйк Игл» по прежнему способен нести и использовать ракеты класса «воздух-воздух» малой и средней дальности, в том числе AIM-120 (возлюбленная ракета истребителей типа F-15, обычно на интернациональных учениях представители забугорных ВВС требуют не использовать это орудие – по другому воздушный бой завершается, так и не успев начаться). 

Сохранились и летные свойства истребителя для завоевания приемущества в воздухе – скороподъемность «Страйк Игла» добивается 250 м/с, а наибольшая скорость без подвесок превосходит 2,5 скорости звука (2650 км/ч). Очевидно, это имеет не много дела к выполнению его «основной работы» — на максимально малой высоте, увешанный гроздьями бомб «Страйк Игл», как и Су-34, летает на околозвуковых скоростях. 
Высочайшие боевые свойства и универсальность «Страйк Игла» снискали ему определенную популярность на международном рынке вооружений. Кроме ВВС США, дорогой и непростой «Страйк Игл» ограниченно эксплуатирует Израиль (25 машин, модификация F-15I «Гром»), извращенная нефтью и своим величием Саудовская Арабия (84 машины, модификация F-15S) и город-государство Сингапур (24 машины модификация F-15SG) – кстати, эта крохотная страна обладает воистину большими ВВС – более 100 самых современных боевых самолетов, при всем этом площадь Сингапура в 4 раза меньше площади Москвы! Еще одним оператором F-15E является Южная Корея – в 2002 году, невзирая на роль таких «корифеев», как Eurofighter Typhoon, Dassault Rafale и Су-35, тендер на поставку 40 боевых самолетов все-же выиграл «Страйк Игл» (корейская модификация F-15K).

Су-34 и F-15E. Встреча неизбежна

У фронтального F-15E под гондолами движков отлично приметны контейнеры с прицельно-навигационной системой

Отлично приметно, что «топовую» модификацию тактического бомбовоза заказывают только самые богатые союзники США, мелкие европейские страны НАТО предпочитают закупать относительно дешевенькие F-16. Натовской авиации в большинстве случаев приходится действовать в локальных конфликтах, где нет сильной ПВО, а авиация противника уничтожена на аэродромах. При использовании навесных контейнеров с прицельно-навигационным оборудованием, разница меж F-15E и F-16 Block 60 в таких критериях не принципна, а F-16 стоит вполовину дешевле. Хотя какой разговор об экономии неуместен, если только набор контейнеров LANTIRN стоит 5 млн. баксов!

Итоги заочной схватки

Русский фронтовой бомбовоз сотворен в итоге глобального переосмысления истребителя Су-27. Невзирая на кажущуюся внешнюю схожесть, хоть какой элемент конструкции Су-34 представляет собой совсем новейшую деталь. Бронекабина, шасси, бортовая радиоэлектроника… поменялось практически все. Появилось фронтальное горизонтальное оперение, но пропали подфюзеляжные гребни и регулируемые воздухопоглотители движков. При разработке многообещающего бомбовоза Су-34 были учтены результаты последних локальных конфликтов, в итоге, появился мощнейший и равновесный ударный самолет.

Южноамериканский F-15E – успешный экспромт на базе серийного истребителя, поточнее его двухместной учебной модификации F-15D. На самолете подверглись изменению только главные элементы – его авионика и вооружение. «Страйк Игл» поражает своими высочайшими технологиями: радар с АФАР, всеракурсная станция постановки активных помех, конформные топливные баки (выполненные в виде обтекаемых накладок на боковые поверхности самолета).

Любая машина сильна по-своему. Единственное убедительное преимущество «Страйк-Игла» — его большой боевой опыт. Но, невзирая на все долгие рассуждения, правда полностью явна – оказавшись на месте летчика, хоть какой из нас предпочел бы бронированную кабину Су-34.
Создатель Олег Капцов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,204 сек. | 12.89 МБ