Давайте сразу условимся понимать под этим тер-мином графическое изображение, отпечатанное с формы, предварительно вырезанной на картоне. Такая технология сродни широко известной линогравюре, хотя и имеет некоторые особенности. На-пример, детали изобра-жения можно создавать отдельно, причем много раз наклеивать и отрывать для тщательной проработки композиционного замысла.

Какими же приемами необходимо овладеть, чтобы научиться работать с этим, пожалуй, самым доступным материалом? Опытные мастера отмечают, что для создания картоногравю- ры достаточно усвоить всего три приема. На профессиональном жаргоне их называют: отдирка, многослойное наклеивание, линейное вырезание. Расскажем о них чуть подробнее.

ОТДИРКА — это в самом прямом смысле отрывание слоев картона в местах надреза лезвием по рисунку, заранее выполненному карандашом. Чем глубже надрез, тем больше площадь снятого слоя. Отдирка подчеркивает глубину изображаемого объекта, придает ему дополнительную объемность.

МНОГОСЛОЙНОЕ НАКЛЕИВАНИЕ — способствует передаче в композиции многоплановости, фактуры.

ВЫРЕЗАНИЕ ЛИНИЙ — прием, придающий некую художественную образность в плавных и ломаных, строгих и спокойных, грубых и нежных линиях.

В одной и той же композиции могут быть использованы два или три приема. Но чаще всего профессионалы применяют отдирку.

А сама технология картоногравю- ры несложна. Сводится дна к двум способам изготовления: с фоновым основанием и без него. В первом случае вырезается и наклеивается на основание силуэт будущего изображения. Он-то и обрабатывается затем вышеуказанными приемами. Согласно другому способу детали будущего изображения вырезаются теми же приемами, как указывалось выше, но без наклеивания на основание. После этого делаются пробные отпечатки. Если они вас чем-то не устраивают, можно доклеить нужные детали или же, наоборот, ненужные убрать. Операции нанесения типографской краски и выпол-нения отпечатков аналогичны лино-гравюре.

Для ведения занятий картоногра- вюрой нужно иметь: плотный картон, ножницы, лезвие бритвы, клей (желательно ПВА), фотографический валик, белую или светлотонированную бумагу, желательно негустую типографскую краску. Взамен ее можно использовать обыкновенную художественную масляную краску. Для обезжиривания ее выдавливают на промокательную бумагу и затем наносят на стекло, раскатывая валиком. Затем этим же валиком краска наносится на ре-льефную поверхность картона.

Печатание картоногравюры про-изводится на офортном станке. Но можно обойтись и без него. В этом случае на покрытую краской поверхность картона накладывают два листа бумаги. Нижний лист несколько больше по размерам картона, с тем чтобы полученный оттиск имел белые поля, усиливающие восприятие всей композиции. Затем поверхность верхнего листа (он более плотный) притирают твердым предметом, например, ровным ребром пластмассовой коробки, чистым валиком или специальной гладилкой. Чтобы гладилка лучше скользила, бумагу нужно предварительно слегка натереть воском или парафиновой свечой. Такую сторону верхнего листа затушуйте мягким карандашом — это даст возможность видеть на обратной стороне притираемой бумаги штрихи гравюры, и вы сможете в зависимости от рельефа менять степень нажима гладилки на бумагу.

Убедиться, что работа идет нормально, можно так. Придерживая ладонью лист, приподнимите край оттиска и посмотрите, хорошо ли пропечатался рисунок. Непропечатанные места еще раз притрите гладилкой.

Снятый оттиск просушите.

Полученные отпечатки или оттиски и будем теперь называть картоногравюрой. Два оттиска, выполненные в этой технике Г.Иванеску, вы видите на журнальной странице. И еще несколько советов, думаем, не повредят делу. Не беритесь сразу за сложную гравюру, начинайте с небольших легких вещей. Помните, что картоногравюра может быть решена не только белым и черным пятном, но и в полутонах. Учитесь пользоваться всем многообразием гравюры — белой линией по черному, черной линией по белому, штриховкой, пересечениями, пунктиром светлым и темным. И всегда помните о своеобразных особенностях картоногравюры. Она не позволяет получать большую по размерам тоновую растяжку, а, наоборот, способствует обобщению изображаемого объекта, имеет фактуру, которая неплохо подходит к иллюстрированию тематических образов средневековья, архитектурных сооружений романского или готического стиля, сказочных персонажей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: