ОЦЕНКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ВОЗДУШНЫХ И КАБЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ СВЯЗИ

ОЦЕНКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ВОЗДУШНЫХ И КАБЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ СВЯЗИ

В. А. ЧИРАНАДЗЕ, ст. научный сотрудник ЛИИЖТа Г. П. ЛАБЕЦКАЯ, младший научный сотрудник Е. А. ТУЛУ ГУРОВА, инженер

Воздушные и кабельные линии связи используются для организации каналов связи, а также передачи информации для устройств СЦБ. Чтобы обеспечить высокую пропускную способность железных дорог и безопасность движения поездов, необходимо надежное функционирование линий связи. Для решения этой проблемы требуется достоверная информация об отказах линий связи и разработка на этой основе организационно-технических рекомендаций по повышению их надежности.

В связи с этим на кафедре «Электрическая связь» ЛИИЖТа были исследованы воздушные линии связи (ВЛС) I и II классов и магистральные кабельные линии связи (МКЛС). Эти линии в отличие от линий местной связи относятся к сооружениям, рассредоточенным на значительном расстоянии от мест дислокации технического персонала. Из-за этого выполнение операций технологического процесса, а также оперативное устранение отказов наиболее затруднительны.

Методика сбора и обработки информации о надежности

Возможны два метода расчета показателей эксплуатационной надежности: аналитический и натурного обследования.

Аналитический метод основан на использовании справочных материалов о надежности отдельных элементов устройств. Он применяется, как правило, для расчета параметров надежности аппаратуры АТС, коммутаторов, систем уплотнения и др. Использовать этот метод для расчета параметров надежности линейных сооружений связи затруднительно из-за отсутствия справочной информации на ряд элементов линий.

Метод натурного обследования заключается в расчете по статистическим данным показателей надежности за определенный период. В перспективе при наличии автоматизированной системы регистрации информации об отказах этот метод будет наиболее объективным.

При сборе и обработке информации о надежности линий связи их параметры, приведенные далее в статье, определялись в ЛИИЖТе методом натурного обследования. Он наиболее полно учитывает разнообразие местных условий эксплуатации, а также влияние множества дестабилизирующих факторов, плохо поддающихся формальному описанию. При расчете по этому методу были проанализированы все отказы, возникающие на линиях связи, условно делятся на две категории: постепенные и внезапные. Появление постепенных отказов можно предотвратить проведением профилактических работ. Внезапные отказы возникают независимо от сроков профилактических работ.

Анализ надежности ВЛС

В табл. 1 представлены показатели надежности, полученные по результатам анализа ВЛС за 3 года на ряде дистанций сети. Следует отметить, что значительный разброс наработки на отказ свидетельствует о разном уровне технического обслуживания линий. Анализ статистических данных позволил выделить 5 основных групп причин отказов и определить удельный вес каждой группы (в процентах). Данные приведены ниже.

Несоблюдение технологического процесса обслуживания, вызывающее уменьшение изоляции, асимметрия, отклонение электрических параметров от нормы … 52,1

Износ проводов, дефекты монтажа………. 12,6

Обрывы проводов, падение опор при стихийных бедствиях …………………….. 18,2

Набросы проволоки и других предметов……. 7,4

Прочие причины (аварии на ЛЭП, обрывы проводов негабаритным грузом и др.) ………….. 9,7

Данные показывают, что 52 % отказов происходит из-за нарушения периодичности и качества технического обслуживания.

При этом отказы первой и второй групп относятся в большинстве случаев к постепенным отказам, третьей, четвертой и пятой — к внезапным. Поэтому для повышения надежности ВЛС необходимо больше уделять внимания предупреждению отказов первой и второй групп.

Анализ надежности МКЛС

При анализе использована информация, накопленная 52 дистанциями сети за 10 лет. Можно выделить 4 основные группы причин отказов (в скобках указан удельный вес каждой группы в процентах): обрывы кабеля строительными организациями или дорожными машинами (36 7о), коррозия оболочки кабеля (25 %), понижение сопротивления изоляции кабеля (21 %), другие причины (18%). Отказы первой группы в большинстве случаев относятся к внезапным, второй и третьей — к постепенным.

В зависимости от протяженности МКЛС весь объем рассматриваемых статистических данных подразделяется на четыре группы: 1 группа включает в себя МКЛС, не превышающие 50 км; II — 50…100 км; III — 100…300 км; IV — более 300 км.

С учетом такого деления в верхней части табл. 2 приведены обобщенные результаты параметров надежности, сделанные по данным анкетного опроса дистанций (144 годовых наблюдения). В нижней части табл. 2 показаны итоги расчета параметров надежности, полученные в результате натурного обследования журналов отказов и других первичных документов на некоторых дистанциях Октябрьской и Московской дорог.

Анализ результатов расчетов показывает, что на линиях некоторых дистанций так же, как для ВЛС, преобладают отказы, связанные с нарушением качества и периодичности ТО, предусмотренной инструкцией ЦШ/3417. Средняя плотность отказов составляет 6,8 отказа на 1 км. Заметна тенденция увеличения среднего времени наработки на отказ при росте длины кабельной магистрали, что свидетельствует о большом внимании дистанции к протяженным кабельным линиям. Полученные результаты сравнивали с показателями надежности кабельных линий протяженностью 7500 км, рассчитанными институтом «Гипротранссигналсвязь» по данным, собранным в порядке авторского надзора в период 1952—1964 гг. (табл. 3).

Сравнение результатов, представленных в табл. 2 и 3, показывает, что надежность функционирования кабельных магистралей с течением времени снизилась: плотность отказов возросла в среднем с 1,2 до 6,8; время наработки на отказ уменьшилось (например, для МКЛС протяженностью свыше 100 км оно уменьшилось с 7,ЫО5 до (1,6…2,7) 105 ч; сохранилось соотношение числа отказов, а следовательно, времени наработки на отказ и протяженности магистрали; практически не изменился удельный вес причин отказов. Одной из причин снижения надежности кабельных линий является отставание процесса технического обслуживания от темпов каблирования. Многие дистанции недостаточно активно готовят специалистов и материальную базу к техническому обслуживанию вводимых кабельных линий.

Пути повышения надежности функционирования воздушных и кабельных линий связи

Приведенные показателя для ВЛС и МКЛС отличаются незначительно, тогда как у кабельной линии они должны быть значительно выше. Учитывая большой удельный вес постепенных отказов и то, что эти отказы вызваны в основном некачественным выполнением регламентных работ, повысить надежность линий можно путем внедрения комплекса технических и организационных мероприятий. Характерный перечень этих мероприятий приведен ниже. (Следует отметить, что этот перечень для каждого участка может быть дополнен и уточнен.)

Воздушные линии связи

Технические мероприятия. Усиление ВЛС полуанкерными опорами, замена деревянных опор железобетонными. Подвеска резервных цепей. Установка изоляторов на промежуточных опорах на полиэтиленовых колпачках. Вязка проводов рессорной вязкой, применение на конечных опорах крюков вместо штырей, перестройка ВЛС в’ соответствии с рельефом местности. Усовершенствование каскадной зашиты. Улучшение герметизации шкафа ШМС. Проведение дополнительных измерений для контроля опасных и мешающих влияний.

Организационные мероприятия. Внедрение индустриального метода обслуживания. Обеспечение линейных участков средствами механизации, измерений и автотранспортом, материалами для ремонта ВЛС. Организация централизованной расчистки просек. Составление подробного паспорта линии связи (ШУ-46) и своевременная его корректировка.

Кабельные магистральные линии связи

Технические мероприятия. Установка указателей, железобетонных столбиков и охранных знаков, единых для всей сети. Существенное повышение защищенности МКЛС от коррозии путем разработки и реализации индивидуальных проектов защиты. Внедрение системы телеконтроля в аппаратуре, работающей по кабелям, у которых отсутствуют сигнальные жилы для информации о состоянии изоляции. Внедрение устройства сигнализации контроля расхода воздуха и давления на выходе компрессорно-сигнальных установок. Переход на совместную параллельную работу компрессоров с установками АКОУ и АУСКИД. Внедрение современных методов сращивания кабеля (холодного опрессования, взрыва и т. п.).

Организационные мероприятия. Разработка и утверждение инструкции по обеспечению сохранности МКЛС. Разработка приказов по охране МКЛС между под разделениями МПС, а также между МПС и другими министерствами, обеспечение строгого надзора за производством строительно-монтажных работ другими организациями. Разработка инструкции по аварийно-восстановительным работам на междугородных кабельных линиях связи.

Внедрение индустриального метода обслуживания и ремонта кабеля. Разработка и утверждение перечня рекомендуемых к. использованию технических средств и обеспечение согласно ему линейных участков средствами механизации, измерительными приборами и автотранспортом; кабельными автомашинами КМ-2а, измерительными автомашинами ПИМс и передвижными усилительными станциями ПУС, питающими станциями ППС. Обеспечение централизованной поставки материалов для ремонта кабеля. Подготовка и обучение персонала навыкам по проведению восстановительных работ.

Приведенный анализ надежности указывает на необходимость совершенствования учета отказов. Получение реальной информации о фактическом состоянии устройств позволит дистанциям добиваться более эффективного выполнения работ по плану повышения надежности воздушных и кабельных линий связи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: