Небесные переливы

Небесные переливы

Татьяна Копцева

Анализируем сценарий занятия

Для начала определимся с задачами. Как уже отмечалось выше, их четыре:

1) приобретение знаний о многообразии цветов, которые можно увидеть на небе во время разных состояний природы: закат, восход, северное сияние, солнечный и облачный дни;

2) развитие навыков и умений работы с акварельными красками в технике «по сырому»;

3) усвоение опыта творческой деятельности в процессе создания ребенком собственного варианта «небесных переливов»;

4) формирование эстетического отношения к разным состояниям неба: грустное, радостное, печальное, тревожное и т.п.

Выделив четыре задачи, мы понимаем, что главной в творчески ориентированном занятии является четвертая задача: формирование эстетического отношения к разным состояниям неба: грустное, радостное, печальное, тревожное, смешное, капризное, недовольное, громкое, крикливое, задумчивое и т.д. Потому все проектирование предстоящего занятия нацеливаем на ее достижение.

Для того чтобы первая часть занятия, завязка, прошла выразительно, необходимо провести предварительную работу. Гуляя с детьми на улице, мы обращаем внимание на краски неба. Побуждая детей внимательно разглядывать небесные переливы, играем в игру «Кто больше увидит оттенков цвета на небе?». Воспитатель сначала сам называет оттенок, например, синего цвета, используя слова «светло», «нежно», «темно», «грязно», «дивно», «красно», «зелено», «бело», «черно» и т.п.

А потом просит ребят найти на небе этот оттенок (например, серо-синий). Затем дети сочиняют новый оттенок, а другие ищут его на небе (например, светло-зелено-синий).

Если погодные условия не позволили вам полюбоваться красками неба на улице, то это можно сделать, глядя на небо из окна или рассматривая фоторепродукции или видеоматериалы. Если есть возможность, можно посетить с детьми выставку художников-пейзажистов в художественном музее или галерее, организовать выставку одной или нескольких живописных работ в детском саду. Но важно помнить, что никакая, даже самая хорошая репродукция не заменит «живого» созерцания.

После того как дети получили первичные представления о многообразии небесных переливов в природе, можно начинать практическое занятие.

Напомним, что завязка занятия предполагает планирование такого события, которое сопровождается возникновением конфликта или проблемной ситуации для активизации детского внимания. Такими предметами могут стать две акварели «Небесные переливы» (например, «Закат» и «Грозовые облака»), которые выполнил педагог в технике «по сырому». Красивые рамы, принадлежность работ педагогу вызовут у дошкольников неподдельный интерес. Дети будут стремиться потрогать акварельный рисунок и раму. Позвольте им это сделать.

«Какая красота! Как настоящее небо! Я такое же видел! Как краски текут! Как все смешалось! Как это сделано? Это акварель, что ли, или гуашь?» — это те восклицания и вопросы, которые вызовут ваши работы. И это будет выражением эстетического отношения юного зрителя к живописному произведению (позиция «я — зритель»). Чтобы первая реакция получила осмысление, создайте небольшую проблемную ситуацию. Например, скажите детям, что произошло недоразумение, во время транспортировки таблички, на которых были написаны названия, потерялись. И предложите детям придумать свое название пейзажам. «Закатные краски», «Желто-красный закат», «Солнце уходит спать», «Крикливые облака», «Оранжево-красный закат», «Скоро дождик будет!», «Небо тяжелое» и т.п. — это те высказывания, которые будут характеризовать отношение разных детей к произведениям и позволят каждому ребенку выразить свое видение (позиция «я — зритель»). Эмоциональные личностно окрашенные переживания найдут выход в суждениях и подготовят благоприятную почву для практической работы.

Но как быть в том случае, если педагог не имеет возможности показать собственную живопись (подлинник)? В этом случае можно рассмотреть произведение искусства, выполненное известными художниками — акварелистами, или его репродукцию.

Современные компьютерные технологии позволяют использовать богатый и разнообразный зрительный ряд. Темное пространство комнаты во время просмотра видеопрезентации создаст особую таинственную атмосферу и вызовет детские эмоции. Здесь важно подобрать такие зрительные ряды, чтобы они были разнохарактерными (например, работы С.Андрияки «Утро», «Дождь» и др.). Показывая фрагменты пейзажа с выразительными небесами, приближая изображение к зрителю, можно увидеть «кухню» художника и особенность работы в технике акварели «по сырому». Выразительные образы не оставят детей безразличными, они вызовут у детей эмоциональные реакции.

Итак, педагогически организованная завязка в структуре занятия решила свою задачу — мотивировала детей на практическое творчество. Теперь дети уже сами желают получить ответ на основной вопрос занятия: как получить на листе бумаги такие красивые переливы? Ребята готовы к восприятию приемов работы акварелью, которые покажет им педагог.

Показ приемов работы акварелью в технике «по сырому» осуществляется как посвящение в «секрет художника», который работает в особой живописной мастерской, где есть мольберт, краски и специальные кисти. Это не займет много времени. У вас уже заранее прикреплен к доске (или мольберту) белый лист акварельной бумаги. Вы предлагаете детям представить себя в мастерской художника и понаблюдать за тем, как он ведет работу. Вы берете на себя роль художника, смачиваете лист бумаги влажной губкой или большой кистью и, пока лист не высох, наносите кистью несколько цветных мазков, которые плавно растекаются по листу. Дети реагируют на смешение красок очень эмоционально: «Вот это да! Здорово! Как в сказке! Чудеса!». Такие высказывания свидетельствуют о выражении детьми своего эстетического отношения к творческому процессу (позиция «я — зритель»).

Решение третьей образовательной задачи — приобретение опыта творческой деятельности, проживание позиции «я — художник» — предполагает не просто неоднократное воспроизведение действий, которое показал воспитатель, а создание ребенком своей оригинальной картины. Педагог личным примером лишь создает благоприятную ситуацию для осуществления юными художниками своих открытий и исследовательских действий с краской. Поэтому свой показ он делает вариативным: например, сначала показывает смешение красной и желтой красок, а затем — красной и синей. Работу не выполняет до конца, ограничиваясь лишь показом характерных движений и приемов работы с кистью и красками.

Важный фактор педагогического успеха при творчески ориентированном обучении — это установка на достижение ребенком своего замысла. Перед практической работой воспитатель просит детей придумать название своей будущей картины. «Я нарисую закат», «У меня будет грозовое небо», «Я сделаю радостное небо», «А я — грустное» — это те высказывания детей, которые будут способствовать отбору ими необходимых выразительных средств. Ведь для «грустного», «тревожного» или «радостного» неба нужно использовать определенную палитру цвета.

Ребенку-дошкольнику еще трудно удерживать замысел. Вот малыш решил изобразить «Радостное небо», но у него на кисточке оказалось много синего цвета, и небеса получились скорее «грустными», чем «веселыми», но выразительными и с характером. В этом случае нужно помочь ребенку осознать свой результат и вместе с ним придумать рисунку адекватное название.

Успешность детских экспериментов с художественным материалом во многом зависит от его качества. Важным правилом для любой творческой деятельности является следующий тезис: чем меньше ребенок, тем качественнее, безупречнее и разнообразнее у него должен быть художественный материал. Это означает, что на рассматриваемом нами занятии по теме «Небесные переливы» акварельные краски не должны быть старыми и сухими, а кисти — «о трех щетинках» (клеевые). Если мы хотим получить «хороший» детский рисунок, то должны предоставить ребенку такой же качественный художественный материал, что и настоящему художнику. Дошкольник должен получать удовольствие от рассматривания материала (красивая коробка), от любования красочными акварельными рядами красок (теплых и холодных), а также от радости смешения разных красок.

Возможны ли здесь проблемы? Конечно. Творческий эксперимент предполагает и неудачи. Поскольку опыт работы с материалом у каждого ребенка свой, то и творческие выходы будут различными. Ребенку не всегда удастся преодолеть «сопротивление» материала: иногда краска разольется, иногда получится неожиданный подтек и у взрослого художника в процессе работы тоже не всегда все ладится. Важно, чтобы малыш не расстраивался. Воспитателю нужно поддерживать в нем творческие начинания и отмечать в любой работе выразительные моменты, хвалить как процесс создания работы, так и ее результат. Практика работы свидетельствует о том, что позитивная оценка деятельности, доброжелательный фон обучения способствуют активному творческому росту детей.

В то же время нельзя допускать, чтобы работа превращалась в баловство. Ребенку нужно терпеливо объяснять, что деятельность художника — это ответственная работа, которая нацеливается на получение выразительного результата. Выразительного — это значит понятного другим людям (зрителям), а не только автору. Автор работы всегда отвечает за результат, за его соответствие первоначальному замыслу (позиция «я — автор, художник»).

В процессе деятельности и во время анализа работы ребенок может выражать определенные эмоции: «Вот это да! Какая красота получилась! Облако темное, как дракон! Цвет красивенький, нарядненький вышел» и т.п. Такие суждения свидетельствуют о неравнодушном отношении ребенка к творческому процессу, о проявлении им эстетического отношения. Эмоциональные реакции нужно выслушивать, в случае их неадекватности корректировать своими суждениями и оценками.

Развязка в сценарии — это заключительная часть занятия, своеобразное последействие, которое тоже нужно пережить. В этой части занятия воспитателю нужно подвести некоторые итоги сотрудничества с детьми: «со-бытия», «со-творчества». Здесь впору вспомнить все четыре задачи, которые были поставлены вначале занятия, и попытаться проанализировать их вместе с дошкольниками, рассматривая детские рисунки.

Воспитатель может задать вопросы, например: «Чье название рисунка самое интересное?», «Какие оттенки цвета мы видим на твоей картине?», «Почему мы догадались, что эти небесные переливы грустные?», «Использование каких цветов помогло автору выполнить радостное небо?» и т.п. Важно вычленять такие вопросы, которые отражают художественно-образную специфику изобразительной деятельности, при которой содержание рисунка ставится во главу угла всей творческой работы, а умения и навыки становятся средством достижения замысла (содержания). В единстве формы и содержания рождается художественный образ (смысл произведения). Те рисунки, в которых ребенку удается достичь этого единства, мы называем «выразительными». То есть в них юный художник нашел адекватные изобразительные средства для выражения своих чувств и мыслей, например, для «Веселого неба» юный художник использовал светлую желто-оранжевую гамму, для рисунка «Небо плачет» — темную сине-фиолетовую, а для «Красивого неба» — радужную и т.п.

Из всего вышесказанного следует, что сценарий занятия нацеливается на создание оптимальной художественно-развивающей среды, особой неформальной атмосферы творчества, доброжелательной среды общения взрослого и детей. Структура занятия, организованная на принципах художественно-педагогической драматургии, поможет вам спроектировать творчески ориентированную деятельность дошкольников: создать условия для проживания ими ситуаций «я — автор — художник», «я — зритель — ценитель искусства», что является основой современного личностно ориентированного образования. Занятие, проведенное по законам восприятия искусства в его формах и с использованием его средств, поможет ребенку создать свой уникальный «хороший», выразительный рисунок.

На диске вы найдете подборку репродукций картин, созданных известными художниками, по теме «Краски неба».

Татьяна Анатольевна Копцева — кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник «Института художественного образования» РАО.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: