Михаил Каплан:

Михаил Каплан:

«Мы верим в отечественную промышленность»

Михаил Моисеевич Каплан — заместитель гендиректора по развитию старейшего российского лифтостроительного предприятия — Карачаровского механического завода. В свое время он окончил автомобильно-дорожный институт, работал в системе Главмосстроя, Зарубежстроя, в лифтовом бизнесе — около пяти лет, а на КМЗ -два года. Мы беседуем с ним о сегодняшнем дне предприятия.

Журналист: Какие актуальные задачи стоят перед заводом?

М.М. Каплан: Перестроить и слогистировать производство, свести все в один большой цех. Сейчас производство раздроблено на множество цехов, и это достаточно неудобно. Мы должны были открыть завод в Туле, но кризис помешал нам это сделать. Сейчас переоснащаем производство здесь. С приходом новых технологий необходимо обязательно оптимизировать персонал завода. Это не сокращение персонала, это оптимизация фонда заработной платы, естественный процесс, поскольку мы не государственное предприятие и живем не при коммунизме. Могилевский завод в Беларуси работает на основах социалистической экономики. Им все равно, сколько единиц продукции они выпустили, сколько продали, они получают зарплату — работают они или нет. А самый важный момент — им нужна валюта, рубли. При Советском Союзе так продавались за рубеж «Жигули», и никого не волновала ни экономика, ни качество. Сейчас же важны качество, технологии. Для примера скажу, что старейшее лифтовое предприятие «Мослифт» — монументальное, качественное — до сих пор выпускает нашу старую лебедку. Поэтому перед нами стоят вполне определенные задачи.

Журналист: Сложно конкурировать с Могилевом?

М.М. Каплан: Сложно, потому что они демпингуют. Это вопрос уже государственный, вопрос проведения тендеров и торгов. Раньше, в самом начале проведения тендеров, если компания давала больше 10% снижения, она должна была объяснить, за счет чего. За счет качества, например. Теперь об этом забыли. Могилев вообще опускается до 40-50%, для нас это нереальные деньги. Качество нашего лифта и качество могилевского лифта — это совершенно разные вещи. Но они могут просто закидать нашу страну некачественным лифтовым оборудованием.

Журналист: Но они это объясняют тем, что у них меньше издержек.

М.М. Каплан: Меньше, но их не может быть меньше 7-8% от всей стоимости.

Журналист: Вот и получается, что это задача -государственная.

М.М. Каплан: Конечно. Допустим, идет тендер, выигрывают, к примеру, питерские строительные лифтовые управления. Питерцы приходят к нам на завод, и надо сделать хотя бы 20-30% предоплаты. Сегодня многие тендеры проводятся так, что предоплата не вносится ввиду отсутствия средств. Питерцы идут в Могилев, который отгружает им лифты с отсрочкой платежей на 3 месяца. И они берут белорусские лифты. А у нас они взять хотят, как и многие другие, но не могут. Управляющим компаниям или главам администраций, городов и районов могилевцы говорят так: мы вам дадим лифт по очень низкой цене, но вы нам должны отдать еще и техобслуживание. То есть уже ставятся условия. Я не говорю, честная это конкуренция или нечестная, я считаю, что здесь просто нет правил игры или они слишком размыты.

Журналист: Какие новые разработки сейчас на вооружении Карачаровского завода?

М.М. Каплан: На одной из недавних выставок мы показывали новую кабину без машинного помещения.

Журналист: Что составляет основу маркетинговой политики Карачаровского завода? Она чем-то отличается от политики Щербинского или других заводов?

М.М. Каплан: Не отличается, потому что рынок у нас один. Мы работаем по единым правилам и по единым же правилам пытаемся устанавливать цены, в том числе и в рамках Российского лифтового объединения.

Журналист: А планы на расширение регионального присутствия у вас есть?

М.М. Каплан: Сейчас мы, наоборот, сократили количество представительств, а достаточно много экономически невыгодных филиалов просто закрыли. Представительства остались в городах и регионах. Крупные регионы имеют филиалы — это, опять же, экономия, оптимизация расходов: если они приносят прибыль, мы их оставляем, если не приносят — закрываем.

Журналист: А есть планы на зарубежные представительства?

М.М. Каплан: Да, есть. Например, уже открыто представительство в Ашхабаде. Есть планы поставлять продукцию в Прибалтику, так как там достаточно большой объем старого жилищного фонда, и прибалтийские управляющие компании, например, «Сити-Сервис», нуждаются в нашем лифтовом оборудовании. Они готовы его получать, пока, правда, на словах. Сейчас мы меняем лифтовое оборудование как в Санкт-Петербурге, так и в Северо-Западном регионе, а насчет всего остального — посмотрим. Прибалтика смотрит на Европу, но дома-то остались наши, и стоимость нашего лифтового оборудования в разы меньше, чем стоимость оборудования тех же KONE и OTIS.

Журналист: Одной из мер государственной поддержки в период кризиса со стороны государства была программа Фонда содействия реформированию ЖКХ.

М.М. Каплан: Если Фонд содействия реформированию ЖКХ российский, а лифты берутся белорусские, я этого не понимаю. Тогда кого мы поддерживаем? Беларусь. Правильно? А с нас Москва и прокуратура требуют, чтобы мы вовремя зарплату платили. Дайте же нашим заводам поработать!

Если есть какие-то честные правила игры, то они должны быть четкими и ясными. Но я не сомневаюсь, уверен, что КМЗ все это выдержит, выстоит. В лифтовом мире хорошо знают Карачаровский механический завод, хорошо его знают и чиновники — и в регионах, и в Правительстве. У КМЗ достаточно сильная и авторитетная команда.

Журналист: Как Вы считаете, государство должно оказывать помощь и поддержку российским предприятиям?

М.М. Каплан: Должно, конечно. Во-первых, не мешать и определить честные правила игры на рынке и в проведении тендеров. И следить за тем, чтобы эти правила неукоснительно соблюдались. Все, больше ничего. Нельзя делать скидки в 50%. Если кто-то снижает цену больше 10%, пусть объясняют, почему. Объясняют технически, документально, методом экспертизы. Ставятся дешевые могилевские лифты, которые могут упасть, развалиться, двери может заклинить, человека может убить. В Питере в прошлом году было два случая с могилевскими лифтами, их обслуживало РСУ-5, теперь специалисты этого предприятия хватаются за голову. С нашими лифтами таких проблем еще не было.

Мы за два года питерский рынок отвоевали. Конечно — что скрывать — в жесткой борьбе, с применением административного ресурса. Мы боремся и просто так не сдадимся.

Журналист: Бюджетные деньги платятся из наших налогов и налогов предприятий, и эти деньги должны оставаться в стране, а не уходить за рубеж.

М.М. Каплан: Там очень хитрая система: зарубежные заводы регистрируют компанию в России, здесь платят номинальный налог, а основной налог — в своей стране. И их уже не подцепишь: люди работают здесь, и им платят зарплату. Это очень сложно. Ладно, был бы качественный продукт. Я вообще не знаю, как можно ставить могилевские лифты. Вы хоть раз в жизни заходили в него? Вот зайдите! Как он едет, как у него двери закрываются… В прошлом году В.И. Матвиенко делала объезд города и побывала во вновь построенных жилых домах. Дом новый, подъезд новый, консьержки, все хорошо, вызвали лифт, а он ниже всякой критики. Лифт должен быть каким-то светлым, комфортным, а там. То, что привозят показать на выставки, и то, что устанавливают в наших жилых домах, — это просто две разные вещи, тут могилевцы лукавят очень сильно.

Журналист: 90% рынка лифтов в СССР — продукция КМЗ. А сейчас КМЗ представлен во многих регионах, но в Москве лифтов мало.

М.М. Каплан: Некоторое время назад именно наши лифты брали все: и ДСК, и «Мослифт», и Главмосстрой. Но потом так получилось, что перестали брать лифты московского предприятия — КМЗ, а стали брать их в других регионах. В результате на рынке в Москве наш завод присутствует очень редко, и это нонсенс. Сейчас все пришло к тому, что сменился мэр и команда, и КМЗ уже почувствовал положительные изменения.

Журналист: Рабочие предприятия верят, что во главе с генеральным директором они справятся с трудностями?

М.М. Каплан: Вспомните, как часто у нас менялись генеральные директора. Мне сейчас сложно сказать, верят рабочие или не верят. Им что надо? Вовремя получить заработную плату, ведь у каждого из них есть семья. Они верят в заработную плату, и это правильно, все люди работают за деньги. Если квалифицированные рабочие — а у нас работают только квалифицированные рабочие — они должны получать деньги. Хочу пожелать работникам завода набраться терпения, чтобы пережить нашу реорганизацию. Не сомневаться, что мы во главе с нашим генеральным директором выполним все намеченные задачи. Энтузиазм должен присутствовать у руководящего состава, а работники должны получать деньги. Но у нас текучка совсем невелика, значит, народ доверяет.

Журналист: А сколько, по вашим прогнозам, еще осталось потерпеть?

М.М. Каплан: Думаю, что до конца этого года. Качественный прорыв будет происходить постепенно. Хозяйство в наследство нам досталось не очень хорошее, нам еще латать и латать прорехи, и все это понимают. Но я думаю, что постепенно все выправится и уже выправляется, это реально видно. Работа становится консолидированной, начинают действовать схемы. Нам самим интересно, на что мы способны.

Журналист: Промышленность — это основа экономики и общества в целом, и промышленные предприятия неизбежно должны и будут работать.

М.М. Каплан: Должны. Мы верим в отечественную промышленность. Но роль личности в истории мы не исключаем. Команда наша вокруг В.В. Самохина, мы за него, с ним очень интересно не только работать, но и комфортно общаться в человеческом плане.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: