Авторы сценария — БОРИС ВАСИЛЬЕВ, КИРИЛЛ РАПОПОРТ режиссеры — СУЛАМИФЬ ЦЫБУЛЬНИК, ГАЛИНА ШИГАЕВА операторы — МИХАИЛ ИВАНОВ, ИГОРЬ МАМАЙ художник — ЕВГЕНИЙ СТРИЛЕЦКИЙ композитор — АЛЕКСАНДР ЗЛОТНИК стихи РОБЕРТА РОЖДЕСТВЕНСКОГО звукооператор — ТАТЬЯНА ЧЕПУРЕНКО
Роли исполняют:
Тамара Зернова — ОЛЬГА БИТЮКОВА
Петр Трофимов — ЮРИЙ ГРИГОРЬЕВ
Григорий Зернов — ДМИТРИЙ БРУСКИКИН
Катерина — ОЛЬГА СУМСКАЯ
Онищенко — МИХАИЛ ГОЛУБОВИЧ
Дробот — ВАСИЛИЙ ПЕТРЕНКО
Поликашкин — СЕРГЕЙ ЧУРБАКОВ начальник артучилища — ПАВЕЛ КОРМУНИН начальник штаба — АНДРЕЙ ГРАДОВ однорукий майор — НИКОЛАЙ ОЛЕЙНИК
Олечка — АЛЕНА КОСТЫЛЕВА
КИНОСТУДИЯ ИМЕНИ А. ДОВЖЕНКО, 1986 г.
Широкоэкранный
Цветной. 8 частей, 2163 м. Р/у
№ 1300386
3.6/3
Один из режиссеров-постановщиков фильма «По зову сердца» Суламифь Цыбульник говорит: «Женщина на войне. На долгие времена эта тема останется одной из самых трепетных в искусстве и всегда будет будоражить художников своей непостижимостью. Женщина, которой самой природой предназначено даровать жизнь, продолжать жизнь на Земле, берется за оружие… Только великая любовь, любовь к Родине и ненависть к врагу могут превратить слабую, нежную женщину в солдата, воина. Так случилось с героиней фильма Тамарой Зерновой».
Война стремительно ворвалась в ее счастливую жизнь молодой жены и матери: в первом же бою был тяжело ранен ее муж. Отправив маленькую дочурку к матери, Тамара решила остаться с ним в госпитале в качестве санитарки. Но во время эвакуации госпиталя Григорий пропал без вести. И она пошла на фронт.
В одном из боев санинструктор Зернова подбила танк. О ней напечатали заметку в боевом листке, и это помогло ей поступить в артиллерийское училище. После окончания училища лейтенанту Зерновой было доверено командование взводом. И здесь Тамара проявила недюжинную твердость характера, волю, гибкость ума, силу духа.
Неожиданно Тамара получила письмо от родных мужа: Григорий жив, и искать его надо в тылу, в деревне Вороновка. Отправившись туда, она узнала, что в сорок первом году там был разбомблен санитарный эшелон, местные жители подобрали раненых, выходили их. Поправляясь, они уходили на фронт или в партизаны. А Григорий предпочел остаться за печкой у красавицы Катерины. Когда же в эти места пришла Советская Армия, бывший офицер, изменивший военной присяге, должен был кровью искупать свою вину. Вскоре Тамара получила извещение о его гибели.
Закончилась война. Молодая вдова вышла замуж за Петра Трофимова — того самого командира, который был ее «крестным отцом» в бою, где она подбила танк. Подрастала дочка, не помнящая своего настоящего отца. Семья жила скромно, но в дружбе и согласии. И вдруг, как гром среди ясного неба, появился Григорий. Та «похоронка» была ошибкой…
В финале фильма, когда Григорий уйдет, чтобы никогда уже больше не вернуться, станет, наконец, ясным и спокойным лицо Тамары, лицо двадцатичетырехлетней женщины, которая знала любовь и предательство, победы и потери, награды и раны. Она все выдержала, сохранив чистую душу, не прощающую лжи и подлости.
В основу фильма положены реальные события из жизни гвардии старшего лейтенанта Тамары Александровны Сычевой, которая в годы Великой Отечественной войны командовала взводом противотанковых пушек.
Роль Тамары Зерновой исполняет молодая актриса ОЛЬГА БИТЮКОВА, знакомая зрителям по картинам «Ипподром» (Наташа), «Серебряное ревю» (Алабина), «Люблю. Жду. Лена.» (Ольга), «Груз без маркировки» (Юлька), «Через все годы» (Васса).
Постановщики фильма СУЛАМИФЬ ЦЫБУЛЬНИК и ГАЛИНА ШИГАЕВА принадлежат к разным поколениям. Зрители помнят ленты С. Цыбульник «Карантин», «Инспектор уголовного розыска», «Будни уголовного розыска». Для Г. Шигаевой фильм «По зову сердца» — дебют в большом кинематографе.
методические рекомендации
Рекламные материалы по этому фильму должны быть в первую очередь ориентированы на молодежную аудиторию.
В текстах выделите тему и жанр фильма. Напомните несколько лент этой тематики, такие как «А зори здесь тихие…», «О тех, кого помню и люблю», «Военно-полевой роман» и другие. Картина может быть включена в показы, посвященные военно-патриотическому воспитанию молодежи, по темам «Славные дочери Отчизны», «У воины не женское лицо».
Прокат фильма рекомендуется проводить в нескольких кинотеатрах города (желательно молодежных) с обсуждением. К мероприятиям можно привлечь ветеранов Великой Отечественной войны.
Особое внимание следует уделить работе молодой актрисы Ольги Битюковой. В местной прессе в рубриках «Актеры и роли», «Актеры новых фильмов» поместите ее небольшой творческий портрет. В подготовке текста вам помогут публикации: К. Ганелина. Ольга Битюкова. –«Советский экран», 1985, № 14; Ольга Битюкова.— «Спутник кинозрителя». 1985, октябрь.
РЕКОМЕНДУЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ: для кинопанорамы и телевизионной передачи — ч. 4 или 6.