Из истории развития стандартизации

Из истории развития стандартизации

В начале XX века почти все машиностроительные заводы имели собственные отделения крепежа, но это было дорогостоящим и неэффективным произ­водством. Стандартов не придерживались, соответ­ственно и качество выпускаемой продукции было низким. Во время Первой мировой войны в США, а затем и в Европе были созданы специализированные заводы для производства крепежных изделий. Аме­риканские специалисты в области развития промыш­ленности были убеждены, что ключом к успеху будет специализация предприятий.

Крепежные изделия относятся к наиболее распро­страненным деталям машин и конструкций. Только резьбовые крепежные изделия составляют примерно 60% номенклатуры деталей машин. Разнообразие конструкций крепежных изделий и их свойств созда­ет многообразие различных требований, начиная с функциональной способности крепежа и соедине­ний, прочности, надежности, удобства при монтаже и эксплуатации и заканчивая многоразовостью их ис­пользования, взаимозаменяемостью и др. Многооб­разна и номенклатура крепежных изделий, что дела­ет актуальным оптимизацию их выбора при проекти­ровании соединений и во многом определяет техни­ческий уровень и экономичность машин.

Отсутствие специальных изданий и справочных данных не позволяло конструкторам и технологам иметь соответствующее представление о возможно­стях применения унифицированных крепежных дета­лей и элементов. А это давало возможности на сбо­рочных операциях получать одно и то же качество со­единений деталей без необходимости их дополни­тельной подгонки, что приводило к удорожанию сборки, затрудняло использование запасных частей.

В свою очередь, это сдерживало и международную промышленную кооперацию, тормозя развитие эко­номики в целом. К 20-м годам XX века сложились предпосылки для разработки и принятия основных принципов производства взаимозаменяемых де­талей:

1. Предприятия-производители крепежных деталей должны принять единую систему допусков;

Предприятия должны принять определенную си­стему нормальных диаметров, чтобы ограничить чис­ло применяемых в конструкциях диаметров для со­кращения набора мерительного и режущего инстру­мента. В некоторых случаях принимаются специаль­ные ряды для удовлетворения нужд отдельных отрас­лей промышленности;Предприятия должны принять единую систему предельных калибров.

Решение данных задач позволило начать работы по разработке и внедрению нормализации — в совре­менном понимании — стандартизации. В 1928 году начались разработки проекта международной систе­мы допусков, а к концу 1930 года имелся уже оконча­тельный проект международной системы ISA (International Federation of the National Standardizing Association) — международной ассоциации по норма­лизации, в которой допусками занимался комитет №3. Этот комитет работал при активном участии представителей Германии, Франции, Чехословакии, Швейцарии и Швеции.

В СССР первый проект допусков на метрические резьбы (ОСТ 32 и ОСТ 193) был опубликован в нояб­ре 1930 года, утвержден в ноябре 1931 года, в каче­стве стандартов начал применяться с февраля 1932 года (ОСТ 1251, ОСТ 1252, ОСТ 1253 и затем, несколько позднее, ОСТ 1254 и ОСТ 1255). В октябре 1932 года опубликованы со сроком введения с 1 ян­варя 1933 года стандарт допусков на дюймовую резьбу (ОСТ 1260). Для крепежных деталей приняты 2-й и 3-й класс точности, а также для более точных класс 2а. В 1932 году Всесоюзный институт метроло­гии и стандартизации разработал проект допусков на 1 -ю и 2-ю мелкие резьбы (ОСТ 21 и ОСТ 272).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: