Начальник 22-й региональной ВАИ Восточного военного округа полковник Алексей ДЗЮБА:

Начальник 22-й региональной ВАИ Восточного военного округа полковник Алексей ДЗЮБА:

«Контролируем всю территорию, включая острова…»

Алексей Григорьевич, 22-я военно-автомобильная инспекция является одной из наиболее крупных в Вооруженных Силах Российской Федерации. Как известно, она отвечает за организацию и соблюдение безопасности дорожного движения на территории Восточного военного округа. Какие именно регионы находятся в вашей зоне ответственности теперь, после мероприятий по приведению армии к новому облику?

— В настоящее время инспекция представляет собой стройную систему, функционирующую по территориальному принципу. В структуру 22-й ВАИ входят 10 территориальных ВАИ, расположенных в пяти субъектах Российской Федерации. Они дислоцируются в Амурской области (Благовещенск и Белогорск), в Еврейской автономной области (Биробиджан), Хабаровском крае (Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, Князе-Волконское и Ванино), Приморском крае (Уссурийск и Лесозаводск), Сахалинской области (Южно-Сахалинск и остров Тикси).

Кстати, островитяне (я имею в виду остров Тикси) очень серьезно относятся к содержанию автомобильной техники. Они присылали за нашими специалистами самолет для регистрации и проведения отказалось). И потом туда летали инспектора 22-й ВАИ, которые провели техосмотр в соответствии с законом, помогли навести местному военному руководству должный порядок в автомобильном хозяйстве, за что нашим специалистам была высказана признательность.

— Какие задачи выполняют инспектора ВАИ повседневно?

— 22-я военная региональная автомобильная инспекция выполняет важную работу по обеспечению безопасности дорожного движения во всех районах дислокации войск Восточного военного округа. Спектр ее задач весьма широк, в двух словах рассказать невозможно, поэтому ограничусь перечислением.

Так, в рамках проведения государственного технического осмотра транспортных средств военных ведомств РФ она проводит проверку соответствия технического состояния и оборудования технических средств установленным требованиям в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей. При этом обязательно учитываются особенности окружающей среды и дорожного движения.

Инспекция контролирует допуск водителей к участию в дорожном движении, предупреждает и пресекает преступления и административные правонарушения, связанные с эксплуатацией транспортных средств. Также наша служба выявляет похищенные транспортные средства, государственные регистрационные знаки и бланки свидетельств о регистрации транспортных средств, талоны о прохождении ГТО. Кроме всего прочего, мы уточняем принадлежность транспортных средств, осуществляем контроль за выполнением Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», формируем данные для федеральной базы данных о результатах ГТО.

Но все, перечисленное выше, -лишь часть наших задач. Львиную долю сил и времени занимает организация работы по обеспечению безопасности дорожного движения, по контролю за соблюдением военнослужащими и лицами гражданского персонала ВС законодательных и нормативно-правовых актов РФ при эксплуатации транспортных средств Министерства обороны в воинских частях и на дорогах общего пользования. Наконец, одной из главных наших забот является управление подчиненными автомобильными инспекциями (территориальными), поддержание их в готовности к выполнению предписанных им обязанностей в мирное и военное время.

— Что можно сказать о совершенствовании работы военной автоинспекции в настоящее время, какие шаги предпринимаются в этом направлении?

— Как раз вопросу совершенствования работы по организации дорожного движения, как и в целом службы военной автоинспекции, был посвящен прошедший в этом году сбор начальников территориальных ВАИ Министерства обороны. Мероприятие проводилось на базе нашего округа, в городе Хабаровске. Основное внимание было уделено улучшению организации дорожного движения в гарнизонах военных округов, на дорогах и в пунктах пропуска с учетом новых автоматизированных систем учета и контроля военных автомобилей.

Также в ходе сбора его участники проанализировали ситуацию с введением в ходе реформирования ВС РФ системы обслуживания и ремонта автотехники сторонними организациями (то есть на принципах аутсорсинга), значительным сокращением служебного автотранспорта и другими реалиями нынешнего времени. Сообща пришли к выводу, что назрела необходимость в разработке новых руководящих документов и изменении принципов работы ВАИ военных округов. Но это задачи на перспективу.

— Вы регулярно подводите итоги работы военно-автомобильной инспекции. Есть чем гордиться за последнее время?

— В целом, да. Инспектора ВАИ в основном люди ответственные, к своим должностным обязанностям относятся серьезно. Хочу отметить в лучшую сторону организацию службы в 199-й ВАИ Южно-Сахалинска. На ее постах царит образцовый порядок, а мероприятия проводятся согласно всем требованиям руководствующих документов. Руководит этой военно-автомобильной инспекцией настоящий профессионал своего дела, бывший начальник автомобильной службы Уссурийского военного училища подполковник Роман Богданович. Он требователен и принципиален со всеми должностными лицами, ответственными за автомобильный транспорт. За последние годы начальник ВАИ смог создать условия для неукоснительного выполнения требований нормативно-правовых актов по содержанию автомобильного хозяйства Минобороны РФ, эксплуатируемого на территории островов Сахалин, Итуруп и Кунашир.

Отдельно отмечу военно-автомобильные инспекции в городах Уссурийск, Благовещенск и Белогорск. Они находятся на значительном удалении от Хабаровска, и возможность для их постоянного контроля отсутствует. Однако я всегда уверен в том, что начальники местных ВАИ организуют работу подчиненных должным образом. Они практически не знают выходных: в выходные и праздничные дни объезжают посты, чтобы проконтролировать работу подчиненных. Таково чувство ответственности за порученное дело.

ОТ АВТОРА. Здесь не могу не сделать небольшое отступление, так как в компетентности и добросовестности сотрудников региональной ВАИ мне довелось убедиться лично. Накануне этого интервью я решил посмотреть, как несут службу автоинспекторы. Выбрал наугад пост ВАИ, расположенный на одной из главных дорог, ведущих в столицу Дальневосточного федерального округа город Хабаровск.

Скажу сразу, что организация службы здесь была профессиональной, весь механизм работал как часы. Небольшой дружный коллектив возглавляет опытнейший специалист подполковник Андрей Петин. Автоинспекторы поста четко следят на вверенном участке за движением автомобилей с «черными» номерами. Если же возникает непредвиденная ситуация со стороны автомобилей с «белыми» номерами, то инспектора ВАИ также вмешиваются и принимают необходимые меры, все полномочия у них на это имеются. Хотя, сразу надо сказать, владельцы и «черных», и «белых» заблаговременно снижают скорость движения перед постом. И кто бы ни регулировал движение военного автотранспорта: автоинспекторы прапорщики Роман Розанов или Александр Шей-кин, старшие лейтенанты Руслан Антонюк или Дмитрий Горбунов, они являются блюстителями порядка для любых любителей лихой езды, даже гражданских.

Военные автоинспекторы в своей повседневной деятельности руководствуются Кодексом административных нарушений. Армейские автомобили проверяют в основном выборочно. И если у водителя нет страхового полиса, а в техническом паспорте отсутствует отметка о прохождении технического осмотра, автомобиль может быть задержан.

Нарушением считается отсутствие пропуска на лобовом стекле автомобиля после 18.00 часов в будни и круглосуточно в праздничные и выходные дни, а также нахождение военного автотранспорта более чем в 200 километрах от места дислокации части. И еще автоинспектор обязательно проверит отметку в водительском удостоверении о соответствующем допуске на право управлять спец-транспортом.

В четкой организации службы на этом отдельно взятом посту, словно в капле воды, отражается вся ситуация с несением службы региональной ВАИ. Неспроста ее сотрудники во всех регионах военного округа имеют репутацию требовательных специалистов, знающих свое дело, которым нарушителям лучше не попадаться…

Надо сказать, что и молодые офицеры нашей службы, в круговороте практики довольно быстро входят в курс дела, обретая необходимый опыт. Вообще же тому, что наши сотрудники решают задачи на своих участках согласно установленным должностным требованиям, в значительной мере способствует приказ министра обороны № 225 «О дополнительном стимулировании службы ВАИ». Он является важным регулятором материального благосостояния сотрудников ВАИ, удерживает их от злоупотребления служебными обязанностями. Тем более что инспекторам ВАИ постоянно приходится занимать принципиальную позицию по отношению к командирам частей, в ведении которых находится автомобильная техника.

К слову, большинство должностных лиц понимают важность службы ВАИ, активно сотрудничают с нами. Хотя встречаются отдельные начальники, которые пытаются нас игнорировать. Например, не выделяют наряды на посты и транспорт для организации безопасности дорожного движения во вверенном им гарнизоне. Случается, инспектор ВАИ приезжает для проведения техосмотров, а техника должным образом не подготовлена. К счастью, таких случаев в нашей службе сегодня становится все меньше.

Об этом свидетельствуют выводы не так давно работавшей у нас специальной комиссии. Результатами нашей работы она осталась довольна. За состояние автомобильной службы перед центральными регионами не стыдно. И незначительные недостатки устранялись, можно сказать, по ходу дела. Дальневосточники всегда отмечались в лучшую сторону, а значит, следует продолжать задавать тон в исполнении своих непростых обязанностей по обеспечению безопасности движения военного автотранспорта на дорогах.

— Каковы планы на будущее?

— Главное — не останавливаться на достигнутом. Ведь кроме профессиональной у нас проводится и общевойсковая подготовка. Поэтому работа предстоит напряженная. В то же время она должна совмещаться с повседневной службой на постах ВАИ, которая не терпит перерывов и выходных. Необходимо более объемно отработать документацию по организации дорожного движения в ВВО. В том числе и по учету дорожно-транспортных происшествий.

Кстати, мы изготовили переходящий кубок, и теперь он вручается лучшему подразделению, отмеченному в приказе начальника 22-го ВАИ по итогам каждого периода.

За последнее место тоже начиная с недавнего времени вручаем «награду» — тормозной поршень… Согласитесь, сей предмет как нельзя нагляднее демонстрирует «торможение» в выполнении служебных обязанностей. Думаю, любой начальник не потерпит долгого присутствия такого «переходящего приза» в своем рабочем кабинете и приложит все силы, чтобы стимулировать коллектив на исправление допущенных ошибок.

Можно также упомянуть, что в управлении 22-й ВАИ недавно оборудован современный конференц-зал, в котором проводятся совещания и занятия с личным составом. Помещение оснащено наглядными пособиями, видеоаппаратурой и интерактивной доской. Все это позволяет эффективно проводить занятия.

Кстати, в конференц-зале есть специальный стенд, который неизменно привлекает внимание посетителей. Он посвящен истории создания и развития военной инспекции в России. Она, как известно, зародилась еще в начале Первой мировой войны. Но юридической датой ее основания в нашей стране считается 26 августа 1942 года, когда приказом по Главному управлению автомобильной и дорожной службы Красной армии, отделы военно-автомобильных дорог, дорожно-комендантской службы и инспекторской были объединены в один отдел военной автоинспекции и военно-автомобильных дорог. Так что в этом году служба ВАИ отметила свой семидесятилетний юбилей. Отрадно, что наша региональная ВАИ встретила свой профессиональный праздник с достаточно высокими показателями.

— Алексей Григорьевич, при всем многообразии задач с чего обычно начинается ваш рабочий день?

— Каждый рабочий день у меня начинается с общего построения личного состава 22-й ВАИ. Провожу инструктаж, подчеркиваю, что правила общей безопасности должны соблюдаться и водителями, и пешеходами.

Вообще в моей служебной практике важное место занимает индивидуальная работа с каждым подчиненным. Стараюсь знать о подчиненных как можно больше, обеспечивать условия как для выполнения служебных обязанностей, так и для плодотворного отдыха. А поэтому не ограничиваюсь личным временем, чтобы уделить внимание каждому сослуживцу. Если знаю, что у инспектора ВАИ существуют проблемы в семье, то не допускаю его к выполнению служебных обязанностей. Считаю, что лучше упредить инцидент, чем в дальнейшем разбираться, почему он произошел.

— Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы дороги, по которым едут военные водители, были безопасными?

— За предыдущие годы дороги стали несколько лучше, появились новые трассы. Однако, к сожалению, случаи гибели военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ продолжают иметь место. Дорога не разбирает, военный или гражданский служащий, пенсионер или рабочий. Пока не будет обучен и воспитан водитель, будут и ДТП. Да и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения.

Для рядового военного водителя воспитание этики участника дорожного движения начинается еще «на гражданке». Оно формируется в семье, в школе, в среднем специальном или высшем учебном заведении. Доподготовку молодого водителя, пришедшего в армию всего на один год, осуществлять очень трудно. Ведь на подготовку водителя в армии отводятся всего два месяца — очень мало. После этого он может управлять автомобилем, например «Уралом», на полигоне. Но в городе такое мощное транспортное средство с малоопытным водителем за рулем представляет собой повышенную опасность, в том числе и для пешеходов. Только при ответственном отношении офицеров и прапорщиков молодые водители способны научиться владеть обстановкой на дорогах.

Желательно, чтобы военные водители были военнослужащими по контракту. Тем более что зачастую им доверяют перевозку как личного состава, так и транспортировку опасных грузов, в том числе и взрывоопасных. Для такой работы необходим опыт, который за короткий срок службы не наработаешь. Ибо от их профессионального мастерства во многом зависит успех выполнения учебно-боевых задач.

И все же с солдатами-водителями во многих отношениях проще. Чего не скажешь о многих офицерах, сидящих за рулем личного автомобиля. Как раз с этой категорией водителей и связана немалая часть аварийных ситуаций на дороге. Кстати, на вышеупомянутом сборе с начальниками территориальных ВАИ было особо отмечено, что в последнее время число военнослужащих — владельцев автотранспорта увеличилось весьма значительно во всех регионах страны. Профилактическая работа по предупреждению дорожнотранспортных происшествий с этой категорией водителей становится сейчас одним из приоритетных направлений деятельности ВАИ.

Нередко водители ездят по доверенности. А раз автомобиль оформлен на кого-то из родственников, допустим, жену или тещу, привлечь военнослужащего к занятиям по изучению правил дорожного движения нельзя. Он ведь официально «безлошадный». Здесь, наверное, стоит ввести другое правило. Считаю, что все военнослужащие, имеющие удостоверение на право управления транспортным средством, обязаны периодически проходить переобучение. А будут они управлять автомобилем или нет — это их дело.

Кроме того, командирам следует ужесточить режим выхода личного транспорта за территорию части, что случается нередко даже в служебное время.

Необходимо также обучать всех военнослужащих, служащих, членов их семей правилам дорожного движения и этике водителей. Давайте будем, как говорится, взаимно внимательны и вежливы.

Беседу вел Алексей ЗАЧЕСА.

Фото Николая СЕДОВА

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: