Каковы же исторические корни развития ракетной техники в США?

Каковы же исторические корни развития ракетной техники в США?

Если Россия гордится своим соотечественником КЗ. Циолковским, создавшим научно-теоретические основы космонавтики, то США имеют все основания гордиться инженером-конструктором Р. Годдардом, осуществившим 16 марта 1926 г. первый в мире регистрированный пуск ракеты с жидкостным ракетным двигателем. И не важно, что эта ракета имела начальную массу 4,65 кг, полёт продолжался всего 2,5 с, дальность полёта составила 55 м, в процессе полёта произошёл прогар сопла, и ракета упала, этот день стал отправной датой в последующей истории практического жидкостного ракетостроения.

Начинал Годдард как практически все энтузиасты космических полётов в начале XX века с разработки теории межпланетных перелётов. Результаты выполненных в 1912-1916 гг. теоретических разработок вошли в монографию Годдарда Метод достижения предельных высот, изданную в 1920 г.

После выхода в свет этого теоретического труда Годдард решил сосредоточиться на практической разработке жидкостных раб кет. Это стало следствием его вывода, определившего всю его дальнейшую работу в области создания ракет: Ракета идеально подходит для подъёма на большие высоты и не требует наличия воздуха для создания тяги. К этому необходимо добавить, что по своим энергетическим возможностям жидкостная ракета, работающая на химических компонентах топлива, имела неоспоримые преимущества по энергетике перед пороховыми ракетами того времени.

Свои первые опыты в области создания жидкостной ракеты Годдард провёл в 192061922 гг. и начал он с выбора компонентов ракетного топлива, исследования их горения и использования продуктов горения для создания реактивной тяги. Относительно небольшие средства на проведение этих работ ему выделяли различные частные фонды и университеты США. Первые же полученные положительныее результаты не только вселили в Годдарда уверенность в правильности избранного им пути, но и способствовали дальнейшему сотрудничеству с ним частных фондов и университетов в части финансирования проведения экспериментальных работ.

В 1923 г. Годдард приступил к проектированию первого жидкостного ракетного двигателя. Надо отметить, что всю свою практическую работу по изготовлению ЖРД, а затем и жидкостных ракет он вёл в кустарных условиях: вначале это были университетские механические мастерские, а затем 6 собственная мастерская со штатом рабочих в несколько человек. Первые ЖРД Годдарда имели простейшую конструкцию и тягу несколько килограмм сил, в качестве топлива использовались жидкий кислород и авиационный бензин. Оба компонента топлива малопригодны для охлаждения камеры сгорания, что, видимо, и заставило отказаться от наружного охлаждения стенки камеры и ограничиться внутренним пристеночным охлаждением одним из компонентов топлива. Такой способ охлаждения не обеспечивал необходимой продолжительность работы двигателей, разрабатываемых Годдардом на всём протяжении его работ. Ресурсе работы двигателя фактически определялсяя временем появления сквозного прогара огневой стенки камеры и не превышал 15 с. Один такой ЖРД в составе ракеты упрощённой конструкции и совершил первый полёт в мировой истории жидкостного ракетостроенияя. Затем в работах Годдарда наступил перерыв 6 в 19286 1933 гг. мировую экономику потряс кризис, вошедший в историю США как Великая депрессия.

В 1932 г. Годдард возобновил свои раб боты, однако существенных успехов не добился. Тяга лучших вариантов из разработанных им двигателей составляла: в 1933 г. 6 122 кгс, в 1936 г. 6280 кгс, в 1940 г. 6550 кгс Столь малые величины тяги двигателей в сочетании с неприемлемо малыми значениями удельных импульсов тяги существенно ограничивали массу полезного груза, которая составляла несколько килограмм. Не удалось Годдарду увеличить и длительность работы двигателей, которая по-прежнему определялась временем возникновение прогара стенки камеры. У лучших образцов созданных им двигателей это время составляло 25…30 с.

Экспериментальные работы Годдарда в области создания ЖРД и жидкостных ракет продолжались до конца 1941 г., когда он, в связи с началом войны США против Японии, был зачислен в ряды ВМС США и занимался созданием ЖРД/ускорителей для палубной авиации. Достигнутые Годдардом в этой области деятельности результаты широкой известности не получили.

Следует отметить некоторую особенность в проведении Годдардом научно&исследовательских работ. В 1920619306з годы большинство энтузиастов разработки ракетной техники из-за новизны и научно-технической сложности решаемых проблем объединялись в различные общества или группы. Так было в наиболее продвинутых в этом отношении СССР и Германии. Это не только позволяло объединить творческие силы и идеи талантливых людей, но и получать государственную поддержку. Годдард же предпочитал работать в одиночку, в обстановке секретности, с ограниченной группой помощников, выполняющих под его руководством только техническую работу. По словам его современника Годдард считал ракеты своим частным заповедником и тех, кто также работал над этими вопросами, рассматривал как браконьеров… Такое его отношение привело к тому, что он отказался от научных традиций сообщать о результатах своих исследований через научные журналы…. Результаты своих работ Годдард скрывал даже от членов ‘Американского ракетного общества, в правление которого он был избран. Это общество было организовано в 1930 г. группой энтузиастов&следователей реактивного движения. Информация о деятельности Американской го ракетного общества и функционирующей параллельно с ним Лаборатории реактивного движения приведена после окончания рассказа о работах Годдарда.

Отчёты финансирующим фондам и университетам о достигнутых результатах Годдард представлял в констатирующей форме, не раскрывая особенностей разработанной им конструкции. Ещё боб лее общий характер имели публикуемые им статьи в научных журналах. В такой же общей форме Годдард изложил результаты своих работ в конце 1935 г. на научной конференции с участием представителей армии США. Его доклад военных не заинтересовал и каких либо заказов или финансирования работ, на которое мог надеть ся Годдард, от военного ведомства США не последовало.

Скрывая от общественности свои разработки, Годдард в то же время регулярно патентовал разработанные им технические решения, патенты носили закрытый характер. Всего на имя Годдарда бы выдано более!00 патентов. Не умаляя творческие достижения Годдарда, следует отметить, что ракетная техника в те годы представляла собой чистый лист, на фоне которого практически любая новая конструкция была патентоспособная. В то же время необходим мо отметить, что среди всего многообразия запатентованных. Годдардом конструкций имелся ряд основополагающих решений. В 1963 г. Вернер фон Браун так отозвался о работах Годдарда: Его ракеты по сегодняшним меркам могли показаться весьма примитивными, но они… уже тогда имели многие элементы, которые используются в самых современных ракетах и космических кораблях. Так, в декабре 1930 г. Годдард осуществил управляемый полёт ракеты с помощью газовых рулей с сервоприводом, в апреле 1932 г. 6с использованием гироскопического стабилизатора, в последующие годы использовал жидкостной двигатель с турбонасосной подачей компонентов топлива и применил разработанную им систему надува топливных баков, а также карданную подвеску двигателей. Однако всё это выяснилось значительно позже, после истечения срока секретности его патентов. На поверку оказалось, что наиболее ценные из запатентованных Годдардом конструкторских решений были независимо от него разработаны другими конструкторами, в первую очередь в Германии и СССР.

В связи с ограниченными финансовыми и производственными возможностями, а также в обстановке секретности, которую создал

Годдард вокруг своих работ, ему не удалось реализовать многие из своих научных идей и конструкторских находок. Выполненные им технические разработки не оказали заметного влияния на развитие ракетной техники не только во всём мире, но и в США. сведений о применении во Второй мировой войне вооружёнными силами США военной техники с жидкостными ракетными двигателя ми не имеется.

Кроме Р. Годдарда, общепризнанного в мировой истории развития ракетной техники пионером космонавтики, в 306406з годы в США трудились и другие энтузиасты практического создания космических ракет. И аналогично своим европейским коллегам они, в отличие от Годдарда, объединялись в группы для проведения совместных работ в этом новом направлении науки и техники. В 1930 г. по типу клуба по интересам группа энтузиастов межпланетных полётов во главе с Э. Пендри и Д. Лассаром организовали Американское ракетное общество. Главной задачей в деятельности общества его члены считали популяризацию практических работ в области конструкторских разработок космической техники. С этой целью общество учредило и издавало ежемесячный журнал.

Наряду с научно-информационными публикациями общество вело и наглядную агитацию в среде интересующихся проблемами космонавтики. Так, в 1932 г. члены общества приступили к разработке конструкции и изготовлению летающих моделей жидкостных ракет для демонстрационных пусков. Лучшая из этих ракет в сентябрь ре 1934 г. совершила полёт по траектории с максимальной высотой около 115 м и дальностью около 400 м.

Параллельно с изготовлением и пусками модельных ракет в обществе функционировало направление по разработке ЖРД. Лучшим достижением в этих работах стало создание кислородно-спиртового двигателя тягой около 40 кгс. Его конструктивной особенностью явилось в отличие от большинства конструкций Р. Годдарда применение наружного регенеративного охлаждения стенки камеры. Полученные положительные результаты испытаний этого двигателя послужили основанием для организации в 1941 г. фирмы Риэкб шен Моторс, специализирующейся на разработке и изготовлении ЖРД. Она стала первой такой промышленной фирмой в истории ракетостроения в США.

Более существенный след в истории ракетостроения в США оставила группа учёных Калифорнийского технологического института под руководством Теодора Кармана. В1936 г. они организовали Гуггенхеймскую аэродинамическую лабораторию. Под впечатлением работ Р. Годдарда эта группа занималась разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы. Разумеется, объединившиеся в творческую группу, учёные не могли ограничивать свою деятельность только практическими работами по изготовлению и запуску малых ракет геофизического назначения, они вели исследования эффективности различных химических топлив, изучали работоспособность отдельных элементов конструкции в процессе полёта ракеты и работы двигателя, ими была разработана конструкция промышленно изготовляемого стартового ракетного ускорителя.

В период Второй мировой войны входящие в группу Т. Кармана учёные включились в работы по созданию реактивного вооружения. С этой целью в конце 1942 г. часть работающих в аэродинамической лаборатории Калифорнийского института выделилась из её состава и во главе с Т. Карманом организовала Лабораторию реактивного движения. В ноябре 1943 г. Карман обратился в Управлениие артиллерийско-технического снабжения армии США с предложением на базе проекта геофизической ракеты создать её боевой вариант. Предложение было поддержано командованием Управления, вследствие чего появился Совместный проект артиллерийское технологического Управления и Калифорнийского института.

В соответствии с программой работ по Совместному проекту.. была разработана ракета, получившая наименование Прайб витбА’. Она имела длину около 2,5 м, стартовую массу около 225 кг, из них 25 кг составляла полезная нагрузка. Установленный на ракету пороховой двигатель, разработанный фирмой Аэроджет, создавал в течение 30 стягу 450 кгс, максимальная дальность полёта составляла 18 км. Устойчивость полёта по заданной траектории должны были обеспечивать четыре аэродинамических стабилизатора. Поскольку эффективность таких стабилизаторов полёта проявляется после набора ракетой определённой скорости, в хвостовой части ракеты устанавливались сбрасываемые после окончания их раб боты пороховые ускорители. В первой половине декабря 1944 г. было проведено 24 лётных испытаний. Дальнейшие работы с этой раб кетой не проводились.

Следующей разработкой группы Т. Кармана стала ракета ПрайвитбФ. Отличительной особенностью этой ракеты от предшественницы было её выполнение в крылатом варианте. Лётные испытания 17 экземпляров этой ракеты проводились в первой половине апреля 1945 г.

Оба варианта ракет Прайвит использовались в первую очередь для изучения особенностей полёта ракеты как по баллистической траектории, так и при наличии несущих плоскостей крыльев. Поб лучив первые сведения о поведении ракет в полёте, было принято решение перейти к разработке ракеты для исследования верхних слоев атмосферы, расположенных выше досягаемости воздушными зондами.

Первая ракета геофизического назначения, разрабатываемая Лабораторией реактивного движения по заказу Управления артиллерийского Технического снабжения, получила наименование ВАКсКорпорал. Жидкостной двигатель ракеты работал на высоко кипящем топливе: окислитель 6 азотная кислота, горючее 6 смесь анилина и фурфурилового спирта.

Напомним, что ракету разрабатывали учёные Калифорнийское го технологического института. Это определило научный подход к проектированию ракеты. Прежде, чем приступить к разработке штатной конструкции, было проведено натурное моделирование работы отдельных узлов и элементов конструкции ракеты. С этой целью была изготовлена модель ракеты в масштабе 1:5. Модельная ракета получила ласковое наименование БэбисВАК. Результаты проведённых в начале июля 1945 г. лётных испытаний модели позвоб лили определиться с количеством и формой аэродинамических стаб билизаторов ракеты и выявить необходимость применения порохоб вого двигателяб/скорителя в качестве первой ступени.

В штатном исполнении первая американская жидкостная ракеб та геофизического назначения ВАКсКорпорал имела длину 4,9 м, диаметр корпуса 60,3 м, полезная нагрузка 611 кг, тяга основного ЖРД составляла около 680 кгс, система подачи топлива бвытесниб тельная, сжатым воздухом. Метеорологические приборы размещаб лись в контейнере, который после достижения ракетой расчётной высоты спускался на землю на парашюте. Лётные испытания ракеты ВАКсКорпорал проводились в сентябребэктябре 1945 г., максиб мальная достигнутая высота составила около 70 км. В конце 1946 6 начале 1947 годов были проведены лётные испытания усовершенб ствованной ракеты ВАКсКорпорал Б.

Может показаться, что малозначащим в мировой истории эпиб зодам развития ракетной техники оказано излишне много внимаб ния. Это сделано исходя из того, что именно эти ракеты вкупе с разб работками Р. Годдарда были первыми и эксклюзивными разработб ками американских энтузиастов космонавтики.

Случилось так, что как раз после смерти пионера американсб кой космонавтики Годдарда в августе 1945 г., в США началась разб работка ракетной техники на государственном уровне, причем на первом этапе основу этих работ составило не столько продолжение работ американских разработчиков ракетной техники, сколько изуб чение, дальнейшее совершенствование и техническое развитие достижений немецких специалистов в области создания ракеты дальнего действия А64. Такой поворот в истории создания жидкостб ных ракет в США был подготовлен предшествующими событиями. В течение маясиюля 1945 г. американские спецслужбы на территории Германии проводили операцию по сбору трофейного вооружения, выявлению и интернированию немецких научносгехнических кадров, причастных к разработке новых видов оружия. Первостепенный инб терес представляли разработчики ракетного оружия дальнего действия. Успешному проведению спецслужбами США этой части операции способствовали сами немецкие ракетчики. В апреле

1945 г. основной кадровый состав Армейского ракетб ного испытательного центра Пенемюнде с берега Балб тийского моря переместился на юг Германии, в Тюринб гию, где вблизи г. Нордхауб зена в горных штольнях наб ходился завод по производб ству ракет А64. Туда же из Пенемюнде была перевезеб на вся конструкторская доб кументация и технический архив ракетного КБ. Военб ные действия сложились так, что эту местность оккупироб вали войска США и практиб чески весь состав КБ во глаб ве с административным руб ководителем работ в Пенеб мюнде генералом Вальтером Дорнбергером и техническим руковоб дителем, главным конструктором ракеты А64 Вернером фон Брауб ном в первых числах мая 1945 г. организованно сдался в плен. Больб шинство работников КБ были штатские, но и их содержали под охб раной в американской зоне оккупации, т.к. у американских спецсб лужб на них были особые виды.

Захваченная техническая документация на изготовление ракеб ты А64 и около сотни готовых ракет во второй половине 1945 г. из поверженной Германии были вывезены в США. В это же время в США было депортировано около 560 учёных, инженеров и техниб ков, ранее работавших в Армейском ракетном испытательном центре Пенемюнде.

Поскольку в обеспечении главного достижения США в космоб навтике 6 посещение Луны американскими астронавтами 6 В. фон Браун сыграл главенствующую в техническом отношении роль, приб ведём некоторые сведения из его биографии в период жизни в Герб мании до мая 1945 г.

Вернер Магнус Максимилиан фон Браун (23.03.1912 г. 6 16.06.1977 г.) родился в дворянской семье, отсюда и приставка фон в его фамилии. В школьные годы проявлял интерес к точным наукам, в старших классах увлекался астрономией. В студенческие годы начал практическую деятельность по созданию летающих моб делей жидкостных ракет, был членом Немецкого ракетного общестб ва, возглавляемого известным в Германии энтузиастом космических полётов Рудольфом Небелем. После окончания Берлинского униб верситета он стал первым штатским сотрудником в группе Вальтера Дорнбергера, занимающейся разработкой боевых жидкостных раб кет дальнего действия. Благодаря природным способностям, хороб шей университетской подготовке, таланту организатора и влюблённости в выполняемую работу, фон Браун быстро продвигался по карьерной лестнице и вскоре фактически возглавил проведение наб учносгехнических работ в группе Дорнбергера.

Первая полноразмерная ракета, спроектированная в 1933 г. с участием фон Брауна, получила условное обозначение А61 (полное наименование 6Агрегат61. Слово агрегат вместо ракета бдань секретности в сфере разработки военной техники, аналогично слоб жившемуся у советских ракетчиков термину изделие). ЖРД этой раб кеты имел тягу около 300 кгс, система подачи кислороднобспиртовоб го топлива бвытеснительная.

Следующая ракета А62 была спроектирована в 1934 г. Двигаб тель, топливо и система подачи остались прежними.

В 1936 г. был реализован проект ракеты А63. Ракета имела ноб вый двигатель, развивающий тягу до 1500 кгс, топливо и система поб дачи бпрежние.

Каждый вариант ракеты отлиб чался от предыдущего более соверб шенной конструкцией ракетных систем, включая системы управлеб ния полётом и наведения на цель, однако последовательно внедряеб мые усовершенствования не обесб печивали требований военного заб казчика к ракете как средству поб ражения цели, расположенной за сотни километров от стартовой поб зиции. Но это не помешало фон Брауну в 1937 г. стать техническим руководителем работ по созданию ракеты дальнего действия в Арб мейском ракетном испытательном центре Пенемюнде.

Следующий вариант ракеты дальнего действия бракета А64 6 была разработана с учётом накопленного опыта и последних наб учносгехнических достижений в Германии. В её создании приниб мали участие ведущие промышленные фирмы и научные лабораб тории ряда германских университетов. Конструкция и основные характеристики А64 широко известны и нет необходимости их здесь приводить. Работы начались в 1939 г., а в 1942 г. состоялись первые лётные испытания ракеты А64, получившей в последствии пропагандистское наименование Фау62 6оружие возмездия (от немецкого слова Vergeltungswaffe).

Боевая эксплуатация ракет А64 началась 6 сентября 1944 г. пусб ком двух ракет в направлении Парижа, следующие две ракеты были запущены 8 сентября 1944 г. по Лондону. Ракетный обстрел Лондоб на и других европейских городов закончился 27 марта 1945 г. За этот период было выпущено около 1350 ракет, от 30 до 35 % не доб летели до цели. По данным англичан, в Великобритании от обстреб ла ракетами Фау62 в общей сложности погибло около 2720 челоб век, тяжёлые ранения получили более 6450 человек.

Работа фон Брауна по созданию боевых ракет, ставших по способу их применения оружием массового поражения в основб ном мирного населения европейских городов, сопровождалась не только его продвижением по служебной лестнице. Наряду с этим в его биографии отмечаются и другие события. В апреле 1934 г. фон Браун завершил докторскую диссертацию на тему: Конструктивные, теоретические и экспериментальные подходы к проблеме создания ракеты на жидком топливе. Диссертация имела гриф секретно и, видимо, поэтому без её опубликования и защиты на Учёном совете Берлинского университета автор в июле 1934 г. был удостоен степени доктора физических наук. В ноябре 1937 г. он вступил в националбсоциалистическую (фашисб тскую) партию Германии, а в мае 1940 г. получил первое воинсб кое звание бунтерштурмфюрер СС, к июню 1943 г. дослужился до высокого звания штурмбанфюрера СС. В июле 1943 г., после деб монстрации Гитлеру фильма о стартах ракеты А64, фон Брауну по приказу фюрера было присвоено звание профессора. С таким шлейфом событий в биографии В. фон Браун прибыл в США.

А теперь вернёмся к жизни немецких ракетчиков после их деб портации в США, которая была проведена на основании решения, принятого 20 июня 1945 г. госсекретарём США. До октября 1945 г. эта депортация составляла секрет для американской общественб ности, т.к. государственный департамент США опасался негативной реакции на прибытие на территорию США большой группы немецб ких специалистов в области создания ракетного вооружения. Хотя в новейшей истории США уже был опыт участия иностранных специб алистов в решении большой научнобгехнической задачи бсоздание атомной бомбы, но тогда это были учёныебантифашисты и спасаюб щиеся от фашистского геноцида евреибфизики. Сейчас же нужно было адаптировать в американское общество большую группу учёб ных и конструкторов, создававших боевое оружие фашистской Герб мании, против которой США вели боевые действия. Кроме этого обб щего для всех прибывших греха, некоторые из депортированных немцев в гитлеровской Германии были членами нацистской партии. Для реабилитации в глазах американского народа прибывших в США специалистов с негативно воспринимаемым прошлым, америб канские спецслужбы провели операцию по отмыванию тёмных пяб тен в биографиях немецких ракетчиков. Наибольшие трудности вызб вала легализация в США главного козырного туза в немецкой коб лоде 6В. фон Брауна. Его членство в нацистской партии укладываб лось в общий подход в решении этой проблемы, однако его членб ство в СС потребовало индивидуального решения. В результате проведенной спецслужбами операции практически все прибывшие немецкие специалисты получили исправленные и дополненные биб ографии, что гарантировало им безопасность проживания и возб можность получить работу по своим специальностям, только В. фон Брауна было запрещено до особого разрешения привлекать к раб ботам по созданию ракетного вооружения.

Не имея возможности участвовать в создании новых ракет для Вооружённых сил США, В. фон Браун использовал свободное вреб мя для разработки в инициативном порядке предложений по созб данию космических ракет. Сложилось парадоксальная в биограб фии В. фон Брауна ситуация: в Германии в марте 1944 г. он был арестован гестапо по подозрению в саботаже работы по создаб нию боевой ракеты, отвлекаясь на космическую тематику. Следб ствие продолжалось в течение нескольких дней и по ходатайству В. Дорнбергера было прекращено. А во второй половине 40бк годов в США его не привлекают к разработке боевых ракет, и он имеет возможность заниматься проблемами космической техники. Однаб ко в этот период космическая тематика не интересовала правиб тельство США. И фон Браун решил привлечь к своим предложениб ям американскую научнобгехническую общественность. С этой целью он публикует в научном журнале Collier’s ряд статей о заб пусках ИСЗ трёхступенчатой космической ракетой, работающей на топливе азотная кислота и гидразин, со стартовой массой окоб ло 9000 т. Ракета должна была выводить на высоту около 1750 км полезную нагрузку массой до 36,5 т. За циклом этих публикаций последовал ряд статей о пилотируемых полётах на Луну с последуб ющим возвращением на Землю. Интерес к полётам на Луну был подогрет серией телеинтервью с фон Брауном. Это, в свою очеб редь, привело к съёмкам двух научнобфантастических фильмов с участием фон Брауна в качестве рассказчика о своём проекте лунной экспедиции. Позднее, на волне успеха телепередач и проб ката кинофильмов фон Браун, уже занимаясь практической рабоб той, совместно с известным популяризатором идей космических полётов Вилли Леем выпустил книгу Старт в космос. Но широко разрекламированные фон Брауном идеи космических полётов, заб интересовавшие широкие массы читателей и зрителей, не получиб ли поддержки ни в военных, ни политических кругах США. Госудаб рственные интересы в тот период времени ограничивались создаб нием ракетного вооружения, да и, объективно оценивая состояние науки и промышленности того времени, ракетная техника ещё не была готова для осуществления космического полёта.

Отстранение фон Брауна от практической работы не могло длиться долго, кроме потребности в использовании его профессиоб нальных знаний и опыта создания ракетной техники, тому способб ствовали изменения в мировой политике. С окончанием Второй мировой войны прекратила существование и антигитлеровская коалиб ция. Во время войны государства, входившие в эту коалицию, объеб диняло наличие общего врага, а после победы на первый план вышб ли собственные интересы каждого государства, всплыли прежние противоречия, основанные на разном социальнослолитическом гоб сударственном устройстве. Как и в довоенные годы, одним из полиб тических лидеров, возглавившим противостояние с СССР, был У. Черчилль. Произнесённая им в марте 1946 г. в американском гороб де Фултоне речь вошла в историю как манифест холодной войны, ставший призывом к крестовому походу против коммунизма.

Политика военносполитического противостояния, названная холодной войной, включала в себя не только милитаризацию экономики противостоящих государств, наращивание их военного потенциала и планирование ведения военных действий, но и агб рессивную психологическую обработку населения средствами массовой информации. Основные сражения холодной войны происходили на страницах печатных органов, в радио и телепереб дачах. Усилиями американских СМИ СССР из бывшего союзника в войнах с Германией и Японией в глазах и умах жителей США был превращен в главного военносполитического противника. В реб зультате такого психологического наступления немецкие ракетчиб ки и фон Браун в их числе уже не воспринимались представителяб ми недавнего вражеского государства, теперь это были техничесб кие специалисты, способные оказать необходимую помощь в укб реплении военной мощи Вооружённых сил США. И фон Браун в конце 1 946 г. был привлечён к работе в Службе проектирования и разработки вооружения армии США в ФортбБлиссе (штат Техас), пока на второстепенную должность.

Основные работы с немецкой трофейной техникой начались в конце 1945 г. на специально подготовленном для этого испытаб тельном полигоне Уайт Санде (штат НьюбМексика) с участием приб бывших немецких специалистов под контролем Управления артилб лерийскосгехнического снабжения. Перед американским персоб налом испытательного полигона была поставлена задача с конб сультативной помощью немецких специалистов освоить подготовб ку к запуску и осуществить пуски ракет А64, а перед американскиб ми разработчиками ракетной техники 6изучить конструкцию, техб нологию изготовления и лётные характеристики ракет дальнего действия. Параллельно с изучением немецкого опыта создания раб кетной техники пусками ракет А64 решались и сугубо научные заб дачи: проводились метеорологические исследования, фотографиб ровалась с большой высоты земная поверхность, изучался солнечб ный спектр и интенсивность космических лучей за пределами плотб ных слоев земной атмосферы.

Попытка первого пуска ракеты А64 на полигоне Уайт Санде состоялась 15 марта 1946 г., первый успешный пуск был произведён 10 мая 1946 г., причём это был демонстрационный пуск для многоб численных представителей прессы. Всего в период с марта 1946 г. до середины 1951 г. было осуществлено 67 пусков, из них более 30 % было аварийных. Напомним, что в СССР в течение 1947 г. состоб ялось 11 пусков ракеты А64, из них 5 аварийные.

Знакомство с конструкцией и техническими характеристиками ракеты А64 оказало заметное влияние на дальнейшие работы по созданию жидкостных ракет в США. Первыми американскими ракеб тами, созданными после изучения конструкции А64, стали ракеты Викинг и Аэроби.

Ракета Викинг, созданная в исследовательской лаборатории Отдела исследований ВМС США, представляла собой уменьшенб ный по внешним габаритам и технически модернизированный вариб ант А64. Длина ракеты составляла около 14 м, диаметр 60,8 м, тяга кислородносспиртового двигателя 69,3 тс. В отличие от своего проб тотипа ракета Викинг имела несущие топливные баки, отсутствоб вали графитовые рули, съедающие часть тяги двигателя, вместо них управление полётом ракеты осуществлялось отклонением двигатеб ля, установленного в карданном подвесе, имелся и ещё ряд несущеб ственных изменений конструкции.

Лётные испытания Викинга начались 7 марта 1949 г. и продолб жались до середины 1955 г. За этот период было осуществлено 12 пусков ракет, большинство из них имели аварийные исходы.

Лётные испытания второй из разработанных в этот период амеб риканских ракет Аэроби начались в ноябре 1947 г. Эта ракета быб ла разработана на базе ракеты ВАКбКорпорал бто же топливо, вытеснительная система подачи, аэродинамические стабилизаторы полёта, пороховой ускоритель на первой ступени. Ракета обеспечиб вала выведение полезного груза массой 68 кг на высоту до 115 км и использовалась для исследования верхних слоев атмосферы. До конца 1949 г. было осуществлено 24 пуска этих геофизических раб кет, из них 4 пуска были неуспешными.

Достаточно хорошая для того времени статистика успешных пусков ракеты Аэроби позволила использовать её в качестве исб ходной базы для проведения усовершенствования её конструкции. В

Пуск ракеты Аэроби-150 результате появилась новая ракета, получившая наименование Аэб робисХи. Лётная эксплуатация этой ракеты началась в мае 1956 г. При одном из запусков в июне 1956 г. эта ракета позволила вывесб ти полезную нагрузку массой около 110 кг на высоту 262 км. Прогб рамма пусков ракеты предусматривала как научные исследования, так и отработку элементов конструкции, использованных при послеб дующем создании ракет АтласбЦентавр и Сатурн.

Из жидкостных ракет, разработанных в США в конце 406< гоб дов, наибольший интерес представляет экспериментальная двухстуб пенчатая ракета БампербЗАК. К этому времени выявилась насущб ная необходимость применения для геофизических исследований двухступенчатой ракеты, т.к. кратковременный вывод одноступенчаб тыми ракетами научных приборов массой в десятки килограмм на высоты 150...200 км не удовлетворял исследователей. Для проведеб ния широкомасштабных научных исследований в космическом пространстве требовалось использовать мощные многоступенчаб тые ракеты, способные выводить на космические орбиты на длительб ное время научные приборы и оборудование общей массой в сотни килограмм. Полётная эксплуатация многоступенчатых ракет требоб вала решения ряда новых технических проблем. Для их изучения и была разработана экспериментальная ракета БампербЗАК, сосб тоящая из двух уже существующих ракет: на первой ступени бракеб та А64, на второй 6 ВАКсКарпорал. От результатов пусков этой ракеты америкаб некие конструкторы ожидали получить свеб дения по особенностям разделения ступеб ней в полёте, рекомендации по организаб ции запуска ЖРД второй ступени после разделения на больших высотах и другую техническую информацию, которую неб возможно получить в наземных условиях.

Лётные испытания ракет Бамперб I ВАК проводились с мая 1948 г. по июль ‘ 1950 г. Всего было пущено 8 ракет, из них только две выполнили полётную програмб му. Масса полезной нагрузки, выводимой этими ракетами, составляла около 23 кг, а максимальная достигнутая высота полёта 6 400 км, составившая рекорд того времеб ни. Это было начало пути к созданию мноб гоступенчатых баллистических и космичесб ких ракет.

В начале 506с годов XX века в США интенсифицировались работы по созданию ракетного вооружения. Побудительными причинами стало объб явление СССР о наличии у него атомной бомбы и участие вооруб жённых сил США в военном конфликте на Корейском полуострове. Военные стратеги США посчитали целесообразным иметь в состаб ве Вооружённых сил баллистические ракеты с ядерными боезарядаб ми, в тот период времени неуязвимые для противника по сравнению с имеющимися бомбардировщикамибносителями атомных бомб. Таб кому решению способствовала открывшаяся возможность создания многоступенчатых баллистических ракет, обеспечивающих доставку боезарядов на дальность в тысячи километров. Активизация работ в сфере создания новых ракет коснулась и фон Брауна. В апреле 1950 г. его назначают техническим директором Отделения операб тивных разработок дальних управляемых ракет Арсенала Редстоун в г. Хантсвилл (штат Алабама). Под своим крылом фон Браун собб рал значительную часть бывших работников из КБ Пенемюнде.

Фон Браун в Редстоунском арсенале возглавил работы по созб данию новой оперативнобгактической ракеты с ядерным боезаряб дом массой до трёх тонн и дальностью 350…400 км. Эти работы веб лись с 1948 г., однако темп их проведения, видимо, не устраивал заб казчика 6МО США. Новая ракета разрабатывалась на базе А64: сохранены те же компоненты топлива, система подачи, управление полётом графитовыми рулям, отличия 6в форсированном по тяге до 29,5 тс двигателе и применении боеголовки, отделяемой в конце поб лёта. (В эти же годы в СССР разрабатывалась ракета Р62 аналогичб ной конструкции, только двигатель А64 был форсирован до 37 тс). Назначение фон Брауна техническим руководителем работ было вызвано, вероятно, высокой преемственностью создаваемой ракеб ты с конструкцией ракеты А64. Важность проведения этих работ быб ла подчёркнута присвоением им в ноябре 1950 г. высшего приориб тета МО США. Для фон Брауна это было первое ответственное поб ручение в период его нахождения в США, своеобразный экзамен на его соответствие высокому авторитету отца первой в мире жидкоб стной ракеты дальнего действия. И фон Браун успешно выдержал этот экзамен. В августе 1953 г., через 3 года после его вступления в новую должность, начались лётные испытания новой одноступенчаб той ракеты, получившей наименование Редстоун. Позднее эта раб кета стала первой ступенью ракеты ЮпитербА, на втоб рой и третьей ступени котоб рой устанавливались твёрб дотопливные ракеты Серб жант. Следующий вариант ЮпитербС имел более мощный по тяге ЖРД первой ступени и увеличенное колиб чество твердотопливных двигателей на второй и третьей ступенях. По своим техническим характеристиб камэта ракета была пригодб на для запуска лёгких объекб тов на космические высоты, что и было подтверждено при лётном испытании в сентябре 1956 г.: головная часть массой 39 кг была доставлена на высоту 1070 км. Успешная разработка этой ракеты открывала возможность фон Брауну принять участие в косб мических программах США. Этому способствовало и полученное им в 1955 г. американское гражданство.

К середине 506с годов XX века о запуске искусственного объекб та на околоземную космическую орбиту было написано множество фантастических книг и научных статей, не мало разработано проекб тов, но всё оставалось на бумаге. Наконец наука, техника и проб мышленность достигли того уровня, когда запуск ИСЗ стал реальб ным делом. Об этом свидетельствовали многочисленные запуски геб офизических ракет в США и СССР. Исходя из результатов бурного развития ракетостроения, Подготовительный комитет по проведеб нию Международного геофизического года (МГГ), намеченного на период с 01.07.57 г. по 31.12.58 г., в сентябре 1954 г. обратился к правительствам высокоразвитых стран с предложением приложить все усилия для запуска ИСЗ во время МГГ. Основные надежды свяб зывались с научнобгехническим уровнем США.

Действительно, в июне 1954 г. в США был обнародован проект запуска ИСЗ Орбитер ракетойбгосителем Юнонаб!, созданной на базе баллистической ракеты ЮпитербС. Однако этот проект поддержки не получил.

В мае 1955 г. Совет национальной безопасности США одобб рил программу запуска научного ИСЗ при условии, что она не будет мешать созданию межконтинентального ракетного вооружения. В это время конкурировали два проекта: Авангард (разработка ВМС США) и Эксплорер (разработка армии США). Организованб ная для выбора лучшего проекта комиссия отдала предпочтение Авангарду И это вопреки заверениям фон Брауна, что использоб вание в проекте Эксплорер уже разработанных ракет даёт возб можность осуществить запуск ИСЗ в январе 1956 г. Историки считаб ют, что главной причиной выбора проекта Авангард победителем стали не его технические характеристики, а ведущая роль в создаб нии средства выведения в проекте Эксплорер фон Брауна бнатуб рализованного немца с недавним нацистским прошлым.

Подготовку к запуску ИСЗ поддерживал президент Д. Эйзенхаб уэр. В одном из выступлений он заявил, что 25.07.56 г. им подписан план космических пусков, в котором предусматривается запуск перб вого ИСЗ по программе Авангард в сентябре 1957 г.

Классическая организация работ, обещающая триумфальб ный успех в создании спутника в США: принятие решения на уровне одного из высших государственных органов, конкурсный выбор проекта, подписание президентом плана работ и опредеб ление даты запуска спутника бвсё это было перечёркнуто 4 октябб ря 1957 г. Запуск спутника в СССР вызвал шок у мировой и амеб риканской общественности. Поздравления с успехом советских учёных, в том числе и от американского президента, сделанное на прессбсонференции в Белом доме 9 октября 1 957 г., вскоре смеб нились критическими выпадами в адрес США. И чем больше автоб ры надеялись на научнобгехническое превосходство Западного мира над СССР, тем больше горечи содержалось в откликах на провал космической программы США.

Французский журнал ПариАлатч писал: Русские достигли того, что американцы столь часто и преждевременно заявляли: запустили первый искусственный спутник Земли. Это было чудо. Рухнула догма о техническом превосходстве США.

В журнале Форчун: Мы не ждали советского спутника и поб тому он произвёл на Америку Эйзенхауэра впечатление Пёрлб Харбора.

Агентство Юнайтед Пресс: 90 % разговоров об искусб ственном спутнике Земли приходилось на долю США. Как оказаб лось, 100 % успеха пришлось на долю России.

Несомненный факт запуска в СССР первого спутника и реакб ция мировой общественности заставили руководство США приниб мать экстренные меры для ускорения запуска американского спутб ника. Уже 11 октября 1957 г. был разработан документ по сокраб щению сроков подготовки к запуску ИСЗ по программе Аванб гард (в переложении на нашу практику 6 планбрафик нагона). 14 октября президент США встретился с министром обороны Н. Макэлроем и обсудил с ним перспективные космические проекты, которые позволили бы в короткие сроки догнать и перегнать СССР. Космическая гонка, начатая в СССР заменой объекта Д на ПС61, была подхвачена руководством США и продолжалась до 1991 г., до развала СССР бвеликой космической державы.

Чтобы успокоить общественность США и ослабить поток критиб ки и иронии в СМИ, 11 ноября 1957 г., спустя неделю после запуска в СССР второго ИСЗ с собакой Лайкой, Д. Эйзенхауэр объявил о запуске первого ИСЗ США по программе Авангард до окончания 1957 г.

Ракетабноситель Авангард имела на первой и второй ступенях уже знакомые читателям модифицированные ракеты Викинг и Аэб робибХи, на третьей ступени бтвёрдотопливный двигатель. Спутник Авангард имел диаметр 16,5 см и массу 1,47 кг. На нём были установлены радиомаяк перемещения и датчики температуры. Первая попытка запуска Авангарда состоялась 6 декабря 1957 г. и оконб чилась аварией в момент отрыва от стартового сооружения. В духе американских традиций на этот запуск было приглашено более двухсот корреспондентов. О катастрофе первого американского Флопника (ироническое наименование по аналогии с русским словом спутник) стало известно всему миру. Не щадили своих соб отечественников и избранники американского народа. Авторитетб ный сенатор Линдон Джонсон так охарактеризовал программу Авангард: Это дешёвая авантюра, которая закончилась одной из наиболее разрекламированной и унизительной неудачей в истории США.

Аварийный пуск Авангарда привёл к пересмотру программы запуска ИСЗ. Президент Эйзенхауэр принял решение следующий пуск проводить по программе Эксплорер. К такому повороту соб бытии фон Браун был готов. Спустя несколько дней после запуска первого ИСЗ в СССР он обратился к министру обороны с предлоб жением немедленно начать работы по программе Эксплорер и обещал провести подготовку к пуску за 60 дней. Министр не счёл возможным ревизовать принятое и объявленное на высшем уровне решение о запуске ИСЗ по программе Авангард, но разрешил вести подготовку ракеты Юнона61 и спутника Эксплорер в качеб стве резервных дублёров.

Успешный запуск первого американского ИСЗ Эксплорер61 состоялся 31 января 1958 г. и вызвал неб обычайный подъём настроения и нациоб нальной гордости в США. Огромную радость испытывал и Вернер фон Браун. Наконецсго его мечта о создании подб линно космической ракеты осуществиб лась! В восторженном порыве он воскб ликнул: Мы создали собственный плацб дарм в космосе. Никогда больше мы не сдадимся!.

Первый американский спутник, кроб ме исторического факта своего появлеб ния, оставил след в истории космонавтиб ки ещё и благодаря сделанному с его помощью научного открытия. Установб ленный на спутнике счётчик Гейгера заб регистрировал окружающие Землю раб диационные пояса, получившие наименование пояса Ван Аллена

За первым запуском спутника последовали следующие. 5.02.58 г. была предпринята вторая попытка запустить спутник Авангард. И снова неудача. Только третий пуск этого спутника 19.03.58 г. заб вершился выведением его на орбиту. Всего с декабря 1958 г. по сенб тябрь 1959 г. состоялось 11 попыток запустить спутник Авангард и только 3 пуска были успешными.

С переменным успехом проходили пуски и по программе Эксплорер. За период с 3 марта по 23 октября 1958 г. из четырёх попыток запуска спутника Эксплорер два закончились аварийно.

Такое начало запусков ИСЗ не добавило оптимизма общестб венному мнению о перспективах космических программ США. Впеб чатлившие мировую общественность запуски первых советских исб кусственных спутников Земли заставили научносполитические круги США проанализировать организацию собственных работ в обласб ти создания ракетнобсосмической техники. В результате этого был сделан вывод, что конкуренция между многочисленными американсб кими организациями по разработке космической техники, являющаб яся в рыночной экономике признанным двигателем научносгехничесб кого прогресса, в условиях противостояния с другим развитым в проб мышлением отношении государством, не способствует получению положительного результата. Разрозненность усилий и распыление вкладываемых средств ведёт к потере темпа работ, сказывается на масштабности конечного результата. Кроме того, долговременные устойчивые успехи могут быть достигнуты не ускорением проведения работ по отдельной космической программе в авральном режиме, а объединением усилий и ресурсов всех ведомств, участвующих в реализации космических программ, в рамках одной государственб ной организации, занимающейся только развитием космической техники. Эта идея реорганизации работ в области космонавтики быб ла высказана в октябре 1957 г. членами Американского ракетного общества, в ноябре того же года она получила поддержку Нациоб нальной академии наук.

Поскольку оценка отставания США в области ракетнобсосмиб ческих достижений вышла за рамки научносгехнических проблем и превратилась в дело государственного престижа, не мог остаться в стороне от принятия решения по поднятому общественностью вопб росу и Конгресс США. На состоявшихся 20 января 1958 г. слушаниб ях (после неудачной попытки запуска первого спутника) был сделан вывод о необходимости принятия неотложных мер по совершенб ствованию космической программы США. Сенатор Линдон Джонб сон, имеющий отношение к разработке космических программ, в своём выступлении так сформулировал их важность: Кто контролиб рует космос, тот контролирует весь мир. Ему вторил командующий стратегической авиацией США генерал Пауэр: Кто первым утверб дит своё место в космическом пространстве, тот и будет его хозяиб ном. И мы просто не можем позволить себе проиграть соревноваб ние за господство в космическом пространстве. А журнал Космиб ческие исследования в редакционной статье, обращаясь к презиб денту Эйзенхауэру, писал: Мы должны лихорадочно работать, чтоб бы решить те технические проблемы, которые, несомненно, решила Россия. В этой гонке, (а это, несомненно, гонка) приз достанется только победителю и этот приз бруководство миром….

В апреле 1958 г. Конгресс США обсудил предложение научб ной общественности о создании специализированной общегосуб дарственной организации по вопросам космонавтики и поручил соответствующему комитету подготовить проект закона, который и был принят 29.07.58 г. В тот же день президент Д. Эйзенхауэр подписал Национальный акт по аэронавтике и исследованию космического пространства, который определил основные прогб раммы и структуру управления космическими исследованиями. Так было организовано НАСА бНациональное управления по аэб ронавтике и исследованию космоса. В НАСА вошло большинство проектных организаций, ранее автономно работающих в систеб ме ВВС, ВМС и армии США. Кроме того, НАСА получило право привлекать к работе по своим программам специализированные лаборатории крупнейших американских университетов и частные промышленные фирмы. Основными задачами НАСА были опреб делены организация и координация работ в области космической деятельности, в первую очередь применительно к пилотируемой космонавтике с целью опережения аналогичных работ в СССР. Президент США Д. Эйзенхауэр присвоил космическим програмб мам НАСА категорию ДбИкс, что означало исключительную важность и срочность работ, которые относятся к категории важнейших для обеспечения безопасности страны. Этим решением политический лидер государства и одновременно главнокомандующий его вооружёнными силами определил двойное назначение пилотируемой космонавтики: научнобтехнические достижения в этой области тесно увязаны с военной безопасностью государб ства. Кроме того, такой подход к дальнейшему развитию космиб ческой техники в США не только примирил два ранее конкурирующих между собой направления научно-техническое и военное, бно и объединил усилия и ресурсы этих направлений.

Датой начала деятельности НАСА принято считать 1 октября 1958 г. Однако и после этой даты формирование НАСА продолжаб лась. Так, в ноябре 1959 г. в НАСА был включён Отдел проектироб вания Управления баллистических ракет армии США, реорганизоб ванный в Центр космических полётов им. Дж. Маршалла. Техническим руководителем этого центра был назначен В. фон Браун.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: