НАСА ПРОФИНАНСИРУЕТ РАЗРАБОТКУ САМОЛЕТА, ЛЕТАЮЩЕГО БОКОМ

НАСА ПРОФИНАНСИРУЕТ РАЗРАБОТКУ САМОЛЕТА, ЛЕТАЮЩЕГО БОКОМ
Не плохих летательных аппаратов не существует. Тот, что отлично летает на высочайшей скорости, плох на малой, и напротив. Если крылья сделать большенными, аппарат взмывает и садится без заморочек даже без механизации крыла, но вот сопротивление в полете громадно. Если их сделать малеханькими, то посадка будет проходить на скоростях "за 300 км/ч", востребует хорошего аэродрома и длинноватой ВПП. А экономичность будет… Да что там, это и экономичностью постыдно будет именовать.

Одним словом, стрела летает далее, а камень резвее, в то время как самолету необходимо и далее, и резвее. Чтоб побороть исконную проблему "ломовая лошадка либо трепетная лань", НАСА собирается профинансировать разработку самолета, взлетающего носом, а для перехода на сверхзвук разворачивающегося вперед… боком.

Мы бы окрестили эту схему "тяни-толкай", прямо за известным "животным". Но схема с таким заглавием уже применялась до и во время 2-ой мировой, ну и аналогия не совершенно четкая: ведь поворот осуществляется не кормой вперед, а только боком.

Проект SbiDir-FW (Supersonic Bi-directional Flying Wing, "Сверхзвуковое летающее крыло с изменяемым направлением полета"), предложенный НАСА разработчиком из Института Майами (США), — очень смышленая попытка решения этой препядствия. Пред нами летающее крыло, спроектированное для экономного далекого полета на дозвуковой скорости. А если развернуть тот же ЛА на 90?, то пред нами летающее крыло с неплохой сверхзвуковой аэродинамикой и малым сопротивлением. 1-ая ипостась по форме поближе к птице, а 2-ая — к крылатой ракете, при этом сверхзвуковой. В процессе оборотной трансформации узенький сверхзвуковой фюзеляж-ЛК при повороте естественным образом перетекает в более толстое по профилю крыло с более высочайшим аэродинамическим качеством и, соответственно, экономичностью. Благодаря уникальной форме ЛК при прохождении звукового барьера практически не должно быть звукового удара…

По заявлению ведущего разработчика проекта Гэ Чэн Чжа, подготовительные расчеты демонстрируют, что при скоростях в M1,6 и M2 самолет в конфигурации бизнес-джета будет иметь аэродинамическое качество, равное 16! Для сопоставления можно напомнить, что МиГ-25 на M1,5 имел АК, равное всего 4,2, и даже пассажирский "Конкорд" на M2 демонстрировал аэродинамическое качество только 7,16 — "в разы" ужаснее! Это так далековато от данных абсолютного большинства сверхзвуковых самолетов, что просит некого пояснения.

Очевидно, в главном достигнуть этого помогает малая нагрузка на крыло, в сопоставлении с вышеназванными машинами, по форме не являющимися "летающим крылом". Но сам по для себя этот фактор не сумел бы обеспечить фуррор: ведь чтоб отлично разгоняться на дозвуке, да даже и просто взмывать либо садиться, профиль крыла пришлось бы делать толще, что не позволило бы достигнуть низкого сопротивления на сверхзвуке. Так что если расчеты были проведены корректно, пред нами сенсационная по своим сравнительным преимуществам концепция ЛА.

Напомним: мысль самолета с изменяемой геометрией крыла далековато не нова, но все ее реализации имели суровые недочеты. Не считая крыла, при переходе с дозвука на сверхзвук необходимо поменять еще много чего, а сделать это не так просто, как поменять угол его стреловидности. Крыло с изменяемой геометрией всегда, с самого собственного возникновения на Messerschmitt Р.1101, было компромиссом, резко удорожающим аппарат (из-за прогрессирующего усложнения механизации и гидросистем), не говоря уже о его конструктивно большем весе в сопоставлении с обыденным. Так что достоинства аппарата, которому не надо "двигать крыльями" в полете для полной смены аэродинамического вида (к примеру, со сменой хорды крыла), в общем-то явны.

Читатель, естественно, уже задался вопросом: как же происходит этот таинственный, в критериях полета на значимых скоростях, переход от полета вперед к "полету боком", от дозвука к сверхзвуку и напротив?

А ах так. Законцовки крыльев — их единственный подвижный компонент в предложенной концепции — просто выпрямляются, обеспечивая поворот всей машины на 90?. Понятно, что "просто" это лишь на словах, а на практике еще требуется обосновать отсутствие угрозы срыва потока с крыла с надлежащими грустными последствиями и иными плоскими штопорами. Переход от сверхзвука к дозвуковому режиму обеспечивается, как вы уже додумались, складыванием законцовок, автоматом ведущим к развороту машины вбок. Здесь же появляется другой вопрос: а что будет при переходном режиме, когда самолет еще не растерял скорость, а нос и корма у него в один момент начинают подниматься? Не начнутся ли задачи с устойчивостью на курсе? Как быть с поворотом движков в полете? Создатель концепта убеждает, что все просчитано и заморочек не будет. Все будет как-то так:

Как досадно бы это не звучало, мы не считали совместно с ним, хотя определенные способы решения задачи, естественно, навязываются сами собой. Центровка, кстати (по уверениям Гэ Чэн Чжа), рассчитана так, что самолет будет устойчив как при прямом, так и боковом полете.

В целом концепт смотрится многообещающе: наибольшая скорость M1,6-2,0 а (1 720-2 400 км/ч); практически полное отсутствие звукового удара позволяет взмывать и садиться на наземных аэродромах хоть какой страны (в почти всех регионах мира переход звукового барьера над сушей запрещен); низкая нагрузка на крыло и его толстый профиль позволяют взлет с полос длиной наименее 750 м (близко к показателям неких массовых истребителей 2-ой мировой) — при пассажировместимости до 70 человек.

НАСА уже выделило $100 тыс. команде конструкторов, которых как будто должно хватить на доведение проекта до стадии продувки модели в аэродинамической трубе. Если окажется, что поворот на 90? не является неувязкой, то обещается еще $500 тыс. — на последующую доводку. Естественно, этого не хватит для полномасштабной реализации проекта, но что-то дает подсказку нам, что если это полетит, то от желающих профинансировать летающий боком самолет придется еще отбиваться. Очень уж значительны потенциальные достоинства "всережимного самолета". Очень оптимистично настроен и сам разработчик.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,117 сек. | 12.54 МБ