Считается, что режиссура — профессия сугубо мужская. Однако есть фильмы, по которым сразу понятно: так могла снять только женщина. Например, мюзикл «Дульсинея Тобосская» Светланы Дружининой. Наверное, не случайно музу самого Дон Кихота воспела столь же прекрасная дама. О том, как главная героиня — актриса Наталья Гундарева -научилась разговаривать с ослом и почему она поет чужим голосом, — в сегодняшнем выпуске «Кинопроб».
Режиссер Светлана Дружинина называет «Дульсинею Тобосскую» своим любимым фильмом. Ведь благодаря этому мюзиклу ее как профессионала всерьез стали воспринимать мужчины. Да какие!
Сразу после премьеры ей позвонил Иннокентий Смоктуновский и сказал: «Светлана, могу тебя поздравить: сегодня у тебя появилось большое количество врагов». Большего комплимента она и желать не могла.
Смоктуновский вообще стал одним из фанатов этой картины. А уж каких эпитетов из его уст удостоилась главная героиня — Наталья Гундарева! Актер тогда во всех интервью повторял: «После «Дульсинеи Тобосской» я понял, что Гундарева — настоящий талант, она одновременно и кухарка, и мадонна, и служанка, и королева». Он даже не подозревал, что художественный совет долго не утверждал актрису на эту роль, считая, что образ ей абсолютно не подходит…
ДОН И ДАМА
Если про Дон Кихота слышал даже младенец, то имя Дульсинеи известно далеко не каждому. А между тем именно во имя ее Дон Кихот и совершал свои многочисленные подвиги. Перед тем как стать странствующим рыцарем, он выбрал себе даму сердца — так по рыцарским законам было принято. Мол, рыцарь без любви — все равно что тело без души. Для Дон Кихота таковой стала обычная девушка из соседней деревушки Эль-Тобосо — Альдонса Лоренсо, которую главный герой нарек Дульсинеей Тобосской.
Именно об этой даме, которая и сама-то не подозревала, что все эти годы в ее честь вершились великие дела, и решила снять фильм Светлана Дружинина. Точнее, она собралась экранизировать пьесу-притчу Александра Володина. Надо сказать, что ранее за это произведение брались многие с «Дульсинеи Тобосской», к примеру, начинал свою работу во МХАТе Олег Ефремов. Однако эта пьеса (точнее, сама Дульсинея) давалась не всем. По крайней мере во МХАТе спектакль был признан провальным. Да и в других театрах аналогичные постановки не имели широкого успеха. Тем не менее Дружинину это не испугало. Она точно знала, какой должна быть ее Дульсинея. Конечно, с лицом Натальи Гундаревой.
На самом деле найти актрису на эту роль оказалось задачей не из простых. Слишком многогранен и противоречив сей образ. Вот, к примеру, как описывает свою возлюбленную сам Дон Кихот: «Ее волосы — золото, чело -елисейские поля, брови — радуги небесные, очи ее — два солнца, ланиты — розы, уста — кораллы, жемчуг — зубы ее, алебастр — ее шея, мрамор -перси, слоновая кость — ее руки, белизна ее кожи — снег…»
Правда, Санчо Панса своему господину рисует портрет, казалось бы, совсем другой дамы: «Девка ой-ой-ой, с ней не шути, и швея, и жница, и в дуду игрица, и за себя постоять мастерица, и любой странствующий или только еще собирающийся странствовать рыцарь, коли она согласится стать его возлюбленной, будет за ней, как за каменной стеной. А уж глотка, мать честная, а уж голосина!..»
…На главную роль тогда пробовалось немало актрис. Например, одной из главных претенденток была Ирина Муравьева. Однако кинопробы проводились больше для художественного совета. Сама-то Дружинина изначально не сомневалась, что роль будто создана для Натальи Гундаревой. А вот чиновникам этот выбор отнюдь не казался удачным. Актрису, которая тогда ассоциировалась с образом «сладкой женщины», никто из высоких начальников не видел в качестве избранницы самого Дон Кихота. «Помню, я тогда предложила худсовету перечесть Сервантеса, который создал Дульсинею большой и громкой. Ведь когда она созывала скот, то зычный голос слышали на третьей горе», — вспоминает режиссер.
ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ!
Между прочим, роль дамы сердца Дон Кихота могла появиться в биографии Натальи Гундаревой за много лет до создания фильма «Дульсинея Тобосская». Когда она совсем еще девчонкой поступила в труппу Театра имени Маяковского, там как раз шли репетиции мюзикла «Человек из Ламанча». Правда, работу над спектаклем начали, так и не определив, кто же сыграет главную женскую роль — прекрасную Альдонсу.
Андрей Гончаров долго раздумывал над этим вопросом, а потом взял да и объявил конкурс -ситуация в театре, скажем так, не слишком распространенная. Женский состав труппы к идее режиссера отнесся всерьез: каждая из актрис представила свое видение героини. И только Гундарева не приняла тогда участия в общем кастинге. Ей, постоянно комплексующей по поводу собственной внешности, казалось не очень тактичным предлагать свою кандидатуру на эту звездную партию. Да и к тому же она (как объясняла позже Гундарева коллегам) совсем не умеет петь. Куда уж ей мечтать о роли в мюзикле!
Однако, несмотря ни на что, за баталиями остальных претенденток следила внимательно. И тайком учила партию Альдонсы. Ну так, на всякий случай. Просто ей казалось, что Татьяна Доронина, которая эту роль в итоге и сыграла, ставит акценты совсем не в тех местах, где нужно.
В какой-то момент она даже подумала, что судьба великодушно преподносит ей в подарок прекрасную Альдонсу, будто вопрошая: ну-ка, покажи, что ты там приготовила? Когда вся труппа находилась на гастролях, главная героиня неожиданно заболела. И Гундареву в срочном порядке решили ввести в спектакль, благо и текст, и вокальные партии она знала назубок. Уже прошло несколько репетиций, Наталья с трепетом ожидала дня своего неожиданного дебюта в качестве актрисы мюзикла, как вдруг… Доронина нашла в себе силы присоединиться к труппе и прилетела на гастроли.
Так что с этой ролью, как видим, у Гундаревой давние счеты. И возможность показать свое видение того, какой она должна быть — дама сердца самого Дон Кихота, представилась ей уже на телеэкране.
Понятно, что за работу Наталья Георгиевна принялась с энтузиазмом. И это несмотря на то, что параллельно она снималась сразу в нескольких картинах. В итоге 1980 год — когда на экраны вышла «Дульсинея Тобосская» — стал самым плодотворным в биографии актрисы. Тогда состоялись премьеры сразу восьми фильмов, настоящий рекорд! И все роли абсолютно разные.
Она — мать десятерых детей в картине «Однажды двадцать лет спустя». Она — модистка Жужу в трагикомедии «О бедном гусаре замолвите слово». Она — русская дворянка, жена гениального шахматиста Алехина в фильме «Белый снег России». И наконец, она -Дульсинея Тобосская, образ сам по себе очень многогранный.
«Роль Дульсинеи — подарок для любой актрисы, — говорила тогда Гундарева. — Ведь эта прекрасная дама, жившая много веков назад, остается современной героиней. Потому что она ищет (и часто находит) ответы на вопросы, вечно волнующие человека: зачем люди живут? как надо жить? что есть истинное и непреходящее в жизни?»
К тому же в этом фильме есть та самая театральность, которую обожала Наталья Гундарева. Именно поэтому, по ее словам, на съемках она ощущала себя так, будто находится на родной сцене. «Там присутствует несколько моментов, где я почувствовала, что распахнулась как в театре!»
ЗМЕИНЫЙ ИСТОЧНИК
«Распахивалась» она так, что удивляла даже видавших виды коллег. Например, многие с ужасом вспоминают, как снимали ряд эпизодов в горах, кишевших змеями. По сценарию героиня Гундаревой должна была быть босиком. Конечно же, актриса тут же скинула обувь и пошла в кадр, приговаривая: «Я змей не боюсь, это они меня боятся». И лишь после съемок призналась, что пресмыкающиеся вообще-то вызывают у нее смертельный ужас.
С животным миром у нее складывались особые взаимоотношения. Так, осел Гриша, который тоже «играл» в картине, беспрекословно слушался только Гундареву. Даже режиссер Светлана Дружинина, тоже женщина и тоже обворожительная, ничего не могла поделать, когда он замирал вдруг на одном месте и не двигался ни туда ни сюда. Однако как только Наталья Георгиевна подходила к Грише и что-то шептала ему на ушко, он (точь-в-точь как его соплеменник в эпизоде фильма «Кавказская пленница») тут же послушно шел за актрисой и делал все, что требовалось.
Если даже ослик так проникся к Наталье, то что говорить об остальных! «Как повезло всем нам! Такая актриса, такая женщина в современном кинематографе большая редкость. Она излучала теплоту и нежность, с которыми для каждого из нас связан образ матери, — говорил о ней Борис Плотников, который сыграл Луиса. -Я благодарен судьбе за то, что мне удалось познакомиться с ней и быть ее партнером. Уверен, что Альдонса, ради которой «рыцарь печального образа» готов на любые подвиги, была именно такой, какой сыграла ее Наташа. Необыкновенно женственная и мягкая, в то же время страстная и умеющая за себя постоять. Лиричная и застенчивая, но мужественная и решительная. Наташа — актриса редкой, какой-то неактерской органики. Это как дети и животные, с которыми существовать в кадре на равных невероятно трудно. Она могла все».
О партнерах Гундаревой нужно сказать отдельно. Светлану Дружинину недаром ведь называют актерским режиссером. Вот и для «Дульсинеи Тобосской» она смогла собрать в одном месте и в одно время всех самых востребованных тогда актеров. Армен Джигарханян, Татьяна Пельтцер, Борис Плотников, Валентина Талызина, Борислав Брондуков…
Как вспоминал Брондуков, он, Армен Джигарханян и Александр Назаров часто подшучивали над Гундаревой, которая была скромна. Стоило актрисе выйти в город, как они кричали ей вслед: «Сладкая женщина, постойте!», чем привлекали внимание прохожих.
Сама Светлана Дружинина говорит, что к выбору актеров она относится так же трепетно, как к выбору спутника жизни. Потому что уверена: команда интуитивно подбирается так, чтобы соответствовать друг другу. «К тому же я, как Суворов, все время со своей армией: ем все то же самое, живу в тех же походных условиях, без люксов, езжу на «Москвиче», что подарили спонсоры, даже на приемы в Кремль. Поэтому, наверное, мне так комфортно со «своими» актерами».
Поскольку «Дульсинея Тобосская» — мюзикл, то поют в фильме много и часто. Все, кроме… Натальи Гундаревой. Ей, обладательнице неплохого голоса и музыкального слуха, на сей раз не доверили самостоятельно озвучивать свою роль. В итоге все вокальные партии главной героини достались замечательной певице Елене Камбуровой. Но, кажется, этого факта не заметил никто — настолько точно Наталья Гундарева попадает в песни и технически, и эмоционально.
Хотя фильм снят в развлекательном жанре, тем не менее есть в нем и острые моменты. И даже аллегория на ситуацию в стране. Например, монолог Луиса, в котором он говорит: деревни опустели, крестьяне оставили свои дома, а по дорогам бродят шайки разбойников. Сам драматург Александр Володин именно это место считал ключевым в своей пьесе. Поэтому еще до начала съемок он пытался выведать у режиссера, как она собирается снимать этот монолог. «И тогда я решила: мы сделаем шепот, -вспоминает Светлана Дружинина. — Луис будет говорить этот монолог шепотом, а потом оседлает своего старого мосластого Росинанта и, опираясь на крепкое плечо Дульсинеи, взберется на коня. Никто не обратил внимания на этот монолог. А ведь это был вызов!»
БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТАЯ
Когда картина вышла на телеэкраны, ажиотажа она не вызвала. Да, там задействовано целое актерское созвездие. Да, фильм легкий. Да, там много поют, раскрываясь с неожиданной стороны. Казалось бы, все составляющие зрительского успеха налицо. Но… То ли звезды неправильно сошлись, то ли еще по какой причине, однако премьера прошла настолько незаметно, что это можно было считать провалом.
Наталья Гундарева, которая всегда критически относилась к своей работе, причины искала в себе. Ей казалось: недотянула, не доиграла. И только пересматривая фильм годы спустя, понимаешь, насколько она уникальная актриса. Видимо, нужно было, чтобы картина немного полежала и «настоялась», как дорогое вино.