НА НОВЫЕ УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА

НА НОВЫЕ УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА

Артемовский электротехнический завод треста «Транссигналсвязь заводы» был организован на базе ремонтных электротехнических мастерских службы связи СевероДонецкой железной дороги. В мастерских ремонтировали аппаратуру СЦБ и связи, изготовляли инструмент и приспособления для электромехаников. В послевоенные годы мастерские преобразовали в завод. Здесь, кроме выполнения ремонтных работ, стали изготовлять продукцию для всей сети железных дорог. В 1959 г. завод вошел во Всесоюзный трест «Транс сигналсвязьзаводы» МПС. По-прежнему он специализировался на выпуске аппаратуры связи СЦБ, инструмента и приспособлений.

С годами объем выпускаемой продукции возрастал. Номенклатура изделий приблизилась к пятому десятку. К изделиям завода — монтерским когтям и поясам, рельсовым соединителям, кабельным стойкам и ящикам — добавилась аппаратура, построенная на современной электронной базе. В числе изделий завода директорский коммутатор «Донец», телефонный аппарат «ПерегонМ», локомотивные и путевые фильтры, трансформаторы для схемы управления стрелками, блоки питания’ линейных цепей кодовой автоблокировки, защитные блоки ЗБДСШ путевых реле типа ДСШ13 и др.

Объем выпуска продукции перешагнул рубеж 3 млн. руб. в год. Завод продолжал наращивать темпы по увеличению выпуска аппаратуры, осваивать ежегодно новые виды изделий.

Однако дальнейший рост производства сдерживала слабая производственная база. Здания постройки 1936 г. и временно приспособленные помещения не позволяли по-настоящему развернуть производство. Построенный в 1974 г. прессовый цех улучшил условия труда рабочих второго участка. Он стал стартовой В сборочном цехе завода специалисты своими силами разработали,и изготовили и задействовали конвейерную линию. Рабочие места слесарей монтажников оборудованы типовыми рабочими столами с вытяжной вентиляцией и индивидуальным освещением площадкой дальнейшей реконструкции завода. Старые постройки по мере изменения технологии производства приводились в порядок и ремонтировались. Однако тормозом увеличения выпуска продукции оставались гальваническое, малярное, галтовочное и деревообрабатывающее отделения, механический, ремонтный, инструментальный и слесарный участки, а также склады материалов, комплектующих изделий и готовой продукции. Кроме того, ни один из участков, отделений и цехов завода не имел санитарно-бытовых помещений.

Увеличить объем производства до 7 млн. руб. в год, как это было намечено трестом, при существующем положении не представлялось возможным. Необходимо было расширить завод путем строительства новых производственных и служебно-бытовых помещений, реконструировать объекты энергетического хозяйства и инженерные сооружения. На эти работы было выделено 5 млн. руб.

Интенсивная реконструкция началась в 1981 —1982 гг. Сейчас производственные площади завода составляют 12,9 тыс. м2 вместо 3,5 тыс. м2. В том числе в главном корпусе сборочно-монтажный цех имеет 4069 м2, механический цех — 1158 м2, кузнечнопрессовый— 1242 м2, ремонтно-инструментальный — 1284 м2, малярное отделение— 1606 м2, центральный инструментальный склад—108 м2. Во вспомогательном корпусе площадью 3456 м2 разместятся гальваническое отделение, ремонтно-строительный цех, главный склад материалов и комплектующих изделии, склад готовой продукции.

Большое внимание было уделено техническому перевооружению завода. Так, по заготовительному цеху в новом производственном корпусе выполнены планировка и расстановка оборудования. Механический участок спланирован по технологическому признаку. Рабочие места станочников оборудованы согласно требованиям НОТ. В отделении токарных автоматов задействовано 3 новых станка, внедрено многостаночное обслуживание. Во всех отделениях организовано групповое хранение инструмента, оснастки. Транспортировка производится при помощи двух кран балок.

В сборочном цехе собственными силами специалистов разработаны, изготовлены и введены в действие две конвейерные линии по сборке аппаратуры. Рабочие места электромонтажников оборудованы типовыми рабочими столами с местной вытяжной вентиляцией, индивидуальным освещением и регулируемым блоком напряжения для электропаяльников. На участках цеха созданы промежуточные кладовые для хранения комплектующих деталей и изделий. В цехе имеются кабинет по технике безопасности, помещение для отдыха и приема пищи, комната для проведения занятий.

В сборочном цехе освоен выпуск изделий новых видов — аппаратуры СМЕТК для дистанционного управления электровозами переменного тока серий BJ180K и BJ180T, телефонного аппарата «ПерегонМ», модернизированного зарядного устройства ВЗА512М. Внедрены специальные пульты для настройки аппаратуры СМЕТ. Завершается оборудование конвейерной линии участков печатных плат и трансформаторного.

В инструментальном и ремонтном участках произведена рациональная расстановка оборудования и размещение рабочих мест слесарей. Для хранения режущего и мерительного инструмента оборудован склад с устройством 1200 ячеек.

В результате выполнения намеченных мероприятий завод уже в 1986 г. добился экономии фонда заработной платы 18,2 тыс. руб. Вместе с нормативным приростом фонда зарплаты на 1987 г. она составила 46,5 тыс. руб. В 1987 г. условно высвобождено 37 человек, что дополнительно дало экономию фонда зарплаты 69,3 тыс. руб.

Трудовым коллективом завода принято решение не сокращать численность работающих, а дополнительно увеличить объем выпускаемой продукции с учетом достигнутой производительности труда рабочих основного производства на 298 тыс. руб. НЧП и на 600 тыс. руб. товарной продукции, или на 11 % от планируемого годового выпуска. Такие меры позволили увеличить плановый фонд зарплаты еще на 72,3 тыс. руб., т. е. полностью обеспечить необходимые средства на введение новых условий оплаты труда.

Увеличение объема производства во втором полугодии обеспечено дополнительным выпуском 1100 приборов УКБМ (Лобовкина) на сумму 564 тыс. руб.

За четыре месяца 1987 г. производительность труда на заводе по сравнению с таким же периодом прошлого года возросла на 18,3%» получена экономия фонда зарплаты в размере 22,4 тыс. руб. На 1 июля экономия составляла 30—32 тыс. руб., что давало реальную возможность одновременного перевода всех работников завода на новые условия оплаты труда.

Учитывая готовность к введению новых тарифных ставок и окладов, руководство и профсоюзный комитет завода обратились в Министерство путей сообщения и ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства разрешить ввести новые условия оплаты труда с 1 июля 1987 г.

К работе по совершенствованию организации заработной платы и переводу работников на новые условия оплаты труда были привлечены все службы и подразделения завода, представители партийной, профсоюзной и комсомольской организаций. Координировала ход подготовки центральная заводская комиссия. В ее состав вошли почти все руководители служб, секретари партийной и комсомольской организаций, председатель профкома, а также представители цеховых комиссий — мастера, председатели цеховых профсоюзных комитетов, партийные активисты.

Подготовка велась в соответствии с нормативными документами и рекомендациями по совершенствованию организации заработной платы и премирования работников производственных отраслей народного хозяйства. Был изучен и использован ряд документов: постановление ЦК КПСС,

Совета Министров СССР и ВЦСПС «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства»; приказ МПС № 47Ц от 6 ноября 1986 г.; «Единый тарифно-квалификационным справочник работ и профессий рабочих»; «Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады»; «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих»; «Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда в народном хозяйстве»; «Положение об организации нормирования труда в народном хозяйстве»; «Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических и других специалистов предприятий и организаций промышленности»; «Показатели для отнесения предприятий, цехов и других структурных подразделений к группам по оплате труда руководителей»; «Рекомендации по совершенствованию организации заработной платы и премирования работников производственных отраслей народного хозяйства».

Перечисленные документы хорошо изучили не только руководители, но и рядовые инженеры и представители общественных организаций. Это способствовало всеобщему пониманию поставленных задач, четкому и организованному проведению данной работы.

После издания приказа о создании рабочих комиссий сделали предварительный расчет по изысканию необходимых средств на введение новых условий оплаты труда. Рассчитывали несколько вариантов. Окончательно остановились на варианте, который обеспечивал необходимые средства за счет увеличения объема производства и снижения трудоемкости, значительного роста производительности труда, незначительного сокращения численности работников.

Для реализации этого варианта €ыл составлен комплексный план организационно-технических мероприятий но изысканию средств на введение новых условий оплаты труда и совершенствование организации и оплаты труда. В его выполнении участвовали все службы, но основную часть работы выполнили специалисты отдела труда и заработной платы (ОТЗ) завода.

Совершенствование организации оплаты труда состоит в том, чтобы, используя более высокие тарифные ставки (оклады), разработать и ввести эффективные формы и системы заработной шаты, обеспечивающие соответствие оплаты труда вкладу каждого работника.

Значительную помощь в этой работе оказывали приложений Рекомендаций по совершенствованию организации заработной платы.

Формы и системы оплаты труда для рабочих всех категорий определялись исходя из анализа применяемых форм и систем заработной платы в проектируемых условиях. На Артемовском заводе остановились на существовавших формах оплаты труда — сдельно-премиальной и повременно-премиальной. Они дают возможность усилить материальную заинтересованность работников в повышении результативности труда, являются достаточно простыми и ясными для каждого работника. К тому же они тесно увязаны с совершенствованием внутрипроизводственного планирования, учета и отчетности.

При составлении формы и распределении рабочих по формам организации труда предусмотрели создание новых бригад рабочих и особенно из числа рабочих-повременщиков. Отдельные мелкие уже созданные бригады объединили, сделав их укрупненными и комплексными. Например, была создана бригада по внутризаводским перевозкам и перемещению грузов. Она объединяет всех водителей авто и электропогрузчиков, подсобных рабочих и транспортировщиков всего завода. Цель создания бригады — централизованное обеспечение производственных участков необходимыми комплектующими изделиями и вывоз готовой продукции и полуфабрикатов.

В существующих бригадах провели анализ распределения коллективного заработка между их членами. Там, где имелись недостатки, внесли соответствующие изменения и создали каждой бригаде условия для повышения эффективности труда и правильной оценки трудового вклада каждого работника в общие результаты.

Одной из важных задач совершенствования организации оплаты труда является коренное улучшение его нормирования. Здесь кроется один из главных резервов изыскания средств на введение новых условий оплаты труда. Улучшение нормирования труда на Артемовском заводе осуществлялось на основе всестороннего анализа его состояния в цехах, на участках в других структурных подразделениях, а также по видам работ и профессиям рабочих.

В совершенствовании нормирования труда активно участвовали мастера, технологи, представители партийной и профсоюзной организаций. Перед началом проведения данной работы на планерках у начальника завода, начальника производства проводилась разъяснительная работа с мастерами участков, обосновывалась необходимость повсеместного пересмотра норм времени. Затем перешли к широкой работе в коллективе. На общезаводских партийных и профсоюзных собраниях разъясняли, что сложившийся уровень нормирования нужно совершенствовать, что есть недостатки в установлении норм. Руководством совместно с профсоюзным комитетом был разработан график проведения рабочих собраний по вопросам перехода завода на новые условия оплаты труда в каждом подразделении с участием первых руководителей завода, начальников отделов, секретаря партийной организации, председателя профкома. И только после этого до подразделений доводились задания по снижению трудоемкости изготовления продукции.

При пересмотре норм времени и расценок комиссия работала в тесном контакте с мастерами участков, бригадирами. В ходе пересмотра норм у некоторых рабочих возникали вопросы: почему на участке не механизировали и не усовершенствовали операции, а задание дали на снижение трудоемкости? Пришлось буквально по каждой норме рассказать — какие из них устарели, а какие занижены. Разъясняли, что пересмотр данных норм согласно Положению об организации нормирования труда в народном хозяйстве от 19.06.86 г. не требует обязательного введения какой-либо механизации.

За счет увеличения круга нормируемых работ, применения более прогрессивных нормативов, а также расширения зон обслуживания и совмещения профессий удалось высвободить 12 рабочих-повременщиков и перевести их на основные производственные участки. Благодаря вводу новых норм на ремонтном участке высвободили еще 8 человек. Обслуживаемое ими оборудование закрепили за оставшимся персоналом. Расширение зон обслуживания позволило высвободить одного уборщика производственных помещений и одного кладовщика.

К видам работ, по которым отсутствовали межотраслевые нормативы, применяли местные. По таким нормам, например, было пересмотрено число водителей автопогрузчиков.

Перед началом проведения перетарификации рабочих сотрудники отдела труда и заработной платы вместе с технологами произвели расчеты не определили разряд выполнения каждому виду работ. Расчеты согласовали с руководителями цехов, мастерами, с профсоюзным комитетом. И только после этого установленные разряды работ заносили в форму № 5 и утверждали у начальника завода. На основе формы № 5, типовых примеров работ, имеющихся в ЕТКС, проводилась перетарификация рабочих. Квалификационные разряды рабочим устанавливались общезаводской комиссией, возглавляемой главным инженером. Работа эта проходила следующим образом. Общезаводская комиссия на основе формы № 5, ЕТКС и типовых примеров работы, имеющихся в ЕТКС, по каждому подразделению определяла разряды рабочих. Затем приглашался мастер участка и уже с учетом его мнения окончательно устанавливался каждому рабочему новый квалификационный разряд. Протоколы комиссии согласовывались с профсоюзным комитетом и утверждались в установленном порядке.

Нельзя сказать, что перетарификация рабочих прошла гладко и с полным пониманием, особенно у тех, у кого новые разряды были пересмотрены в сторону понижения. Больше всего это коснулось рабочих-повременщиков, где прежние разряды, как правило, были завешены. Здесь пришлось конкретно с каждым рабочим вести разъяснительную работу и доказывать документально его новый разряд. Приходилось объяснять, что нет на заводе работ такого разряда, который ему ранее был установлен Токарю-расточнику пятого разряда Александру Викторовичу Голубеву поручают самые ответственные задания. Он успешно освоил работу на станке с программным управлением ф Бут Елена Борисовна на заводе работает восемь лет. Она намотчица катушек. Комсомольцы подготовительного цеха избрали ее своим вожаком ф Наставник молодежи Василий Трифонович Савченко отдал родному заводу 30 лет. Отличным слесарем-ремонтником . называют его товарищи или с которым он пришел на завод.

В случае несогласия рабочего с установленным ему разрядом, ему предоставлялось право в установленном порядке подать заявление на пересдачу разряда.

Следует отметить, что не все и ИТР и служащие завода были удовлетворены решением аттестационной комиссии о присвоении им квалификационной категории. С ними комиссия вела разъяснительную работу. На собрании инженерного состава завода руководители ответили на интересующие вопросы, дали разъяснения, что отдельные инженеры не выполняют работы, по конструкторской сложности относящиеся к более высокой квалификационной категории.

Составной частью подготовки к введению новых условий оплаты труда является и перестройка системы премирования. Показатели, их исходные уровни, а также условия премирования рабочих определялись в соответствии с показателями и условиями работы каждого участка. Положения о премировании как рабочих сдельщиков, так и рабочих-повременщиков составлены с учетом решения наиболее важных задач производства, а размеры премии были зависимы от конечных результатов. Показатели премирования понятны каждому рабочему.

Так, для рабочих-сдельщиков установили два основных показателя — выполнение плана по установленной номенклатуре и обеспечение качества продукции (сдача продукции с первого предъявления). При этом премии за качество продукции начисляются дифференцированно в зависимости от объема продукции, сданной с первого предъявления, в процентах от общего заданного объема.

Руководством совместно с ОТК установлен минимальный объем продукции, сдаваемой с первого предъявления, ниже которого премия не начисляется. В зависимости от увеличения этого объема процент премии повышается.

Показатели и размеры премии рабочих-повременщиков определяются в зависимости от показателей работы основного производства того участка, в котором они трудятся, а также от улучшения качества выполняемых работ.

Результаты работы в новых условиях подтверждают правильность выбранного пути. После перехода на новые условия оплаты труда производительность труда возросла на 17,9%, среднемесячная заработная плата рабочих-сдельщиков поднялась на 8,2%, рабочих-повременщиков — на 17,6%, инженерно-технического персонала и служащих — на 29,3%. Все технико-экономические показатели завода за прошлый год выполнены.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 54 | 0,552 сек. | 12.85 МБ