Когда заходит речь о дальневосточном оружии, в первую очередь на ум приходит образ бесстрашного и преданного самурая со сверкающим длинным изогнутым мечом в руке. При мысли о китайских военных видятся хитроумные чиновники, спрятавшие руки в рукавах халатов, склонившиеся в почтительном поклоне и излагающие каверзные планы ведения военных действий.
Сословие воинов в Древнем Китае пользовалось меньшим почетом, чем сословие чиновников. Гражданская служба была гораздо более престижна, чем военная. Хотя при этом, следует заметить, владение мечом было одним из критериев всесторонне и гармонично развитой личности. В биографиях многих ученых и чиновников упоминается, что, помимо владения кистью, таланта музицирования и стихосложения, они обладали навыками обращения с боевым оружием. Среди поэтов, конечно же, было более распространено искусство танца с мечами, чем собственно мастерство ведения боя. Умение драться на мечах было уделом людей простых, обладавших большой физической силой, грубых нравом и неразвитых интеллектуально. Поэтому отношение к собственно оружию среди «культурных людей» было не очень почтительным.
Количество боевых китайских мечей, сохранившихся до наших дней с древних времен, не очень велико -меч, пришедший в негодность, выбрасывался или уничтожался. Кроме того, опасаясь смут, волнений и вооруженных восстаний, правители Китая не раз издавали указы об изъятии и уничтожении оружия и запреты гражданским лицам на хранение и изготовление оружия, ограничивая, таким образом, производство мечей только военными нуждами. Большое количество оружия было вывезено американскими, европейскими и японскими войсками в 1900-х годах. Оставшиеся в Китае экземпляры оружия были переплавлены в конце 1950-х годов во время «великого скачка» Мао Цзэдуна. В произведениях изобразительного искусства общеизвестный факт, касающийся китайского клинкового оружия: китайский меч был образцом для меча японского. Однако китайские мечи имеют очень древнюю и весьма интересную историю. Существует несколько типов китайских мечей: меч цзянь — прямой, с двусторонней заточкой, возникший в период Весны и Осени (770-476 г.г. до н.э.); меч дао — с изогнутым клинком и односторонней заточкой; палаши — с длинной рукояткой и широким лезвием, изогнутым на конце; короткие мечи — изогнутые и прямые, сужающиеся к концу. Был и особый тип меча для императорского охранника — короткий, с изогнутым лезвием, расширяющимся к концу. Также отдельно выделяется тип даосского меча-амулета, составленного из нанизанных на прямую тонкую основу монет или же прикрепленных к клинку красной нитью.
Древнейшее китайское оружие известно благодаря археологическим раскопкам в погребениях. Это мечи из нефрита — с прямым широким лезвием, раздваивающимся на конце или оформленном зубцами. Нефритовые мечи, ножи и кинжалы имели ритуальное назначение, они служили символами войны в отправлении военных обрядов. Зубцы, оформляющие лезвие и рукоятку, со времен Чжоу (1027-771 г.г. до н.э.) символизировали воинственность.
История боевых китайских мечей восходит к периоду Шань (1766 — 1111 г.г. до н.э.). Самые ранние — это бронзовые мечи, найденные при археологических раскопках в захоронениях.
Боевые бронзовые мечи, найденные в погребениях, имеют короткий прямой клинок, заточенный с двух сторон, и обильно украшенную рукоятку. Орнаменты и сюжеты декоративного убранства оружия, как правило, имеют символическое значение, часто встречаются головы животных. Наиболее популярным изобразительным мотивом оформления меча или кинжала был тигр. В качестве примера можно привести меч, датированный периодом Чжоу, рукоять которого украшена гравированной фигуркой тигра, а клинок покрыт параллельными штрихами черного лака, обозначающими тигриную шерсть. Выбор этого животного отнюдь не случаен. С древнейших времен тигр в Китае был олицетворением отваги, и его изображение придавало владельцу оружия силу и смелость животного. Украшения древних бронзовых и железных мечей в Китае изготовлялись из драгоценных материалов — золота, нефрита, слоновой кости и даже лака. Нефрит в Древнем Китае ценился необыкновенно высоко, и предметы, необходимые для отправления религиозных культов, изготавливались именно из него. Древних в нефрите привлекала красота и прочность, камень наделялся различными магическими свойствами: исцелять от болезней, защищать от злых духов; впоследствии нефрит использовали как мерило для восхваления доблестей благородного мужа — стойкости его духа, чистоты его намерений и благородства его поступков. Резьба по нефриту была весьма трудоемким и сложным процессом, требующим от резчика необыкновенного мастерства. Первые встречающиеся в исторических хрониках упоминания о нефритовых рукоятках бронзовых мечей датируются периодом Хань (III в. до н.э. — III в.н.э.). Изобразительными мотивами резьбы по нефриту были оберегающие символы, в частности, тигры. Также популярными оберегами были изображения гидры, как фигуративные, так и орнаментальные, т.е. в виде спиральных завитков, общими очертаниями напоминающих фигуры животных. Также нефрит применяли для украшения ножен кинжалов и мечей.
Слоновая кость также была одним из наиболее дорогих материалов, так как ввозили ее в Китай из Африки и Индии. Украшенное слоновой костью оружие принадлежало, вероятно, военачальникам высшего ранга.
На рукоятках древних мечей видны небольшие углубления, в некоторых из них сохранилась инкрустация полудрагоценными камнями, например бирюзой, что было весьма распространено, так как все полудрагоценные камни наделялись в Древнем Китае качествами оберегов. Бирюзой покрывались и сами клинки, причем камни дополняли гравированный ромбовидный узор поверхности. Золото в Древнем Китае ценилось меньше других материалов, таких как бронза или нефрит. Так, в одной из хроник упоминается, что кинжал с рукоятью из нефрита предназначался для императора, а из золота — для одного из его вассальных князей. Золото использовалось в основном для небольших декоративных вставок. В период Чжоу его стали использовать в большей степени, из него могли изготавливать рукоятки мечей и кинжалов. Рукоятка, отлитая из золота, отличалась филигранностью работы и обилием переплетающихся орнаментальных мотивов, называемых «сплетение драконов», которое производит впечатление крупного кружевного плетения. Такой кинжал вряд ли мог использоваться в бою, он был предназначен скорее для украшения интерьера или для погребения.
Лак был известен в Китае со II тысячелетия до н.э. Сложность технологии и вредность производства лаковых изделий объясняют высокую стоимость предметов. В оружейном деле этот материал использовался для изготовления ножен. В качестве примера можно привести меч периода Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.). Это время считается одним из периодов расцвета китайской цивилизации, и лаковые ножны, датируемые этим периодом, являют собой образец высокоразвитой технологии и утонченного художественного вкуса эпохи правления. Мотивы резьбы, покрывающей деревянные детали ножен, — змеи и драконы, очевидно, несут функцию оберега.
Железные мечи периода Хань снабжались рукоятками, отлитыми из бронзы и повторяющими своей формой нефритовые изделия.
Вопрос датировки появления железных изделий на территории Китая дискутировался до археологических раскопок, проведенных в 1950-х годах в провинциях Хэнань и Хэбэй. В результате в нескольких погребениях периода Борющихся Царств (475-221 г.г. до н.э.) были обнаружены железные предметы, в их числе и оружие, а также формы для отливки железа. Эти находки позволили предположить время изобретения железа в IV или V веке до н.э.; место изобретения было ограничено южными областями Китая. Другие исследования датировали появление железа на северо-западе Китая VII веком до н.э. и связывали этот процесс с кочевавшими в тех местах скифскими племенами, у которых, предположительно, и была заимствована технология изготовления железных изделий. Также был установлен факт использования метеоритного железа. Железные предметы самой западной области Китая -Синьцзяна — датируются VIII веком до н.э. Что касается северных областей Китая, то железные детали некоторых бронзовых предметов, датируемые периодами Шань или ранним Чжоу, могли быть чужеземными и просто приделанными к собственно китайским изделиям. Появление стальных мечей можно также отнести к периоду Чуньцю (Весны и Осени, 770-476 г. до н.э.). Эксперты оценивают сталь редких сохранившихся мечей периодов Сун (960-1279) и Мин (1368-1644) очень высоко, показатель их твердости — от 58 до 60 HRS. Для сравнения: показатель твердости для японских мечей того же времени не превышает 50 HRS, а современные боевые и охотничьи ножи — чуть выше 60. В китайских мечах очень ценится естественный волнообразный орнамент на поверхности клинка, который встречается только на стали очень высокого качества. Такой тип стали известен как дамасская сталь, поверхность клинка выглядит так, как если бы она была покрыта тонким слоем масла. В течение веков эти китайские мечи сохранили воспеваемые в литературе остроту, блеск и твердость.
В Древнем Китае меч бытовал не только и не столько в качестве оружия. Обладая насыщенной символикой, связанной с различными аспектами жизни, меч занимал особое место среди прочих видов оружия. Это и оружие, и талисман, и многозначный культовый символ в даосизме, буддизме и народной религии. Многоплановость бытования меча нашла отражение в даосских легендах, народных сказаниях и художественной литературе. Как и во многих других странах, оружие легендарных героев в Древнем Китае наделялось волшебными свойствами, такими как силой уничтожать демонов, чудовищ и прочие злые потусторонние силы.
В мифах Древнего Китая появление оружия связывается с битвой великана Чию и Желтого Владыки, Хуан-ди. Злобный великан Чию решил отобрать престол у Хуан-ди — верховного владыки Неба, высочайшего правителя в царстве богов, установившего порядок вселенной. Чию был весьма воинственным персонажем и был искусен в изготовлении различного оружия. Среди видов оружия, созданных Чию, называются трезубцы, боевые палицы, большие луки и мечи.
Воевавший с Чию Хуан-ди не знал секрета изготовления оружия, поэтому в начале сражения преимущество было на стороне Чию. Магическому искусству изготовления мечей верховного владыку обучила фея Сюань-нюй: «Хуан-ди раздобыл красную, как огонь, медь с горы Куньушань и, раскалив ее, выковал меч, который быстро потемнел, но излучал сияние и был прозрачен, как кристалл, он мог разрезать нефрит»1. При описании горы Куньу упоминается, что «в земле много киновари, и если из медной руды отлить меч, он получается темно-зеленым и острым».
Легенда о том, как Хуан-ди научился делать мечи, окрашенная даосским мистицизмом, объясняет появление у меча свойств волшебного предмета.
Чудесные качества оружия обуславливаются тем, что секрет его изготовления был передан феей Сюань-нюй, а основным компонентом сплава была киноварь, которая также является одной из составляющих даосского напитка бессмертия.
Любопытно, что в китайских мифах положительный персонаж, культурный герой Хуан-ди, и злобный великан Чию получают оружие независимо друг от друга и разными путями. Таким образом, негативные свойства оружия, связанные с агрессивным поведением Чию, утрачиваются, и в последующих даосских легендах меч выступает как орудие добра и справедливости, а его происхождение связывается с созидательными действиями верховного владыки и магией даосской феи.
Приписываемые мечам магические качества использовались в практике отправления даосских ритуалов: оружием очищали священный алтарь от отрицательной энергии, то есть использовали как средство для изгнания злых духов. Несмотря на то, что оно не предназначалось для сражения, ритуальное оружие делалось в полном соответствии с техникой изготовления боевых мечей и было весьма остро отточено. Ритуальные и светские танцы с мечами напоминали движения воинов.
В практике боевых искусств в основном использовались два типа меча — меч -цзянь и меч-дао.
Прямой меч цзянь именовался «императором холодного оружия», «покровителем короткого оружия». Этот тип меча был тесно связан с символикой императорской власти. Оружие подчеркивало воинственность и небесное происхождение правителя. Символическое значение меча как атрибута императорской власти возникло благодаря древнейшему представлению о тождественности военной мощи, силы, доблести и способности мужчины к воспроизводству потомства. Так как в Китае император считался отцом народа, то его воинственности придавалось особое значение как символу процветания нации. Немалую роль в восприятии меча как символа плодородия сыграла и фаллическая форма оружия. Украшенные орнаментом, несущим определенную символическую нагрузку, овеянные ореолом легенд о несокрушимости воинов, мечи становились талисманами для своих владельцев.
Отношение китайцев к мечу как к оружию магическому прослеживается в некоторых китайских легендах. Самое знаменитое предание повествует об известном оружейнике Гань Цзяне. По заказу правителя Холюй княжества он должен был выплавить мечи, однако сталь никак не плавилась. Тогда его жена спросила, что нужно сделать. Гань Цзян ответил, что следует принести в жертву женщину. Мосе бросилась в печь и металл тотчас потек. Гань Цзян выплавил два меча — мужской и женский. Мужской был назван Гань Цзян, а женский — Мосе. Согласно другой версии легенды, князь казнил Гань Цзяна за то, что тот не выплавил мечи в срок и вместо двух мечей, мужского и женского, принес ему только один. Впоследствии сын Гань Цзяна отомстил князю2 с помощью волшебного меча, выплавленного отцом. В другом источнике Гань Цзян упоминается как один из прославленных оружейников древности, выковавший множество волшебных мечей.
В обоих вариантах легенды проиллюстрирована конфуцианская идея преданности — жены мужу. Также в ней находят отзвуки даосских представлений о единении мужского и женского начал, связанном с традиционным для китайского мировоззрении представлением о гармонии Вселенной, основанной на сочетании противоположностей.
В даосском пантеоне и в народной религии большую роль играет культовая группа Восьми Бессмертных. Один из бессмертных, входящих в эту группу, Люй Дунбинь, изображается с мечом за спиной. Этот ученый жил в период Тан, достиг бессмертия в возрасте 50 лет, подвергался ряду искушений и, преодолев их, получил меч, наделенный сверхъестественной силой. С этим мечом он пересек землю, уничтожая драконов и избавляя мир от зла. Его волшебный меч обладал чудесным могуществом, и с его помощью Люй смело вступал в жестокие схватки с драконами и тиграми и всегда выходил победителем. Свыше 400 лет, согласно легендам, странствовал он по Китаю, совершая различные подвиги. В 1111 г. он был официально канонизирован, в его честь воздвигались храмы.
В буддизме меч — символ мудрости и проницательности. В руках богов это орудие, отметающее все сомнения и затруднения и расчищающее путь знанию и правде. Так, Бодхисаттва3 мудрости Маньчжушри изображается с мечом в руке. В даосизме меч -символ победы над злом. То есть это не просто оружие, способное убивать, а магическое оружие, побеждающее силы зла и невежества. В народной мифологии меч — атрибут божеств и духов, призванных защищать и оберегать от злых демонов и потусторонних сил.
«Записки о поисках духов» Гань Бао содержат множество даосских историй об оборотнях, которые были побеждены именно с помощью меча. При этом следует помнить, что для Гань Бао и его современников все эти истории были подлинными. Писатель собирал и записывал их с целью убедить скептиков в существовании потусторонних сил и их связи с людьми. Все записки строго классифицированы по видам потусторонних сил. Демоны, оборотни, инкубы, злые духи воспринимались как реально существующие персонажи, вступавшие в контакты с живыми людьми, помогавшими или вредившими им. Во многих рассказах именно меч выступает как оружие, с помощью которого герои одолевают оборотней и демонов. Волшебным оружием способны сражаться не только воины, но и чиновники, правители и даже маленькие дети.
Весьма интересна связь меча-цзянь с астрологическими представлениями древних китайцев и с их представлением о строении мира.
Китайцы из всех созвездий больше всего почитали Большую Медведицу, считая, что дух «северного ковша» ведет записи о продолжительности жизни и о смерти человека.
Вместе с черепахой, обвитой змеей, и Большой Медведицей меч был символом северной стороны и воинственности. При этом их совместное изображение, например, на монете считалось оберегающим амулетом. На ритуальных даосских мечах иногда встречается выгравированное изображение семи звезд ковша Большой Медведицы и двадцати восьми стоянок Луны, что связано с верой в то, что меч насыщен энергией этих созвездий. Китайцы считали, что семь звезд северной части неба образуют изображение Сюань-у —
Темной воинственности, Духа покровителя Севера. Изображение Большого Ковша встречается и на боевом оружии, где оно выполнено в технике инкрустации бронзовыми звездами.
В Китае мечи были не только оружием, но и украшением, знаком благородства и достоинства. Они принадлежали не только воинам, но и ученым, чиновникам, судьям. В жизнеописании Конфуция упоминается, что он великолепно владел техникой обращения с мечом-цзянь. Мечи ученых были тоньше и короче, боевые мечи, декоративное их оформление было простым и изящным. Ученые ценили в мечах их богатую образную символику. Сама форма прямого меча сходна с написанием иероглифа, означающего название Китая -«Чжунго» — Срединная империя. Прямая линия меча символизировала прямолинейность, искренность и честность благородного мужа. По этой причине китайские мечи хранились и носились в вертикальном положении, так как «справедливость не может лежать», и меч, символ справедливости не может лежать.
Со временем меч стал в большей степени украшением и талисманом. В частности, меч, сделанный из монет или украшенный ими, считался амулетом, оберегающим своего владельца от воздействия злых сил. Во многих семьях мечи хранили, считая, что оружие защищает дом.
Как уже говорилось, плавка металла воспринималась как процесс мистический, его часто сравнивали с процессом приготовления эликсира бессмертия и взаимодействием инь и ян. Так, в главе 6-й «Чжуанцзы» человек уподобляется металлу, который выплавляется Вселенной, Небо и Земля называются «плавильным котлом», а превращение вещей — плавкой металла.
В том же трактате Чжуанцзы приведено подробное сравнение меча с государством и государем.
30-я глава трактата, «Радости меча», рассказывает о чжоуском царе Ване, любившем поединки на мечах. Любовь государя к фехтованию приводила к смертям соревнующихся и упадку царства. Тогда сын царя позвал Чжуанцзы, чтобы тот образумил правителя. Мыслитель представился искусным фехтовальщиком. На предложение царя продемонстрировать свое искусство Чжуанцзы сказал, что обладает тремя мечами, и предложил рассказать о них царю. Эти три меча были: меч Сына Неба, меч удельного владыки и меч простолюдина. Объясняясь, Чжуанцзы сравнил меч Сына Неба (т.е. императора) со Срединной Империей. Описанием меча философ уподобил Китай, его территорию и историю, и также силу и могущество императора мечу. Меч выступает и как образ самого государства и как символ власти императора над ним. Меч удельного владыки, говорил Чжуанцзы, то есть власть князя, состоит, или опирается, на благородных мужей. Интересно, что в описании меча удельного владыки качества мужей, составляющих основу благоденствия правителя, сопоставляются с различными частями меча: острое лезвие — это честность и бескорыстие, оборотная, не режущая сторона клинка — способность и достоинство, основание — преданность и мудрость, рукоять — стойкость и непреклонность. Философ упрекнул правителя в любви к оружию простолюдина. Правитель проникся речами Чжуанзцы и преодолел свою пагубную страсть к убийственным поединкам.
Эта глава проясняет характер отношения к мечу, бытовавшего в Древнем Китае, и объясняет символику государственности и императорской власти, связанную с этим видом оружия. В тексте наиболее знаменитого средневекового романа, «Троецарствие», встречается описание оружия главных героев. В первой же главе после заключения дружественного союза два главных героя, Гуань Юй и Лю Бэй, заказывают себе оружие; Лю бэй — обоюдоострый меч, а Гуань Юй меч Черного дракона — «кривой, как лунный серп». Этот меч вошел в историю благодаря своему весу — около 40 килограммов.
Новеллы Пу Сун-лина — истории выдуманные, в красочной художественной форме демонстрирующие отношение китайцев к мечу и его волшебным свойствам. Например, в новелле «Справедливый убийца» речь идет о мече, чувствующем намерения недоброго человека и выскакивающем из ножен. Обладатель этого меча рассказывает, что, когда этот меч убивает человека, на нем не остается капель крови. Одно из чудесных свойств этого меча заключается в том, что, несмотря на то, что уже третье поколение его семьи пользуется им, он все так же остер. Далее рассказывается о том, что герой, владеющий этим мечом, задумал отомстить обидчикам своего покровителя и после этого справедливого убийства зарезал себя. Однако когда к нему подошел судья, также оскорбивший его друга, то мертвец вскочил, схватил меч и отрубил голову судье. Причиной «временного воскрешения» рассказчик считает именно волшебный меч, к которому, по всей видимости, относится название новеллы — «Справедливый убийца». Здесь мы опять встречаем отношение к мечу как к одушевленному существу. При этом характерно, что действия меча направлены против зла и несправедливости, меч охраняет честных людей.
В китайской традиции боевого искусства оружие воспринималось как живой организм, меч считался органическим продолжением руки. Подобное восприятие оружия привело к тому, что фамильным мечам, передававшимся из поколения в поколение, давались имена. Считалось, что доблесть воина передается его оружию, которое таким образом с течением веков накапливает энергию и силу своих хозяев и делает их непобедимыми.
В нашумевшем китайском фильме «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» сюжет разворачивается вокруг знаменитого меча «Зеленый дракон». В развитии сюжета нашли отражение представления китайцев о волшебстве, присущем боевым искусствам, и о магических свойствах, заключенных в оружии. Меч имеет имя собственное, он прославлен благодаря острой заточке своего клинка и своей необыкновенной скорости; как живое существо, он требует правильного и умелого обращения — в руках неопытных и нечистых он начинает мелко дрожать. В фильме проиллюстрированы все ценимые китайцами качества оружия и связанные с ним магические и волшебные представления.
К сожалению, почтительное отношение к оружию в Китае существовало только на страницах романов. В реальной жизни боевые мечи были предметом утилитарным, имеющим исключительно прикладное значение. Сохранившихся с древности и средневековья китайских мечей во всем мире не так уж и много. В основном это предметы из захоронений ритуального назначения, хранящиеся в китайских и тайваньских государственных музеях, и редкие образцы боевого оружия, находящиеся в частных руках.
Китайские мечи часто не принимаются во внимание ни специалистами, ни антикварами, несмотря на их высочайшее качество и значимую историческую ценность. Коллекционеры японского оружия имеют больше возможностей ознакомиться с собственно японским оружием по той причине, что сами японцы относятся к своим мечам как к важнейшему культурному достоянию, чего нельзя сказать о китайцах. Также игнорированию китайских мечей способствует отсутствие сведений о них и не слишком большое количество образцов для изучения. Недавно была проведена выставка, в Тайбэе на Тайване, в которой принимали участие коллекционеры со всего мира. Экспозиция включала мечи от периода Сун (960-1279) до периода правления последней династии Цин (1644-1911). В экспозиции, составленной из нескольких частных коллекций, оказалось лишь около 20 мечей, что, по меркам знатоков, немало.