АВТОСЕРВИС

АВТОСЕРВИС

ПОД МАШИНОЙ С КОМФОРТОМ

Гараж с ямой, эстакада на стоянке… Кто из автолюбителей не мечтает о таком комфорте? А пока она не сбылась, мы проводим немало времени под машиной в самом неудобном положении И вот — прогресс. Дмитровский экскаваторный завод выпустил первую промышленную партию подъемников — кантователей. Крупное событие! Модель НАМИ-79М предназначается для легковых автомобилей «Москвич» и ВАЗ (кроме 2121). Состоит устройство (а. с. № 716968) из двух аналогичных подъемных приспособлений, связанных между собой поперечиной, регулируемой опоры, страховочного приспособления и штанги. Конструкция весит 95 кг, ее можно переносить по частям (два места), позволяет наклонять машину на 90 градусов и поворачивать во время технического обслуживания. Стоит 96 рублей. Подробности узнаете из инструкции по эксплуатации.

Н. КИРИЧЕК, руководитель бюро ширпотреба завода г. Дмитров, Московская. обл.

СВЯЗЬ

ТЕЛЕФОН СО СТЕТОСКОПОМ УСТОЙЧИВ ПРОТИВ ВОРОВСТВА

ТЕЛЕФОННУЮ ТРУБКУ МОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ ДЕШЕВАЯ КОНСТРУКЦИЯ ТИПА СТЕТОСКОПА. ТОВАРИЩИ ИЗ ГЛАВНОГО ТЕЛЕФОННОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА СВЯЗИ СССР! НЕ ВЫЗОВЕТ ЛИ У ВАС ИНТЕРЕС ЭТА ИДЕЯ!

В Смоленске, по сообщению местной газеты, в 1980 году похищено 867 телефонных и микрофонных капсюлей (большей частью вместе с трубками) из 7S0 городских телефонов-автоматов. Трубки срезают не только в Смоленске — это мировая проблема. Изобретатели пытаются конструкторскими хитростями защитить микрофон и наушник от хищения. В США, например, создан таксофон, утапливаемый в нишу стены и закрываемый металлическим щитом (там аппараты воруют целиком — вместе с монетами), а трубку изготавливают из стали. Ее вес, однако, таков, что женщинам приходилось держать трубку возле уха двумя руками.

Появились таксофоны с резервуарами, содержащими «несмываемую» краску. Они опрыскивали тех, кто рвет или перекусывает кусачками провод. Но нервных людей в городе много, чуть увлекся разговором, вошел в азарт, потянул за провод — и получи отметину дней на десять.

В 1969 году я подал в Госкомизобретений заявку, как мне думается, решающую проблему.

Я подумал: чтобы не воровали микрофонные и телефонные капсюли, надо убрать их из трубки, поместить в массивный, надежно прикрепляемый к будке корпус. Трубка же делается пустой, внутри нее ничего нет, она никому такая не нужна.

Идею подсказал стетоскоп: звуки от сердца и легких передаются в нем по резиновой трубке неплохо. Проверил — подсоединил к трубке домашнего телефона резиновую трубку с лейкой-душем. Разговор вполне четкий, никаких потерь в звучании речи практически нет.

К сожалению, эксперты Д. Соколов, М. Порфирова и Б. Хилков эту идею изобретением не признали — сослались на заявку от 1962 года. Посмотрел заявку — в ней микрофон и телефон встроены непосредственно в корпус аппарата, а трубки нет. Трубку же я считаю одним из важнейших охраноспособных признаков предложенного мной аппарата. (К тому же противопоставленная заявка, оказывается, тоже не была признана изобретением.)

За прошедшие с момента подачи моей заявки 12 лет в стране испорчено около миллиона таксофонов. По рублю на починку каждого — и то.

Вынужден, минуя Госкомизобретений, обратиться непосредственно в Министерство связи СССР и особенно в Главное телефонное управление: не пригодится ли вам, товарищи связисты, моя заявка № 1297774/26-9 от 16 января 1969 года? Суть ее ясна из чертежика, а технические подробности готов сообщить по первой просьбе.

Д. ДЕМЧЕНКОВ, изобретатель г. Смоленск умелым

МОЙ ТРАКТОР ПОКАЗЫВАЛИ НА ЭКРАНЕ

Десять лет трудится на приусадебном участке сконструированный мной трактор с набором навесных орудий. Двигатель УД-2, трансмиссия, гидравлическая подвеска и органы управления расположены у заднего моста, а кузов — на переднем. Такая схема позволила уменьшить общие габариты машины и увеличить вместимость кузова. Восемь передач вперед и две — назад дают возможность выбирать нужную скорость и тяговое усилие, а вал отбора мощности — навешивать такие орудия как косилка, картофелекопалка Скорость передвижения около 18 км/ч, грузоподъемность — почти тонна. Еще одна особенность конструкции: гидравлическая навеска позволяет перемещать орудия вверх-вниз в пределах около метра и в поперечном направлении — до двух метров. Это повышает маневренность машины. Машина оказалась настолько привлекательной, что ее в 1980 году показывало Белорусское телевидение Готов поделиться с читателями некоторыми секретами конструкции.

Э. КУРДО. прораб совхоза «Поставский», Витебская обл.

ТАКОГО ЕЩЕ НЕ БЫЛО

Если не ошибаюсь, автолюбители такой машины еще не показывали. Ее особенность — жесткий складной верх. За 30 секунд крыша убирается на шарнирах в верхнюю часть багажника и занимает всего половину полезной емкости. Длина машины почти четыре метра, ширина—160 см. Двигатель от ВАЗ-2101. Катаюсь на ней с 1971 годе, пробег 97 тыс. км. Желающим могу сообщить особенности конструкции.

В. ЛИТОВЧЕНКО, слесарь г. Донецк умелым

ВСЕ НОРМАЛЬНО!

ПИСЬМА С ЖАЛОБАМИ НА ТО, ЧТО К САМОДЕЛЬНОМУ АВТОТРАНСПОРТУ ПРИДИРАЮТСЯ ИНСПЕКТОРА ГАИ, В РЕДАКЦИИ НЕ РЕДКОСТЬ. НАМ ДУМАЕТСЯ, ЧТО ПУБЛИКАЦИЯ ЭТОГО МАТЕРИАЛА ДОЛЖНА НАСТРОИТЬ АВТОИНСПЕКЦИЮ БОЛЕЕ СОЧУВСТВЕННО ПО ОТНОШЕНИЮ ХОТЯ БЫ К НЕСТАНДАРТНЫМ КУЗОВАМ.

Идея родилась неожиданно. Сидели мы — начальник отдела ГАИ, председатель секции пропаганды Правил дорожного движения в школах и дружинник-автоинспектор — и обсуждали одну из «вечных проблем», как внушать младшеклассникам уважение к дорожным правилам. Засиделись. Один из нас, владелец мотоцикла с коляской, посетовал, что опять, пока доберется до дома, промокнет до нитки. «А что кузовок не смастеришь, как у грузовых мотороллеров?» — был задан мотоциклисту вопрос. И тут мы давай прикидывать, как лучше сделать, из чего. Набросали эскизы. Через некоторое время изготовили и сам кузов.

Кабина мотоцикла состоит из рамы, обшивки, ветрового стекла, мягкого откидного тента с боковыми окнами и задним окном. Раму изготовили из стального уголка 25X25 со специальными плоскими подножками толщиной 8 мм и шириной 50 мм. Обшивка — из кусков фанеры от ящиков, скрепленных с рамой винтами. Руль переделан: по ширине равен рулю от мотоцикла «Ява», но рас положен чуть выше и ближе к водителю, за счет чего усилие на нем не увеличилось, а управление и посадка стали удобнее. Между рулевой колонкой и панелью над передней вилкой установлена резина с оргстеклом (окно 70×80 мм для наблюдения за спидометром в движении), резина обеспечивает теплоизоляцию. Тент сшит из кусков брезента. С левой стороны — низкая дверца с механической защелкой внизу и магнитом сверху. Это позволяет открывать ее легким усилием ноги. Левое окно на петлях и открывается вниз, а в закрытом положении фиксируется щеколдой. Пол кузова фанерный, а передняя нижняя панель имеет открытое пространство для охлаждения двигателя. Одно зеркало заднего вида — с правой стороны в кабине, а второе — с левой стороны у окна снаружи. Мотоциклетный бак снят и вместо него установлен другой — прямоугольной формы, на багажнике и соединен с карбюратором бензопроводом из шлангов и куска медной трубки.

Открывается тент назад, легким движением руки, сняв защелку с уголка рамы ветрового стекла. Заднее стекло ложится на бензобак, а каркас тента складывается.

Первые испытания проводили при тринадцатиградусном морозе и сильном ветре. Дружинник-автоинспектор О. Н. Григорьев, владелец мотоцикла, отважился поехать в демисезонном пальто — так верил в конструкцию. Все обошлось отлично: в кабине во время езды тепло, руки без перчаток не мерзнут. Кстати, благодаря теплу от двигателя стекла не запотевают даже при 12—15 градусах мороза. Были сомнения относительно парусности конструкции. Испытания показали, что сопротивление воздуха не больше, чем при обычном варианте с брызговиками и ветровым стеклом. На скорости 60—65 км/ч устойчивость отличная, управление нормальное, даже при сильном боковом ветре.

Появление нашей самоделки на улицах города постоянно вызывает любопытство: подходят автолюбители, работники милиции. Вот мы и посчитали, что для читателей журнала будет небезынтересно узнать о такой самоделке.

В. МОРОЗОВ, начальник отдела ГАИ

В. КОТЕЛЬНИКОВ, председатель секции

О. ГРИГОРЬЕВ, дружинник-автоинспектор г. Воронеж

ЗАМЕНИТ ВАС НА САМОЙ ТЯЖЕЛОЙ РАБОТЕ

Одна из самых тяжелых работ на стройке — погрузка раствора, песка, щебенки на носилки. На больших стройках эту операцию еще как-то механизируют, а в сельской местности не больно-то. Придумал я самоходный погрузчик, который позволяет нагружать растворы или сыпучие материалы в носилки или тачки. Шасси, ленточный и скребковый транспортеры, привода — вот и все. Двигатель — от мотоцикла ИЖ мощностью 27 л. с. С помощью цепной передачи приводится в действие скребковая транспортерная лента синхронно с другим транспортером и шнеком. Последний захватывает раствор или сыпучий материал из кучи и подает его на скребковый, а от него — на ленточный транспортеры. Скорость можно регулировать в пределах от 60 до 200 см/с. Погрузчик снабжен редуктором от мотоколяски, что позволяет ему перемещаться вперед и назад, выбирая удобное рабочее положение. Есть и рулевое управление с тяговой передачей на переднее колесо, ручной тормоз на руле (это позволяет механизму разворачиваться на месте, притормаживая одно колесо). Остальные узлы и механизмы собраны от разных машин — что было под рукой из бросовых деталей. Погрузчик хорошо зарекомендовал себя и на стройках и на раздаче кормов. Готов поделиться с желающими техническими подробностями.

М. АЛИСОЛТАНОВ г. Махачкала

РАМА — БЕРЕЗОВЫЕ БРУСЬЯ

Собрал самоходную косилку исключительно из бросовых узлов и деталей: рама — березовые брусья, рулевое управление и передний мост — от старой инвалидной коляски… Полотно режущей части от конной косилки претерпело небольшие переделки (облегчено). Сзади можно прицепить грабли с 20 зубьями. Ширина колеса достигает 120 см, транспортная скорость до 30 км/ч, причем при переездах оборудование поднимается и крепится. Я работаю более 20 лет шофером, имею первый класс, потому авторитетно заявляю — проходимость у косилки не уступает вездеходу. Машина проверена на практике и показала хорошие качества. Можно выкашивать траву не только на ровных местах, но и по обочинам, в труднодоступных местах. Для личного подсобного хозяйства такая косилка большая помощь. Готов поделиться с читателями опытом.

Н. ПОЧТОВЫЙ ст. Чернореченская Красноярский край

ПЕРЕНОСНАЯ ПЕСКОСТРУЙКА

НАШИМ ПЕРЕНОСНЫМ ПЕСКОСТРУЙНЫМ АППАРАТОМ ВЫ ОЧИСТИТЕ ЛЮБЫЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ ОТ РЖАВЧИНЫ, НАГАРА, СТАРОЙ КРАСКИ И ДРУГИХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ПРИМЕРНО ЧЕТВЕРТЬ КВАДРАТНОГО МЕТРА В МИНУТУ. ЗАТРАТЫ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ АППАРАТА ВЕСЬМА НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫ.

Пескоструйная обработка особенно эффективна, когда надо очистить криволинейные поверхности. Есть стационарные пескоструйные агрегаты, они сложны, громоздки и по средствам только крупным предприятиям.

Наш переносной пескоструйный аппарат изготовите на любом предприятии. Дефицитного ничего не требуется.

Такой аппарат был изготовлен и в течение года работал на ярославском заводе «Керамзит». Работал надежно как внутри цеха, так и под открытым небом Длина напорного шланга до 20С метров. Используется обычный речной сухой песок. Индивидуальные средства защиты при работе с аппаратом обычные: очки, противопылевой респиратор, рукавицы.

Собран аппарат на сварной раме. Смеситель и башмак вибратора закреплены на четырех пружинах и вибрируют при включении напряжения на катушку сердечника вибратора. Это улучшает движение песка из сосуда-накопителя в смеситель. Часть колебаний передается и на сам сосуд-накопитель, что предотвращает зависание песка в нем. В качестве сосуда-накопителя применен без переделок воздушный ресивер от авто ЗИЛ-130. Вибратор сделан из обычного трансформатора ТБС-250. Впускной и выпускной клапаны — от сатураторной установки.

И РЫЖКОВ г. Ярославль

ПАДАЮЩИЕ ДОМА НЕ УПАДУТ

Галилей, изучая механические особенности стеблей растений, создал формулу статического расчета балки. Ею пользовались вплоть до начала XIX столетия. Великий зодчий итальянского Возрождения Ф. Брунеллески при проектировании купола Флорентийского собора взял за образец форму скорлупы птичьего яйца. Архитектор К. Мельников в 1925 году в конструкции советского павильона на Международной выставке в Париже запроектировал его кровлю наподобие кроны дерева — из пластинок-листьев, спасающих от дождя, но не препятствующих воздуху и солнцу. В наше время появились здания-раковины, цветы, листья.

Одна из основных причин жизнедеятельности структур растений — их «пружинность», эластичность, способность демпфировать нагрузки. Так, у стеблей злаков есть особо устроенные упругие шарниры — демпферы. Было замечено, что они играют важную роль в изменении силы изгибающих моментов и, таким образом, весьма эффективно используя материал и пространство, не ломаются при весьма сильном ветре.

Киевский архитектор А. И. Лазарев спроектировал высотный дом, «списав» конструкцию со стебля злака. Эта конструкция с ее демпферными устройствами особенно привлекательна для сейсмических условий: упругие колебания помогут избежать повреждений. Башня создана из барабанов, которые не скреплены между собой жестко, а по периферии, снаружи, обтянуты вантами. Даже изгибаясь, такая конструкция всегда работает на растяжение (ванты только растягиваются), а это увеличивает ее сопротивление ветровым нагрузкам. Она почти не раскачивается, трещины исключены из-за ее упругости.

Изучив строение закрученных поверхностей стеблей растения, опорных костей животных, раковин моллюсков и т. д., архитекторы при помощи непрерывного вращения стандартных элементов получили закрученные поверхности оболочек-скорлуп. Эти так называемые «турбосомы» могут использоваться для строительства высотных сооружений с небольшой площадью опирания (а. с. N9 718569 авторы Ю. С. Лебедев, В. Г. Темнов). Кроме того, изгибы тонкой мембраны заставляют ветер скользить по ней, поверхность менее охлаждается и не испытывает больших нагрузок: можно утончить покрытие, сэкономить материал без ущерба для его прочности и теплостойкости.

Основания же колонн зафиксируем шарнирами. Канаты удержат колонны от падения, а сами натянутся, как струны. Подпорные колонны приобретут устойчивость, канаты же превратятся в напряженно-упругие элементы.

Широкие перспективы открываются и перед трансформируемыми складывающимися системами (прототип — складывающиеся листья растений — манжетки, бука, прорастающего листочка клена, а также обтянутые широкими мышцами плоские кости животных).

Сложные объемные конструкции можно получить из плоских разверток, складывая их по определенным правилам (а. с. №747955, авторы Ю. С. Лебедев и С. В. Ермаков). Они могут найти самое широкое применение в народном хозяйстве — сезонные здания туристских и пионерских лагерей, домов отдыха, склад-ских помещений, ресторанов, кафе, стадионов. При необходимости такие формы в сложенном состоянии могут быть переброшены самолетами в отдаленные районы страны.

Уже опробована трансформируемая деревянная конструкция, предназначенная для использования в сельском хозяйстве (временные складские помещения, парники, складывающиеся на зиму), в строительстве общественных зданий (покрытия над бассейнами, спортплощадками, танцплощадками и др.), в застройке пионерских лагерей и туристских комплексов, в промышленном строительстве, например, легкие сбрасываемые покрытия химических цехов. Такая трансформируемая конструкция собрана из деревянных элементов, шарнирных соединений и вант, это придает ей гибкость и позволяет приобретать различные формы без дополнительных элементов (а. с. № 755972, авторы Ю. С. Лебедев, В. В. Тишин).

Архитектурная бионика предоставляет возможность преодоления известного разрыва человека с природой, о котором много и справедливо говорят в наши дни. Она может очень многое сделать для ликвидации вредных последствий урбанизации, для гармоничного соединения индустриализации строительства с запросами населения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: