БТР-80: Преодоление водных преград

БТР-80: Преодоление водных преград

Перед форсированием водной преграды на бронетранспортере необходимо выполнить работы по герметизации корпуса, установке и проверке специального оборудования. Их целесообразно проводить в два этапа.

На первом этапе — перед выходом из парка или на привалах — следует осмотреть узлы и агрегаты БТР-80, тщательно проверить укладку имущества. Все возимые предметы должны быть равномерно распределены внутри корпуса машины и укреплены так, чтобы они не могли произвольно перемещаться. Необходимо также убедиться в наличии и исправности спасательных средств, проверить затяжку крышек корпуса машины, состояние уплотнительных прокладок и закрыть сливной 8 и перепускной 9 клапаны водоотливной системы.

Важно также убедиться в том, чтобы плотно закрывались двери боковых люков (об этом сигнализируют лампы «Боковые люки» на щитке приборов — они не должны гореть). Затем необходимо осмотреть шланги и водооткачивающий насос (проконтролировать его работу). Следует помнить, что неполная затяжка деталей крепления крышек, клапанов, повреждение прокладок приводит, как правило, к проникновению воды в бронетранспортер.

При проверке ходовой части следят за тем, чтобы вентили блока шинных кранов и колесные краники были открыты, а болты лючков тормозных барабанов надежно затянуты.

Важнейшими операциями первого этапа подготовки БТР-80 к форсированию водной преграды являются контроль работоспособности волноотражательного щитка 7, заслонки водомета 12, водометного движителя 11, переднего 10 и заднего 13 клапанов откачки водоотливной системы. Проверку необходимо выполнять при работающем двигателе с помощью гидрораспределительного аппарата 6. Для этого его рукоятку 15 поочередно устанавливают в соответствующие положения так, чтобы ее стрелка 14 находилась в зонах табличек: «Щиток», напротив надписи «Подн.» (для волноотражательного щитка); «Движитель» — «Вкл.» (для водометного движителя); «Заслонка» — «Откр.» (для заслонки водомета); «Клапан передн.» или «Клапан задний» (в зависимости от того, какой клапан проверяют) напротив надписи «Закр.» После каждой установки рукоятки 15 в указанное положение ее следует переместить на себя до упора так, чтобы стрелка 14 вошла в соответствующее углубление на панели, и повысить на 5—10 с частоту вращения коленчатого вала двигателя. При этом происходит поднятие волноотражательного щитка, включение водометного движителя, открытие заслонки водомета, закрытие клапанов откачки. Сигнальные лампы исправности водометного движителя и заслонки водомета, расположенные на щитке гидрораспределительного аппарата, должны гореть.

Затем устанавливают поочередно стрелку 14 рукоятки 15 напротив надписей: «Щиток» — «Опущ.»; «Движитель» — «Выкл.»; «Заслонка» — «Закр.»; «Клапан передн.» — «Откр.»; «Клапан задний» «Откр.». При этом происходит опускание волноотражательного щитка, выключение водометного движителя, закрытие заслонки водомета и открытие клапанов откачки, а сигнальные лампы гаснут.

На втором этапе — перед подходом к водной преграде — снижают давление воздуха в шинах до 50 кПа (0,5 кгс/см2). Для этого вращением маховичка 18 крана воздушного редуктора совмещают риску нужного давления на диске 17 по шкале «Спуск» со стрелкой 16 указателя. Точность установки задаваемого давления по шкале манометра воздушного редуктора составляет около 30 кПа (0,3 кгс/см2), поэтому фактическое давление в шинах контролируют по манометру на щитке приборов механика-водителя. Следует иметь в виду, что при снижении давления воздуха с помощью воздушного редуктора от 300 до 50 кПа требуется 5—6 мин. Если необходимо ускорить выпуск воздуха, то используют кран экстренного выпуска. Для этого рукоятку 3 крана поворачивают против хода часовой стрелки и по достижении нужного давления его закрывают (время выпуска сокращается до 3 мин).

При высоте волны более 0,5 м во избежание попадания воды в корпус бронетранспортера устанавливают воздухозаборные трубы, которые уложены в нишах 1 отделения силовой установки. Для приведения труб в рабочее положение снимают защитные колпаки 19 с приемных патрубков 21 воздухозаборников двигателя и ФВУ. Затем наносят на наружные поверхности патрубков смазку АМС-3 (ГОСТ 2712—75) и устанавливают на них воздухозаборные трубы, предварительно закрепив защитные колпаки.

Непосредственно перед входом в воду включают передние мосты, пониженную передачу и блокировку межосевого дифференциала в раздаточной коробке, открывают заслонку водомета, поднимают волноотражательный щиток, закрывают клапан отсоса пыли из воздушного фильтра, а также жалюзи воздухопритоков и воздухоотводов.

Напомним, что для входа в воду и выхода из нее по возможности выбирают пологий берег с плотным грунтом без пней и камней. Мягкие, заросшие водорослями, заболоченные и обрывистые берега следует предварительно оборудовать. При спуске на воду бронетранспортер желательно направлять перпендикулярно линии уреза воды на первой или второй передаче со скоростью 5—10 км/ч. Напомним также, что при сильном течении машину надо располагать под некоторым углом к нему, иначе ее может развернуть. Следует также иметь в виду, что при входе в воду на большей скорости может произойти выдавливание стекол смотровых окон, разрушение упоров рычагов волноотражательного щитка и даже затопление бронетранспортера. Нельзя допускать, чтобы при входе в воду машина останавливалась, так как это может привести к ее застреванию.

После того как бронетранспортер всплывет, надо выключить сцепление и включить водометный движитель. Рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение и увеличить подачу топлива. Режим движения на плаву выбирают в зависимости от скорости течения, глубины и ширины водной преграды. Двигаться на плаву рекомендуется плавно при постоянной подаче топлива, уменьшать или увеличивать частоту вращения коленчатого вала двигателя необходимо постепенно. Скорость бронетранспортера должна быть такой, чтобы при поднятом волноотражательном щитке вода через него не переливалась и не заливала передний лист брони. Повороты машины осуществляются с помощью управляемых колес и водяных рулей через рулевое управление.

В случае выхода из строя водометного движителя форсирование водной преграды осуществляется с помощью колес машины на третьей передаче коробки передач. При этом необходимо внимательно следить за температурным режимом работы двигателя, так как эффективность работы теплообменников значительно снижается.

Преодолев водную преграду, выключают водометный движитель, закрывают заслонку водомета, опускают волноотражательный щиток, открывают жалюзи воздухопритоков и воздухоотводов, а также клапан отсоса пыли из воздухоочистителя. При наличии воды в корпусе бронетранспортера ее сливают через клапаны водоотливной системы. Все эти работы выполняют в движении.

На стоянках или остановках в первую очередь снимают воздухозаборные трубы (если они устанавливались) и укладывают их в ниши, а защитные колпаки закрепляют на приемных патрубках воздухозаборников. Затем осматривают колесные редукторы и тормозные барабаны и убеждаются в отсутствии в их картерах воды. Обнаруженную воду немедленно удаляют, а в редукторы заливают новое масло. Кроме того, смазывают консистентной смазкой все шарниры, которые подвергались воздействию воды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: