Шестой альбом самых известных в мире цыган, среди которых теперь и белорусы. Аккордеониста Юрия Лемешева недавно заменил гомельчанин Павел Невмержицкий, молодой баянист-виртуоз, живущий в Нью-Йорке, в прошлом — звезда «Славянского Базара».
Именно с подачи «гоголей» весь этот цыганский панк стал глобально популярным. Прошли смутные времена, когда на фестивале Sziget ведущие российские журналисты ругали начинающих восставать на европейских фестивальных горизонтах «гоголей» (тогда они только что прогремели за счет появления Евгения Гудзя в фильме «Полная иллюминация» — в качестве актера и автора части саундтрэка). «Чего все с ними так носятся?» — недоумевали коллеги. — «Обычный украинский гопак «валит» этот ваш Женя!»
Что ж, теперь это глобальный джипси-этно-гопак, и с этим невозможно не считаться. И пусть группа называет альбомы так, как будто всякое новое название — не очень мастерский ремейк старого (Trans-Continental Hustle, Multi Contra Culti Vs Irony — все на один манер лепят, правда), нельзя не восхититься тем, что саунд Gogol Bordello до сих пор неповторим несмотря на внушительное количество последователей.
Разумеется, все меняется, и Женя, который 14 лет «валит» свой «украинский гопак», взрослеет и становится более целенаправленным, тонким, как стрела, и натянутым, как тетива. И звук группы тоже меняется — прошлая работа была бразильской и карнавальной, близкой к поп-культуре (не случайно Мадонна обратила на Гудзя внимание). Конечно, это еще не группа Gipsy Kings, но и не «разминку ершиком проводим мы» — то есть, музыка, которую можно смело давать слушать маме. И это неуклонное движение в сторону радиоформатной музыки продолжается — исключительно за счет растущего профессионализма группы.
Музыка Gogol Bordello стала более взрослой. Если раньше это был чистый андерграунд, бьющая ключом энергия, живая яростная сила и звенящий моток нервов и мышц, то теперь — эта разбухшая цыганская коммуна работает профессионально и отлаженно. К тому же, форма и не поменялась — те же ураганные скрипки, брайтонская «трасянка», акустика, анархия и танцы. Лирика тоже традиционно полна призывов — беги, круши, ломай, созидай! Проблема в том, что не очень понятно, «подавила» ли эта привычная манера самовыражения искренность как таковую. Потому как искренность и вся эта яростная радость жизни тоже стали, что ли, средствами выражения. И если раньше, в эпоху песен с гипнотическими строчками «серебряные зайцы там водят хоровод», можно было ручаться, что Гудзь там — настоящий, то теперь сложно понять, где он настоящий, а где его просто несет безумным гоголевским ветром куда-то вдаль.
Можно предположить, что вся эта цыганщина и панк-месседжи превратились в фон, а музыка стала более вдумчивой. Раньше Гудзь шутил про девочек, украденных цыганами, а теперь из него валит мессианский глобализм. Например, он утверждает, что духовный месседж альбома — исследование предела человеческих возможностей в рамках отдельно взятой личности. Это, конечно, хорошо. Хорошо и то, что критики считают этот альбом лучшим за 14 лет карьеры коллектива. По факту он не лучший — самоповтор на самоповторе. Но с «Гоголем» ситуация такая, что всякий повтор получается неизменно мощнее предыдущего — они как ножевые удары, в начале не больно, потом насмерть. Каждый новый альбом группы — кристаллизация прошлого опыта. Повторяясь, они становятся пронзительнее и все точнее.