ФУТУРОЛОГИЯ ПОЛЕТА

ФУТУРОЛОГИЯ ПОЛЕТА ФУТУРОЛОГИЯ ПОЛЕТА
Прорывные и впечатляющие технологии — сверхзвуковые бизнес-джеты, конвертопланы и беспилотные лайнеры — готовы начать осваивать рынок хоть завтра. Рынку же от летательных аппаратов, похоже, требуются не большие скорости и вертикальный взлет, а сначала экономичность, экологичность и наибольшая безопасность.

Соревнования со звуком

С первого полета праотца всех реактивных лайнеров de Havilland Comet в отрасли почти все поменялось, а вот характеристики скорости чуть не усугубились. "Конкорд" ушел на пенсию, а необходимость стремительно летать осталась", — молвят представители компании Aerion, разработавшей единственный проект сверхзвукового бизнес-джета, который остался на плаву, невзирая на кризис и отсутствие напарника по производству. "Лучше бы ускорили прохождение формальностей в аэропортах, а то смысла в этом сверхзвуке никакого. Пока сядешь в самолет, пройдет два часа. Да еще дорога до аэропорта занимает столько же",- откомментировал резон один безымянный южноамериканский блогер.

Но к бизнес-авиации это относится в наименьшей степени. Отдельные терминалы, отсутствие расписания и резвое прохождение формальностей делают скорость полета последним рубежом. Планируется, что при наибольшей скорости 1,6 Маха, (около 1700 км/ч) бизнес-джет Aerion сумеет пропархать до 7800 км. Салон тесноват: практически на 3 м короче и на 35 см уже (9×2 м), чем у Falcon 7X. Вобщем, скорость просит жертв. Также в жертву придется принести $80 млн. Такая заявленная цена самолета.

Но на пути к сверхзвуковым перемещениям главным барьером являются не средства. По словам Джеффа Миллера, до недавнешнего времени бывшего главой по корпоративным связям Gulfstream Aerospace, полеты резвее звука над землей запрещены, потому создание подобного самолета теряет смысл. Вторит ему и Вадим Фельдзер, глава коммуникаций Dassault Falcon. Именитому производителю истребителей технологические преграды нипочем. А вот бюрократические принуждают концентрироваться на более прагматичных задачках: здесь уменьшить вес детали, там сделать лучше механизацию крыла. Пока не поменяется юридический климат, прорыва в сверхзвуковом направлении ожидать не приходится.

А ведь еще есть концепт HyperMach SonicStar. Янки Ричард Лагг уверил английское правительство, что запредельный проект с острым, как игла, носом, гибридными электро-керосиновыми движками и заявленной скоростью до 4 Маха не плод воображения, а полностью реальный проект, который намечено воплотить к 2021 году. И английское правительство — в отличие от родного южноамериканского — согласилось поддержать его инициативу. Что, естественно, не гарантирует фуррора.

Ведущие авиастроители куда скромнее в собственных ожиданиях, и не много кто из их считает, что за каких-либо девять лет в авиации практически сменится парадигма. Сравнимо умеренный исходя из убеждений амбиций Falcon 7X, упомянутый выше, прошел путь от чертежной доски до первой поставки за семь лет при большущем опыте и финансовом потенциале Dassault. Даже заядлый оптимист навряд ли поверит, что у гиперзвукового бизнес-джета есть шанс уложиться в срок. Но есть и другой путь.

Невесомые кандидатуры

Ричард Бренсон, основоположник группы компаний Virgin, в собственном интервью создателю статьи намекнул, что конечная цель сотворения Virgin Galactic — первой туристской "космолинии" — не столько в популяризации галлактического туризма (хотя это, непременно, принципиально), сколько в развитии сети галлактических пассажирских перевозок. Казалось бы, $200 тыс., которые требуют за маленький полет на высоту 100 км, априори отпугнет желающих стремительно перебраться из Дубая в Сидней либо из Нью-Йорка в Пекин. Но цена бизнес-чартеров на далекие расстояния никак не меньше, а возможность сберечь 12-15 часов времени, да к тому же испытать невесомость и побывать в космосе, должна привлечь много желающих.

Тут тоже противником номер один станет бюрократия. Элон Маск, основоположник PayPal, с досадой говорил о правительственном регулировании, когда занялся проектом SpaceX, целью которого была постройка сравнимо дешевенькой ракеты-носителя: "Со времен братьев Райт правила игры очень поменялись. Сейчас необходимо соответствовать нормам экологичности и требованиям безопасности. Нести финансовую ответственность за беды. В конце концов, разрешения на пуск, который по выбросам парниковых газов сравним с одним взлетом 747-го "Боинга", приходится ожидать целый год. Я, естественно, не говорю, что это некорректно, но цена нововведений в галлактической отрасли это очень наращивает".

Берт Рутан, создатель самых необыкновенных летательных аппаратов, посреди которых SpaceShip One — корабль Virgin Galactic, и совсем не прячет чувств: "Конкретно правительство делает полеты в космос невыгодными".

Полет стрекозы

О воздушном судне, способном взлететь с пятачка земли, развить импозантную скорость, а потом так же элегантно приземлиться, грезят многие. И все таки, невзирая на классный винтокрыл Fairey Rotodyne, сделанный британцами практически сходу после войны, удачный палубный истребитель Harrier и убедительный, но сверх всякой меры дорогой V-22 Osprey американских военных, машины вертикального взлета и посадки пока не вышли на штатский рынок.

Но с приходом новых материалов и технологий в новеньком веке ситуация может поменяться. Три производителя, AgustaWestland, Eurocopter и Sikorsky, сделали ставку на собственный вариант. У первых — конвертоплан AW609, разработка которого началась вместе с янки из Bell. По собственной сущности он похож на военный Osprey: гондолы движков поворачиваются совместно с винтами зависимо от режима полета. По плану AW609 должен брать на борт до 9 пассажиров, развивать скорость 509 км/ч и лететь практически 1400 км. Одно "но": цена в районе $20 млн, что сравнимо с ценником бизнес-джета среднего класса.

Eurocopter со своим концептом Х3 попробовал получить все достоинства конвертоплана при малых конфигурациях начальной конструкции. На серийный EC155 установили два тянущих винта, которые вкупе с несущим винтом приводят в движение два стандартных турбовальных мотора. Получившийся винтокрыл разгоняется до 410 км/ч.

Самый увлекательный вариант вышел у Sikorsky. Взяв неординарную для западных производителей соосную схему (конек Камова) и добавив толкающий пропеллер, америкосы получили Х2, футуристичный и маневренный концепт, который летает стремительно и далековато — 474 км/ч при дальности 1300 км. На базе этих технологий Sikorsky уже готовит боевой вертолет S-97 Raider, 1-ый полет которого запланирован на 2014 год. А там и до штатской модели недолго.

С новейшей внутренностями

Если пока не понятно, как конкретно будут смотреться корпоративные самолеты и вертолеты снаружи, внутренние конфигурации предвидеть проще. В кабине пилотов все большее значение будут иметь разные электрические системы прямо до того, что пилотов отменят совсем. По воззрению многих профессионалов, беспилотные коммерческие перевозки могут прибыльно воздействовать на безопасность полетов.

В качестве еще 1-го тренда исследователи НАСА изучают возможность сотворения пилотской кабины, в какой не было бы лобовых стекол, а заместо их мир вокруг нас отображался бы через так именуемые системы синтетического и усовершенствованного видения. Современные комплексы авионики, установленные на передовые бизнес-джеты — Falcon 7X, Gulfstream G650, Global 6000, уже позволяют сажать самолет при нулевой видимости, или используя изображение на мониторах, или при помощи индикатора на лобовом стекле. Сама же затея — избавиться от остекления кабины — появилась при проектировании сверхбыстрых машин. Нос становится настолько острым, что лобовые стекла ставить просто глупо.

Если в пассажирских лайнерах кресла становятся все тоньше, то в бизнес-джетах этот вопрос решается по-другому. В Gulfstream G650 в первый раз появятся кресла с электроприводом, и для ограниченного мира авиации этот прорыв важнее, чем возможность сделать мраморный пол (такую опцию уже предлагают практически все центры оснащения салонов).

Другие новаторства, которые Gulfstream показал в 2010 году на NBAA, уже перешли в салоны других производителей. У многих есть сенсорные экраны для управления освещением, вентиляцией и другими опциями, а в неких машинах можно отыскать и приложения для девайсов Apple, дозволяющие управлять салоном прямо с телефона через Wi-Fi.

Но, к примеру, Embraer пошел еще далее и в сотрудничестве с бразильскими дизайн-студиями представил концепт LIFE: салон отдаленного грядущего. Фактически невесомые кресла, необычная подсветка и большая интерактивная сфера, заменяющая систему развлечений, совместно делают футуристическую картину, достойную произведений фантастов. Но в последнее время революций и тут ожидать не приходится: все элементы интерьера должны проходить сертификацию, соответствовать требованиям к весу и безопасности, также быть унифицированными для наибольшей простоты производства. Если же вы желаете сделать борт "под себя" — добро пожаловать в студию постройки салонов.

Зеленоватая планетка

Авиация в целом достаточно робко оказывает влияние на атмосферу: на нее приходится всего 2% всех глобальных выбросов парниковых газов. Толика бизнес-авиации и совсем малозначительна. Все же "зеленоватый" тренд выслеживается не только лишь в маркетинговых макетах, да и в реальном производстве. "Озеленение", обычно, характеризуется топливной эффективностью и достигается методом увеличения производительности движков и систем, облегчения конструкции и оптимизацией летного места.

В понижении веса основная роль досталась композиционным материалам. В этом плане особенный энтузиазм вызывает Bombardier со своим цельнокомпозитным Learjet 85, который должен вот-вот совершить 1-ый полет. Вобщем, наименее инноваторский путь, заключающийся в опытном использовании композитов там, где они вправду позволяют понизить вес и упростить конструкцию, тоже может вести к успеху, что на практике обосновывают Gulfstream, Embraer и Dassault.

В целом же сделать самые смелые и невиданные исходя из убеждений черт самолеты можно было уже издавна — так же, как можно сделать удивительный концепт автомобиля. Но как сложен путь выставочного экземпляра до сборочного потока, так же тяжело "суперсамолету" преодолеть барьеры бюрократии. Вобщем, безопасность главнее всего. А не желаете летать медлительно — следуйте примеру Лагга либо Бренсона: сделайте собственный самолет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,157 сек. | 12.38 МБ