Три года назад началась трудовая биография молодого завода подъемно-транспортного оборудования ООО «СитиЛифт». Сегодня это успешное предприятие — надежный производитель и поставщик современных энергосберегающих лифтов: пассажирских, коттеджных, грузовых, больничных, а также лифтов для кораблей и подъемных платформ для инвалидов.
Управляющий группой компании С.Д. Бабичев рассказал корреспондентам журнала «Лифт» о своем молодом, динамично развивающемся предприятии, познакомил с его пока еще не очень длинной, но вполне яркой и насыщенной историей, показал производство и поделился планами его дальнейшего развития.
Журналист: Сергей Дмитриевич, с чего все начиналось?
С.Д. Бабичев: Начиналось с ЗАО «Аксель Лифт». Эта компания широко известна, она уже больше 15 лет поставляет в Россию итальянское подъемно-транспортное оборудование. Три года назад, когда на российском лифтовом рынке стало тесновато из-за возросшего присутствия иностранных фирм, в «Аксел Лифт» наметилась тенденция уменьшения количества заказов и объема поставок. Мы решили, что путь реализации исключительно импортного оборудования может стать для компании тупиковым. Возникла идея создать собственное производство, основанное на многолетнем опыте работы с импортным оборудованием. Коллектив эту идею поддержал. И как только представился случай организовать производство в городе Дзержинском, мы за эту возможность сразу ухватились и создали свое детище — «СитиЛифт»: лифты для города. Основной костяк «Аксел Лифт» переместился для освоения нового производства в этот подмосковный город. Директором ООО «СитиЛифт» был выбран В.А. Цыганов. Он по специальности лиф-товик, хороший конструктор, прекрасно ориентируется в документации, досконально знает оборудование и сегодня успешно руководит всем производством.
Журналист: Создать новое производство — задача не из легких.
С.Д. Бабичев: С трудностями мы столкнулись еще в процессе организации предприятия, начиная с бытовых условий. Очень серьезной проблемой было привлечение инвестиций. Но, с другой стороны, отсутствие инвестора развязало нам руки, мы самостоятельно формировали и воплощали в жизнь собственную концепцию развития нашего лифта, свое видение его конструктивных особенностей.
Поначалу нас было около 15 человек. Сами строили, устраивали субботники — многое приходилось делать своими руками, работали все с большим энтузиазмом. Первые лифты комплектовали в цехе с бетонным полом, некрашеными стенами и без остекления. И всем это напоминало картину военного времени, когда танки, самолеты собирали просто в поле, под открытым небом. Но и поддержка тоже была: со стороны инженерного центра «Инжтехлифт», Ростехнадзора. И это тоже сыграло большую роль в нашем становлении.
Сейчас вспоминаем то тяжелое золотое время, через которое прошли, и понимаем, что оно было не только экстремальным, но и интересным, даже веселым. Да и вообще, такая трудотерапия, пожалуй, пошла нам на пользу, трудности первого этапа всех сплотили.
Трудно было. Но я, во всяком случае, испытываю чувство гордости, что мы справились с этой задачей, что сейчас предприятие работает и развивается. То, к чему мы тогда стремились, начинает приближаться -заветный день выпуска 100-го лифта, а там 1 000-го и т.д. И уже возникают новые планы.
Журналист: Наверное, в такие моменты и формируется настоящая команда.
С.Д. Бабичев: Команда — хорошее слово. Действительно, работаем одной командой — решаем производственные вопросы, обсуждаем проблемы развития, все новинки, определяем, что перспективно. И праздники еще со времен «Аксел Лифта» у нас принято отмечать вместе, и дни рождения. А на Новый год сотрудники сами устраивают концерт с масками, со Снегурочкой и Дедом Морозом.
Журналист:Многие компании кризис очень подкосил. Как он сказался на Вашей компании?
С.Д. Бабичев: Как ни странно, для нас кризис сыграл даже положительную роль. Во-первых, в период кризиса мы модернизировали свое производство, модернизировали свою продукцию. За это время мы смогли установить дополнительное оборудование, сделать приспособления к станкам, отдельные стапеля, покрасочную линию и т.д. Поскольку заказы, конечно, снизились, появилось время активно заняться собственным благоустройством. И когда уже пошли стабильные заказы — на февраль, март — завод был уже более подготовлен, чем до кризиса. Мы не сокращали людей, не уменьшали зарплату, наоборот, в кризисное время работали даже по субботам.
В кризис у всех схожие проблемы. Во многом степень нашей выживаемости и процветания достигнута благодаря взаимопониманию с партнерами. Наши постоянные партнеры с пониманием относились к экономическим проблемам и предоставляли короткую отсрочку по платежам за поставленное оборудование.
Журналист: У предприятия нет проблем с кадрами?
С.Д. Бабичев: В цехе 18 рабочих, они обеспечивают выход продукции — сейчас это 10-15 лифтов в месяц. Нехватки рабочих рук на заводе пока нет. Инженеры, конструкторы, электронщики и другие высококвалифицированные специалисты пришли сюда, в основном, из «Аксел Лифт».
Журналист: Что самое ценное в Вашем хозяйстве?
С.Д. Бабичев: Самое ценное — это, конечно, наши люди, сотрудники «СитиЛифт».
Это ведущие специалисты: А. Юрьев, Е. Савченко, А. Романенко, Г. Никишина, Ю. Кособоков и все остальные сотрудники. Каждый из них бесценен, каждый специалист своего дела.
А что касается производственной базы — на территории площадью 40 соток у нас расположились цех, испытательная башня, технологический склад и склад готовой продукции.
Производство начинается с нашей гордости: координатно-пробивного станка — он обеспечивает весь дальнейший процесс: выкраивает детали кабин, створок дверей и пр. Здесь же, в цехе, находятся листогибочный и отрубной станки, автоматический сварочный аппарат с воздушным фильтром, который не только фильтрует, но и ионизирует воздух. Оборудование выбирали самое передовое, насколько это было нам по средствам, — высокотехнологичное, надежное, чтобы служило долго, обеспечивая качественную работу продукцию. Все это оборудование импортное, сертифицированное в России.
Следующее помещение — испытательная башня с двумя шахтами: одна для больших, другая для малых лифтов. Здесь же располагается котельная. Сейчас в большой шахте идет демонтаж лифта без машинного помещения, его грузоподъемность 1 000 кг. С ним работа здесь закончена, он в течение полутора лет каждый день работал, прошел все возможные испытания, достойно выдержал и жару, и холод. На очереди — новый лифт, с более экономичным приводом, грузоподъемностью 1 000 кг, с подвеской два к одному и скоростью 1,6 м/с. В маленькой шахте мы испытываем инвалидные подъемники, домашние лифты и другие небольшие механизмы. Так что к месту назначения они отправляются тщательно проверенными и хорошо «закаленными» в экстремальных условиях испытаний. «СитиЛифт» уверен в надежности своей продукции.
Журналист: Какая модель производства «Сити-Лифт» пользуется наибольшим спросом?
С.Д. Бабичев: Сейчас устойчивый и даже высокий спрос имеют лифты без машинного помещения грузоподъемностью до 1 600 кг, небольшой этажности — 4-6 остановок. Они очень удобны для больниц, для офисов.
Журналист: «СитиЛифт» выпускает очень нужное оборудование — подъемники для инвалидов. Расскажите про это благое дело.
С.Д. Бабичев: Мы оснастили своим оборудованием немало московских переходов. Около 30 наших подъемников установлены в наземных и подземных переходах Ленинградского шоссе, в районе Бауманского института и т.д. Сейчас мы изготавливаем два подъемника для инвалидов. Они будут установлены в подземном переходе на Варшавском шоссе, у стадиона «Труд».
Подъемники «СитиЛифт» работают даже при отрицательных температурах, то есть наши расчеты и эксперименты, а потом и практика доказали их надежность и работоспособность в городских условиях. Привод у них гидравлический, но несколько усовершенствованный. Он работает при — 20°С, это возможно благодаря системе подогрева масла и холостым пробегам кабины, которые обеспечивают перемешивание подогретого масла, если кабина долго стоит неподвижно. Таким образом, рабочая температура масла поддерживается во всей системе.
Журналист: «СитиЛифт» зарегистрирован в Российском речном реестре. Для чего?
С.Д. Бабичев: Это позволяет нам устанавливать лифты повышенной комфортности на кораблях, судах и яхтах. Корабль, оснащенный нашим гидравлическим оборудованием, уже успешно отработал весь сезон. Мы смонтировали там пассажирский и грузовой лифты. Гидравлику покупали, а всю механику делали сами. Кстати, лифт с гидравлическим приводом, оказывается, лучше подходит для условий корабля, чем с электрическим. Во-первых, очень жестко в нем связаны все подвижные части, в основном это кабина с цилиндром. Во-вторых, там нет противовеса, который может при качке прыгать вверх-вниз. И в целом, вся конструкция устойчива и надежна в работе. Заказчик доволен. У нас сейчас в работе еще такие же заказы: малый грузовой лифт для морского теплохода и три пассажирских — для речных теплоходов.
Журналист: Ваши лифты позиционируются на рынке как энергосберегающие…
С.Д. Бабичев: За счет применения безредуктор-ного привода с частотным регулированием в лифтах «СитиЛифт» энергопотребление уменьшено в полто-ра-два раза. Плюс в системе освещения кабины лифта используем светодиодные лампы — и световой спектр лучше, и дизайн кабины лифта выигрышнее. Светодиодные лампы служат в 20 раз дольше, чем традиционные галогенные лампы и потребляют почти на 80% меньше энергии. Кстати, их монтаж, сборка и техническое обслуживание гораздо проще. Применение этих компонентов не является новинкой для российского рынка.
Журналист: А как, в целом, работает служба контроля качества «СитиЛифт»?
С.Д. Бабичев: Существует служба качества, контролирующая весь производственный процесс. Большую роль в отработке конструкции лифтов сыграли наши монтажники: ни одно из их замечаний не осталось без внимания. Каждую неделю мы проводим производственное совещание с обязательным рассмотрением вопроса по качеству.
Журналист: Кто постоянные заказчики «Сити-Лифт»?
С.Д. Бабичев: В первую очередь, это строительные организации и проектировщики. Наши лифты установлены, в основном, в административных зданиях, больницах и гостиницах. Свою продукцию мы поставляем в Москву и Московскую область, в Ярославль, Самару, Тулу, Ростов, в другие регионы страны. Получаем заказы из стран ближнего зарубежья: Украина, Туркмения, Казахстан и другие республики.
За каждым своим лифтом мы тщательно следим, контролируем его судьбу. Все вопросы, замечания, пожелания, рекомендации, появляющиеся в процессе монтажа лифта и по мере его эксплуатации, наши сотрудники обязательно фиксируют. Затем работаем с этим материалом. Монтаж в Москве ведут наши монтажники, в более отдаленных городах — местные специалисты. Кстати, монтажники «СитиЛифт» даже строже. Им поставлена задача: докладывать о самой малейшей недоработке, вплоть до несоответствия длины болта. К счастью, на сегодняшний день страницы «жалобного» журнала практически пустуют, то есть практически все отработано до мелочей. По эксплуатации я не слышал пока еще ни одного вопроса.
Последняя московская выставка «Строительство городов. СитиЛифт-2009» оказалась для нас очень продуктивной. В мае, на «Лифт Экспо Россия 2009», мы варились, что называется, в собственном соку: нас оценивали коллеги, и оценка эта своеобразная: что может нам сказать представитель Щербинского завода? На мой взгляд, лифтовая выставка — это, в первую очередь, встреча коллег. А на «СитиЛифт» нас оценивали уже потребители лифтов — строители, проектировщики. С ними контакт более эффективный, значительный — заказы поступали прямо на выставке. И в целом, она была организована высококачественно, место хорошее, зал высокий, просторный, все удобства, информация полная, доступная для посетителей.
И было очень приятно встретить на «СитиЛифт» те компании, с которыми уже работал. «Мосинжпроект»
— проектировщики, с которыми мы долго сотрудничаем, компания «Космос», которой мы поставляли лифтовое оборудование на Ленинградский проспект
— с удовольствием пришли к нам на стенд, порадовались за нас, познакомились с новинками.
Интересно было наблюдать, как проектировщики реагировали на наши лифты. Они никак не ожидали, что энергосберегающие лифты уже есть, что они уже предлагаются заказчикам. Большое впечатление произвела на них вращающаяся лебедка, работающая бесшумно, ровно, стабильно. Вслед за этим и последовали заказы, работа. На «СитиЛифт» обратили внимание проектировщики, и буквально сразу же после выставки было много запросов именно от проектных организаций из многих городов России.
Нас очень удивил заказ 10 лифтов от проектировщиков из Хабаровска, ведь китайская продукция для них более доступна и географически, и по цене. Но они убеждены, что нельзя экономить на качестве и надежности оборудования, предпочли приобрести лифты российского производства с европейским качеством.
Журналист: Сергей Дмитриевич, Вы говорите, у «СитиЛифт» своя собственная концепция ведения и развития производства.
С.Д. Бабичев: В двух словах концепция ООО «СитиЛифт» — малым штатом на малой площади за счет высокой кооперации с российскими и зарубежными партнерами создать лифт, соответствующий европейским стандартам. Для россиян, может быть, в новинку, что мы покупаем комплектующие в разных местах. У нас еще бытует такое мнение: есть завод Щербинский, есть компания KONE, есть компания OTIS, -и только им доступно производство лифтов, они поставщики. Я с этим согласен. Но никого ведь не удивляет, что, скажем, для автомобиля мотор берут в одной компании, колеса в другой, электрику из третьего места. Это и есть кооперация. У «СитиЛифт» заводов своих пока нет — комплектующие и детали мы просто покупаем у компаний, которые их производят. И это очень серьезная работа, поскольку все детали, все узлы мы подбираем очень тщательно.
Хорошие возможности выбрать оборудование и наладить контакты с будущими поставщиками предоставляют выставки. Например, неплохой результат дала нам последняя выставка Interlift, которая в октябре была в Аугсбурге. Я туда ездил с определенной целью — найти новых партнеров, новые материалы, узлы, которые могли бы дать импульс для создания новых моделей. Тем более, что к Новому году мы планируем выпустить новую модель домашнего лифта без машинного помещения с электрическим приводом. Этот лифт очень удобен и для загородных домов, и для небольших офисных зданий. Грузоподъемность до 400 кг, скорость до 1 м/с, потребляемая мощность — как у двух чайников или утюга — порядка 2 кВт. Он может работать просто от розетки.
Журналист: У «СитиЛифт» надежные поставщики?
С.Д. Бабичев: Очень надежные. Российские заводы изготавливают для нас, в основном, металлоемкие детали, отдельные электротехнические изделия. И работают очень быстро и качественно. С нами сотрудничает, например, завод в Голицыно. Среди наших партнеров очень мощная производственная база в поселке Беседы. Очень удобно, что это совсем рядом с нашим предприятием. Кроме прочего, у них несколько цехов покраски. Здесь же, на юге Московской области, завод в Троицке производит для нас металлоемкие изделия — штамповка, лазерная резка металла. На Ковровском машиностроительном заводе мы заказываем ряд точеных деталей очень хорошего качества.
Часть комплектующих закупаем у иностранцев: ограничитель скорости, ловители, система управления. Все эти изделия имеют сертификаты, соответствующие российскому рынку.
Журналист: То есть выпускать столь широкий ассортимент продукции на небольших производственных площадях «СитиЛифт» удается благодаря кооперации.
С.Д. Бабичев: Конечно. Когда я впервые был на лифтостроительном заводе итальянской компании, где делают инвалидную технику, я удивился: громадный сборочный цех, а станков нет. Они говорят: зачем они нам, у нас очень жесткая кооперация. К определенному времени им привозят детали, их ставят на сборку на конвейер и собирают очень качественные подъемники.
И «СитиЛифт» не пытается все делать сам. Мы изготавливаем для своих лифтов кабину лифта, раму кабины лифта, раму лебедочную. В некоторых случаях -створки шахтных дверей. Ну, и разные детали из металлоконструкций, например, кронштейны для установки датчиков и т.д. Дизайн кабины лифта «Сити-Лифт» — чисто наша разработка, он нравится многим компаниям. Порядка 50% всей стоимости лифта складывается у нас на предприятии.
Журналист: Какие новые проекты у Вас запланированы?
С.Д. Бабичев: Расчетная производственная мощность «СитиЛифт» — 40 лифтов в месяц. Есть планы расширить производство. Основное направление -это сокращение количество покупаемых узлов за рубежом.
Журналист: Сергей Дмитриевич, расскажите о себе.
С.Д. Бабичев: Я сибиряк, в 1951 году появился на свет в Новосибирске. Потом родители перебрались в
Тульскую губернию. Там я окончил среднюю школу, потом Тульский политехнический институт. А затем начал работать в отделе испытаний ЦНИИ точного машиностроения в Климовске Московской области.
Здесь я прошел такую школу, какой ни в одном вузе не получишь. Дисциплина, аккуратность в работе с документами, высочайшая отчетность, требовательность к себе, к подчиненным, к выполнению сроков, своих обязательств. Я и сейчас с благодарностью вспоминаю те времена.
После развала Советского Союза, когда оборонная промышленность начала стремительно сокращаться, вплотную встал вопрос выживания. И в 90-х годах я с должности заместителя начальника отдела испытаний перешел на Щербинский лифтостроительный завод. После беседы с М.А. Ваксманом меня взяли на должность заместителя начальника технического бюро. Здесь я проработал около шести лет, здесь состоялось мое первое знакомство с Лифтом.
Мое первое знакомство с М.А. Ваксманом и дальнейшая работа под его руководством, в конечном итоге, привели меня к тем результатам, которые сегодня есть. Мои сегодняшние достижения — это, конечно, заслуга моих первых учителей по лифтам, в том числе и М.А. Ваксмана. У Макса Айзиковича громадный кругозор. Он умеет вникнуть в каждую деталь, не упуская никакой мелочи ни в чертеже, ни в производстве в целом, умеет найти наиболее оптимальное решение. Я старался перенять его методы работы на лифтостроительном производстве, общения с людьми. Для меня он и по сей день первый учитель.
Затем появилось желание и возможность работать самостоятельно, расти. Так организовали совместную российско-итальянскую компанию, учредителем и директором которой я являюсь по сей день. А затем уж возникла идея изготавливать лифты. Сегодня можно сделать вывод, что решение создать собственное лифтостроительное предприятие было правильным.
Журналист: Вы автор книг…
С.Д. Бабичев: Скорее всего, книги «Гидравлические лифты» и «Проектирование механического оборудования лифтов» — это желание и способ показать, что имеется еще другое мнение в области лифто-строения.
Журналист: Сергей Дмитриевич, спасибо за экскурсию и интересную беседу.