Основными задачами, которые зарубежные военные специалисты возлагают на подвижные средства технического обслуживания и ремонта автомобилей, являются: поддержание автомобильной техники в постоянной готовности к использованию; восстановление работоспособности машин, поврежденных в ходе боя (операции); оказание помощи водителям (экипажам) в выполнении трудоемких и сложных операций при проведении технического обслуживания и текущего ремонта в полевых условиях.
В мирное время и в периоды локальных войн в армиях капиталистических государств предусматривается использовать подвижные мастерские, разработанные и изготовленные по специальным заказам военных ведомств и входящие в штаты соответствующих ремонтных органов. Однако считают, что в ходе крупномасштабных войн неизбежно применение в военных целях значительного количества коммерческих подвижных мастерских, используемых в мирное время для ремонта и технического обслуживания машин автотранспортных, строительно-дорожных и других фирм. В настоящее время .за рубежом ведутся интенсивные работы по совершенствованию существующих и разработке новых образцов подвижных средств для технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Имеющиеся на снабжении армий ряда капиталистических стран мастерские по функциональному назначению условно подразделяются на две основные группы: универсальные, предназначенные для выполнения комплекса работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, и специализированные, которые приспособлены лишь для отдельных видов работ, например смазочные, диагностические, механические, сварочные, шиномонтажные.
Создание перспективных образцов мастерских осуществляется обычно параллельно с разработкой автомобилей, подлежащих обслуживанию и ремонту, и на основе их базовых моделей. При этом широко используются наиболее совершенные в техническом отношении составные части (например, шасси, кузова-фургоны, станочное и испытательное оборудование, средства измерения и диагностирования, инструмент), изготавливаемые не только у себя, но и в других странах.
Одной из главных особенностей процесса разработки мастерских является широкая унификация их с коммерческими образцами. Этот процесс проводится, как правило, фирмой-изготовителем и касается всех основных частей мастерских. Используется единая транспортная база, включающая шасси транспортного средства и кузов-фургон и не требующая значительных доработок. В большей части изменения связаны с применением более удлиненных рам и установкой специализированных кузовов-фургонов со съемными или откидными стенками.
Другим характерным направлением является использование фургонов, которые можно монтировать на любых типах транспортных средств — автомобилях, полуприцепах и прицепах. При этом в качестве шасси используются не только специальные полноприводные автомобили, но и коммерческие. Считают, что это позволяет в значительной мере сократить материальные затраты на оснащение ремонтных органов. Характерным примером таких конструктивных решений могут служить западногерманские мастерские, предназначенные для выполнения шиномонтажных работ и операций по заправке автомобилей и других дорожно-строительных машин маслами, консистентными смазками, топливом, воздухом и специальными жидкостями. В качестве шасси подобной мастерской может использоваться как грузовой автомобиль коммерческого типа, так и грузовой прицеп. При этом шасси этого типа мастерских практически не подлежат доработке по сравнению с серийными изделиями.
По периметру пола грузовой платформы шасси такой мастерской вместо бортов смонтирован металлический каркас, предназначенный для размещения укрывочного тента. На покрытом листовым рифленым алюминием полу устанавливаются емкости (обычно металлические 200-литровые бочки) для хранения топлива, свежих и отработанных моторных и трансмиссионных масел, соединенные трубопроводами с системой механизированного слива и дозированной заправки топливом и маслами. Мастерские этого типа оснащены также грузоподъемными устройствами с ручным приводом для погрузки и выгрузки емкостей. Кроме этого, имеются компрессор и небольшая электросиловая установка.
Кузова-фургоны современных подвижных мастерских ряда капиталистических стран в большинстве своем имеют откидывающиеся боковые стенки и, как правило, снабжены дополнительными настилами и наклонными боковинами, что позволяет организовать дополнительные рабочие места или расширить зоны существующих. С этой же целью некоторые типы кузовов-фургонов выполняются раздвижными.
Для средств автотехнического обеспечения, например бундесвера, все более широкое применение находят сменные кузова-фургоны специального назначения. Кроме того, кузова-фургоны некоторых универсальных мастерских оснащены устройствами, позволяющими за короткое время установить входящие в комплект навесы из непромокаемой ткани для защиты от атмосферных осадков специалистов, работающих вне кузова-фургона.
Снаружи кузова-фургоны, как правило, покрываются профилированным листовым алюминием, а внутри — армированной полиэфирной обшивкой и имеют теплоизоляционный слой толщиной до 100 мм из жесткого полиуретана. Кузова-фургоны такой конструкции не требуют обслуживания, легко снимаются с шасси и при необходимости могут быть заменены. Например, в западногерманских мастерских они снабжены достаточно эффективной системой обогрева. Температурный режим в них поддерживается автоматически. Сообщалось, что теплоизоляция кузовов-фургонов и мощная система обогрева обеспечивают работоспособность оборудования мастерских при температуре окружающего воздуха до —60 °С.
В последние годы за рубежом для размещения оборудования подвижных средств обслуживания и ремонта все большее распространение получают автономные кузова-контейнеры и контейнеры. Их подразделяют на универсальные, специальные, специализированные и мобильные в модульном исполнении.
Считают, что ‘благодаря использованию мобильных кузовов-контейнеров повышается маневренность войск, значительно сокращается продолжительность развертывания ремонтных подразделений, сокращаются объемы инженерных работ. Размеры и масса контейнеров выбираются в соответствии с грузоподъемностью и габаритами транспортных средств.
В США крупнейшим производителем таких контейнеров и вспомогательного оборудования к ним является фирма «Крейг системз». Для отделки внутренних поверхностей здесь применяют монолитный облицовочный материал, внешнюю обшивку выполняют из алюминия с покрытием из полиуретана. Имеется возможность при соответствующем изменении номенклатуры оборудования создавать на базе одного и того же контейнера различные по назначению и возможностям мастерские.
Японской фирмой «Магита» при создании подвижных мастерских используются стандартные железнодорожные или морские контейнеры. Это позволяет применять для их перевозки транспортные средства широкой номенклатуры.
Западногерманскими специалистами разработан контейнер с габаритными размерами 6,1 X 2,5 X 2,4 м и общей массой 8 т. Он устанавливается на автомобиль MAN 27365 VFAE и крепится с помощью стандартных, фиксаторов. Между кабиной и кузовом-контейнером размещается грузоподъемное устройство с гидравлическим или электрическим приводом. Кузов-контейнер имеет стальной каркас и трехслойные боковые панели с наполнителем толщиной 50 мм. Крыша откидывается при погрузке и разгрузке. Предусмотрена установка генератора и кондиционера.
Создан также кузов-контейнер-мастерская общей массой 9 т. На стальном каркасе крепятся трехслойные боковые панели с наполнителем толщиной 40 мм. Для снабжения электроэнергией и сжатым воздухом предусмотрен дизель-электрический генератор.
Определяя необходимый состав оборудования универсальных и специализированных мастерских, зарубежные специалисты не стремятся обеспечить выполнение всего объема работ по обслуживанию и ремонту автомобилей, так как для этого потребуется реализовать сложные технологические процессы, а задаются целью восстанавливать утраченную работоспособность тех изделий, на которых необходимо произвести небольшой объем работ.
С учетом этого в состав универсальных мастерских, как правило, включают средства диагностирования, позволяющие оценить техническое состояние цилиндропоршневых групп двигателей, пневмо-гидросистем, систем охлаждения и электрооборудования, механических трансмиссий. Эти средства обычно являются переносными, имеют незначительные массу и габариты и достаточно просты в эксплуатации, обладают высокой надежностью, приспособлены для использования в широком диапазоне температур воздуха.
В оборудовании подвижных мастерских широко применяются грузоподъемные устройства разных типов. Но консольные краны с ручным приводом и монорельсы используются главным образом для погрузки и выгрузки выносного оборудования, емкостей для хранения масел и топлива и в очень редких случаях для замены агрегатов ремонтируемых машин. В основном же замена агрегатов ремонтируемых автомобилей производится с помощью гидравлических кранов. Считают, что это позволяет снизить металлоемкость мастерских и повысить надежность их работы. Схема мастерской обычно предусматривает использование одного гидронасоса для привода гидромоторов грузоподъемного устройства и лебедки.
Сообщают, что электропитание потребителей мастерских осуществляется как от собственных электроустановок (с приводом от двигателя базового шасси или автономных), так и от внешней электрической сети. Однако наибольшее применение нашли автономные электростанции (электроагрегаты) различной мощности, имеющие приводы от двигателей внутреннего сгорания. Для привода электросварочного оборудования, компрессоров и механизированного инструмента также используются автономные агрегаты. Это позволяет, как считают зарубежные специалисты, в значительной степени ускорить процесс создания новых мастерских, расширить диапазоны их применения, упростить технологию замены шасси и сэкономить ресурс базового двигателя.
В состав универсальных мастерских в обязательном порядке включают оборудование для газовой и ручной электродуговой сварки и резки металлов. В качестве источника питания при выполнении этих работ используют сварочные трансформаторы или генераторы с приводом, как правило, от двигателя внутреннего сгорания.
Оборудование всех универсальных и большинства специализированных мастерских имеет в своем составе металлорежущие станки. Так, в универсальных мастерских западногерманских фирм «Mat-га» и «RAU» устанавливаются малогабаритные, преимущественно настольные токарновинторезные станки с ручным управлением, на которых можно изготавливать небольшие по размеру валики, оси, метизы, а также производить механическую обработку поверхностей малогабаритных деталей. Кроме того, такие мастерские оснащаются настольными точильно-шлифовальными станками, штативами, позволяющими с помощью закрепляемых на них электродрелей сверлить отверстия диаметром до 20 мм.
Специализированные ремонтно-механические мастерские включают в свой состав универсальные металлорежущие станки, как правило, с более широкими технологическими возможностями. Например, ремонтно-механическая мастерская фирмы «Orenstein and Koppel» (ФРГ) имеет токарно-винторезный станок, позволяющий производить механическую обработку заготовок с максимальным диаметром 400 мм и длиной 1000 мм, универсальный сверлильно-фрезерный станок для обработки плоскостей, пазов в заготовках, обладающих значительными размерами, сверление в них отверстий, нарезание резьб, а также точильно-шлифовальные станки, предназначенные для заточки режущего инструмента.
Дальнейшее совершенствование подвижных мастерских идет по пути их унификации с коммерческими образцами, широкого внедрения прогрессивного технологического оборудования и средств технического диагностирования.