Место и роль малого и среднего бизнеса в производстве метизов в России

Место и роль малого и среднего бизнеса в производстве метизов в России

Сегодня развитие метизной промышленности России целиком зависит от желания крупных металлургических холдингов. Планы модернизации отрасли не являются приоритетными для большой металлургии. Зачастую слышишь, что продажа проката или даже передельного чугуна более выгодное мероприятие, чем развитие более глубоких металлургических переделов. Эта ошибка специалистов, которые пришли в металлургию как временшики и их в меньшей степени волнует, что Россия остается сырьевым придатком.

Программа, предложенная Ассоциацией «РосМетиз» и разработанная совместно со специалистами Российского финансов—банковского союза — это начало большой работы по модернизации метизной отрасли России, которая должна стать прототипом современного производства.

В последние годы в России наблюдается растущий спрос на продукцию метизных предприятий. Динамично развиваются основные отрасли—потребители, прежде всего, строительство и машиностроение, автомобилестроение. Увеличиваются требования к надежности и качеству изделий. Промышленный рост и связанный с ним рост потребления высококачественных метизов явно превышает возможности собственного производства России, в особенности в плане качества выпускаемой продукции. В настоящее время более 86% продукции выпускает 9 крупных заводов с однотипным высокопроизводительным оборудованием, ориентированным на массовый выпуск стандартной продукции.

Рост рыночного спроса на высококачественные изделия, изделия с покрытиями, а также по широкому ассортименту специализированных изделий заведомо ориентирован на импорт. Крепежные изделия являются самой значимой позицией в импорте метизов, на них приходится не менее 50% от общего импортируемого объема по этой товарной группе. Указанные факторы создают очевидные предпосылки для создания и развития в России собственных малых и средних производств, ориентированных на замещение импорта.

Таким образом, роль крупного метизного производителя заключается в выпуске массовых видов продукции небольшого ассортимента (проволока, гвозди, элекроды, железнодорожный и другой крупный крепеж), потребляемой десятками тысяч тонн. Задача малого и среднего производителя— это выпуск широчайшего ассортимента высококачественной продукции, ориентированный на быстрые изменения рыночного спроса и внедрение новых технологий в строительстве и машиностроении. В сложившихся на метизном рынке России условиях, где массовая продукция производится крупными заводами, а современные высокотехнологичные изделия ввозятся в страну из-за границы, произошло и соответствующее разделение трейдеров.

Крупные метизные заводы работают с немногочисленными крупными трейдерами и официальными дилерами, а продажей современных видов крепежа занимаются фирмы, специализирующиеся исключительно на импорте.

В настоящее время лидерство принадлежит производителю, а трейдер подстраивается под его производственную и сбытовую программы. Диктат отечественного производителя в рыночной ситуации означает для потребителей неадекватное соотношение цены и качества продукции.

Спрос на метизы велик и постоянно растет. Заводам без особых усилий удается самостоятельно сбывать значительную часть своей продукции, поэтому дилеры стараются быть интересными производителю и не могут позволить отвлечение оборотных средств на крупные закупки высококачественной импортной продукции. Клиентская база едина как для трейдера, торгующего массовыми видами отечественных метизов, так и для продавца метизов, полученных по импорту.

В случае замещения импортных метизов продукцией, произведенной малыми и средними российскими предприятиями, значительно увеличиваются перспективы развития и в сфере дистрибьюторского бизнеса. Крупные торговые компании создадут сеть региональных метизных центров, где будет реализовываться как отечественные метизы крупных и малых предприятий, так и метизы поступившие по импорту.

На сегодняшний день существуют различные программы финансирования и кредитования поставок инвестиционных товаров (в том числе технологического оборудования), предлагаемые зарубежными банками и экспортными кредитными агентствами.

В ряду таких предложений весьма привлекательно выглядят программы экспортного кредитования Экспортно-импортного банка (Эксимбанка) Тайваня (The Export Import Bank of the Republic of China).

Тайваньское промышленное и производственное оборудование отличается высоким качеством при умеренной цене, что делает его вполне конкурентоспособным на мировом рынке.

Программы охватывают кредитование поставок следующих видов продукции тайваньских производителей:

— промышленное оборудование (технологические линии, отдельные станки/машины и комплектующие изделия) и поставки заводов «под ключ»;

— металлические изделия и продукты прецизионной металлообработки;

— транспортное оборудование, транспортные средства и комплектующие изделия;

— компьютерное оборудование и периферийные устройства, программное обеспечение, полупроводниковое оборудование и компоненты, комплектующие изделия и запасные части;

— телекоммуникационное оборудование и компоненты, запасные части;

— прецизионное оборудование и комплектующие изделия;

— сложное электронное оборудование и комплектующие изделия;

— офисное оборудование и комплектующие изделия;

— медицинское оборудование и комплектующие изделия;

— оборудование для защиты окружающей среды и комплектующие изделия;

— электрическое оборудование, электрические провода, кабели и комплектующие изделия;

— иные инвестиционные товары, промышленную продукцию, комплектующие изделия и техническое обслуживание (на основании одобрения Эксимбанка).

При этом программы могут предусматривать как непосредственное кредитование импортера Эксимбанком (инициатором организации кредита выступает тайваньский экспортер), так и кредитование через уполномоченный российский банк, участвующий в реализации соответствующей программы Эксимбанка.

В Российской Федерации с программой Эксимбанка Тайваня в настоящее время работают шесть ведущих банков: Газпром банк, Альфа Банк, Международный промышленный банк, Банк УралСиб, Банк Глобэкс и ГутаБанк.

Программы предусматривают кредитование до 85% стоимости контрактов (включая стоимость страхования и фрахта) на поставки вышеуказанной продукции, тайваньская составляющая в которой должна быть не менее 50%.

Сроки погашения кредита могут колебаться от 6 месяцев до 3 лет, при этом кредит может быть предоставлен и на больший срок (в зависимости от программы), ес ли его сумма превышает 1 милли он долларов США. Кредиты предоставляются, как правило, в долларах США. Привлекательными сторонами указанных экспортных кредитных программ является приемлемая процентная ставка (в пределах 6% годовых), льготный период, составляющий один год (по кредитам со сроками погашения свыше одного года), порядок погашения основного долга и уплаты процентов полугодовыми взносами, отсутствие комиссии за обязательство.

О проекте

История создания и развития малого и среднего бизнеса в Рос сии не насчитывает и 15 лет. Хотя общий объем производства предприятий данного сектора в нашей стране составляет около 15% ВВП, по сравнению со странами Европы и США, где этот показатель превышает 50%, это нельзя рассматривать как большое достижение. В России пока еще существует недостаток опытных управленческих и технических кадров для малого и среднего бизнеса, такие предприятия испытывают определенные трудности в получении финансирования, в том числе для внедрения новых технологий, и часто могут рассчитывать только на свои собственные силы. Специфика малых и средних предприятий, работающих в сфере производства, заключается в том, что физические объемы их продукции, как правило, невелики, а ее номенклатура ограничена. Соответственно, ограничены возможности по снижению издержек производства, особенно в тех случаях, когда такое предприятие пребывает в автономном плавании.

Так, например, при приобретении сырья и комплектующих изделий малые предприятия, как правило, не могут рассчитывать на скидки или отсрочки платежа, а также банковские кредиты, доступные крупным производствам. Про цесс сбыта готовой продукции в случае, если ее покупателем не является более крупный производитель или оптовый трейдер, так же подразумевает дополнительные издержки и затраты.

Предлагаемый проект направлен на создание таких условий для деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в метизной отрасли, которые позволят им эффективно решать свои производственные задачи.

Принципы, положенные в основу проекта

Данный проект ориентирован на создание оптимальных условий для развития производства метизов на базе предприятий малого и среднего бизнеса.

Проект предусматривает наличие двух базовых элементов со своими задачами и ответственностью и четкое разделение функций между ними.

Первый и главный элемент проекта — малые и средние предприятия производители. Основная задача — своевременное и качественное выполнение производственной программы по выпуску метизов определенной номенклатуры и типоразмеров в объеме, согласованном с Сервисной управляющей группой.

Второй элемент проекта — организующее звено, обеспечивающее успешное выполнение предприятиями производителями их основной задачи (условно называемое Сервисной управляющей группой или Группой). Группа объединяет ряд специализированных компаний, выступающих поставщиками профессиональных услуг для предприятий. Эти услуги предоставляются предприятиям как непосредственно компанией, управляющей Группой, так и через создаваемые ею дочерние компании (в частности, региональные метизные центры).

Проект строится на следующих основных принципах.

Во—первых, это разделение функций между предприятиями производителями и группой (метизным центром). Оно подразумевает, что задача предприятия — выполнение производственной программы, а группы (метизного центра) — создание необходимых и достаточных условий для выполнения предприятием своей производственной программы (прежде всего, централизованного обеспечения каждого предприятия сырь ем, технологическим инструментом и централизованного сбыта готовой продукции).

Во—вторых, это полная юридическая самостоятельность и независимость предприятий производителей от компаний, входящих в Группу. Предприятие создается в любой организационно-правовой форме, соответствующей статусу малого или среднего предприятия (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, индивидуальное частное предприятие и пр.).

Каждое отдельно взятое предприятие не может являться аффилированным лицом по отношению к метизному центру (или другой компании группы), а Метизный центр, в свою очередь, не может выступать в качестве учредителя или одного из учредителей предприятия.

Третий принцип предусматривает, что взаимоотношения между участниками проекта (предприятиями и компаниями, входящими в Группу) строятся исключительно на основе соответствующих соглашений и договоров, формулирующих взаимные обязательства и права сторон.

В качестве необходимого условия участия в проекте предприятие производитель обязано воспользоваться минимальным набором услуг компаний группы (централизованное обеспечение предприятия сырьем и централизованный сбыт готовой продукции), который и обеспечивает нормальную деятельность предприятия.

Наконец, четвертый принцип предусматривает кустовое построение: предприятия производители группируются вокруг региональных метизных центров.

Функции Сервисной управляющей группы

Сервисная управляющая группа является поставщиком профессиональных услуг для предприятий участников проекта.

Эти услуги предоставляются как Управляющей компанией, так и специализированными компаниями, предприятиями и центрами, которые она учреждает.

Функции группы можно условно разделить следующим образом:

— организационно управленческие;

— снабженческо-сбытовые;

— финансовые;

— информационно аналитические;

— производственно технологические.

Организационно управленческая группа функций включает в себя, прежде всего, структурирование проекта. Это создание сети региональных метизных центров, вокруг которых группируются малые и средние предприятия производители, а также других специализированных компаний, ориентированных на оказание предприятиям профессиональных ус луг (например, по подготовке производственных и управленческих кадров) и управление ими.

Сюда же можно отнести услуги по организации управления или по поручению учредителей малого предприятия) по управлению самими производственными предприятиями, а также управление денежными потоками внутри проекта в целом. Снабженческо-сбытовые функции предусматривают организацию централизованных закупок метизов, востребованных на российском рынке, как на внутреннем рынке, так и за рубежом и централизации экспорта продукции, произведенной предприятиями участниками проекта; централизованное обеспечение предприятий сырьем и заготовкой, технологическим инструментом, расходными материалами и централизованный сбыт продукции произведенной предприятиями участниками проекта.

К финансовым функциям необходимо отнести, прежде всего, организацию финансирования (кредитования) закупок или организацию лизинга производственного и технологического оборудования для предприятий участников проекта. Кроме того, эти функции охватывают организацию расчетов между участниками проекта и с третьими лицами, а также финансовых потоков внутри проекта в целом и их консолидацию; организацию финансового и бухгалтерского обслуживания предприятий (по поручению их учредителей) и оптимизацию налогообложения участников проекта в соответствии с действующим законодательством.

Информационно аналитические функции подразумевают анализ состояния российского и зарубежных рынков метизов, маркетинговое и информационное обеспечение участников проекта, а также создание информационных систем «Единый заказ» и «Единый склад».

Производственно технологические функции включают в себя разработку оптимальных проектно технологических решений, позволяющих предприятию участнику проекта создать производственный цикл, соответствующий требованиям международного стандарта ISO—9000—2000. К ним также относятся разработка оптимальной конфигурации предприятия производителя метизов для потенциальных инвесторов (учредителей предприятия); организация системы контроля качества продукции, производимой предприятиями участниками проекта и создание финишных производств для окончательной обработки изделий (закалки, нанесения гальванических покрытий и др.) в тех случаях, когда это необходимо.

Структура проекта

Если каждое отдельно взятое малое или среднее производственное предприятие, создаваемое в рамках настоящего проекта, является самостоятельным юридическим лицом, не зависящим от группы, то сама Группа (в силу своей многофункциональности) фактически объединяет ряд специализированных организаций (компаний, предприятий, центров), каждая из которых выполняет свои, строго определенные функции.

Специализированные организации являются, как правило, хозяйственными дочерними обществами по отношению к управляющей компании группы, которая координирует их деятельность. К таким обществам относятся региональные метизные центры, Центр подготовки кадров, Информационно аналитический центр, финишные метизные предприятия (как правило, создаваемые также по региональному принципу и связанные с соответствующими метизными центра ми), инжиниринговая компания и компания по централизованному экспорту и импорту.

По сути, эти специализированные организации разделят между собой большую часть функций группы. Так, например, снабженческо-сбытовые функции будут реализованы через метизные центры, инжиниринговую и экспортно-импортную компании. Информационно аналитические функции будут выполнять Информационно аналитический центр и метизные центры (в части поддержания информационных систем «Единый заказ» и «Единый склад»). Производственно технологические функции будут возложены на саму Управляющую компанию, финишные метизные предприятия и метизные центры (в части контроля качества поступающей продукции).

Конечно, организационная структура проекта не сложится в одночасье. На первом этапе основной задачей Сервисной управляющей группы (в лице компании по централизованному экспорту и импорту) будет формирование устойчивых условий для насыщения рынка высококачественными метизами.

Основная масса метизов, поступающих в Россию, произведена в странах Юго Восточной Азии, прежде всего на Тайване (их доля в общем объеме импор тируемого в Россию крепежа превышает 42%), постольку речь может идти о системном выводе продукции тайваньских метизных предприятий на российский рынок. Централизация закупок на базе долгосрочных контрактов за счет консолидации заказов трейдеров и децентрализованный сбыт через их сети позволят оптимизировать ценовые и платежные условия, сократят дополнительные издержки, связанные с привлечением финансирования и отвлечением собственных оборотных средств трейдеров, обеспечат ритмичность поставок.

Насыщение рынка высококачественными и технологичными изделиями создаст условия для организации импортозамещающих производств на базе малых и средних предприятий. При этом речь может идти в первую очередь об организации производства именно тех изделий, которые обеспечат устойчивую прибыльность и достаточно быструю окупаемость предприятий. Одновременно (а точнее — с определенным опережением) будет формироваться среда, в которой должны функционировать малые и средние предприятия: создаваться метизные центры, инжиниринговые компании, центры подготовки управленческих и производственных кадров и пр.

В принципе о настоящем проекте смело можно сказать, что он имеет начало, но в своем развитии он не имеет конца, поскольку внедрение новых промышленных технологий, расширение ассортимента производимой продукции, совершенствование информационных систем позволят подключать к нему все новых участников.

Заключение

Подводя итоги, можно смело прогнозировать следующее:

— крупный производитель сосредоточится на массовых видах метизной продукции, выпускаемой большими объемами. Крупному производителю не под силу освоить все виды современных метизов, обеспечив, таким обра зом, меняющиеся потребности рынка в новых технологиях в строительстве и машиностроении, а также сбалансировать спрос по тем или иным видам покрытий или упаковки;

—трейдеры будут совершенствовать свои системы дистрибуции, снижая зависимость от продукции крупных заводов и импортных производителей за счет развития сбыта новой продукции отечественных малых и средних производителей. В конечном итоге выиграют потребители, которые в ближайшем региональном Метизном центре смогут получить со склада весь спектр необходимой им продукции;

— малые и средние производители насытят рынок высокотехнологичной продукцией широкого ассортимента. Развитие малого и среднего бизнеса позволит создать множество новых рабочих мест, решая проблему занятости и роста благосостояния граждан, особенно острую в регионах;

— откроется путь иностранным инвестициям, а оборотные активы участников проекта будут циркулировать в пределах России.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: