Портрет Авиценны

Портрет Авиценны

МНОГИЕ ВЕКА УЧИЛИСЬ МЕДИКИ ВСЕГО МИРА ПО КНИГАМ ВЕЛИКОГО СРЕДНЕАЗИАТСКОГО ВРАЧА, ФИЛОСОФА И МЫСЛИТЕЛЯ ИБН-СИНЫ (АВИЦЕННЫ). ОДНАКО ЗА ТЫСЯЧУ ЛЕТ, ПРОШЕДШИЕ СО ДНЯ ЕГО РОЖДЕНИЯ, НЕ СОХРАНИЛОСЬ НИ ОДНОГО СКОЛЬ-НИБУДЬ ДОСТОВЕРНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ УЧЕНОГО. НЕ СОВСЕМ ТОЧНО ВОССТАНОВИЛ ОБЛИК ИБН-СИНЫ И ЗНАМЕНИТЫЙ АНТРОПОЛОГ ПРОФЕССОР М. М. ГЕРАСИМОВ. СОВСЕМ НЕДАВНО ЕГО ОШИБКУ ИСПРАВИЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ИЗ АНДИЖАНА.

В 1954 году, по решению Всемирного Совета Мира, в Хамадане (Иран), где в 1037 году умер Авиценна, был сооружен новый мавзолей. Прах из старого захоронения надо было перенести в новое, на расстояние всего в 300 метров. Но мусульманское духовенство выдвинуло требование, делающее эту задачу чрезвычайно сложной. По закону ислама запрещено поднимать прах умерших над поверхностью земли.

В Иране с религиозными законами не считаться нельзя. И вот между старым и новым, мавзолеем пришлось рыть траншею достаточной глубины и ширины.

Торжественно, с почестями, начали в открытом гробу переносить прах Авиценны.

В этот момент иранский академик Саид Нефези, буквально рискуя жизнью, сумел сфотографировать череп Авиценны в профиль и с небольшим поворотом вправо. Успел он снять и один размер черепа. Но когда собирался вымерить анфас, разъяренный фанатик ударил академика, выбив из его рук фотоаппарат. С трудом удалось спасти фотокамеру и выбраться самому.

Эти снимки и один размер черепа были переданы известному советскому ученому, антропологу и скульптору профессору М. М. Герасимову, который умел восстанавливать внешний облик людей по их черепу. Но по всему черепу, а не по фотографии одной его проекции. Поэтому М. М. Герасимов не смог, как обычно, выполнить скульптурное изображение Авиценны, а сделал рисунок. На этом рисунке он воспроизвел профиль ученого, но допустил две незначительные ошибки – поместил глаз несколько ниже его истинного места и одел на Ибн-Сину вместо чалмы женскую повязку, вдобавок, другой эпохи.

Ректор Андижанского мединститута профессор Ю. А. Атабеков, доцент того же института Ш. X. Хамидуллин и скульптор Е. С. Соколова попытались найти метод восстановления объемного облика человека, то есть изготовить скульптурный портрет по фотографии одной проекции его черепа (вторая проекция с небольшим поворотом вправо почти не сыграла роли). Зато одно-единственное измерение черепа (от наиболее удаленной точки затылка до наиболее выступающей точки лобной кости), какое успел сделать академик Нефези, оказалось незаменимым подспорьем.

В чем трудность восстановления черепа по фотографии? В том, что она дает не истинную форму деталей черепа – скулы, глазницы и т. д., а их проекцию на плоскость, которая вносит искажения тем больше чем больше «угол зрения» на деталь от нормали. Если бы эти углы были известны, дело сводилось бы только к необходимым вычислениям. Исследование фотографий дает сорок пять истинных размеров, но этого недостаточно, чтобы реконструировать объемную форму. Задача усложнилась тем, что надо было реконструировать череп в натуральную величину, а потом создать его модель в полуторном масштабе для сооружения памятника. Известно, что на пьедестале высотой два-два с половиной метра бюст в натуральную величину выглядит мелко. Метод М. М. Герасимова позволяет восстановить облик человека по его черепу только в натуральном масштабе.

Исследователи изготовили фотографии черепа в натуральную величину (тут и пригодился размер от лобной до затылочной костей, который сделал академик Нефези). Измерили расстояние от места соединения челюсти с черепом до подбородочного бугра на двух фотографиях. Нашли косинус угла поворота изображения черепа на фотографиях и получили возможность найти проекцию этой линии «анфас». Проделав такие же вычисления относительно других точек, получили вид на череп спереди. По этим трем проекциям крупнейшие антропологи – академик В. Н. Терновский и профессор М. М. Герасимов дали независимо один от другого схожие описания, из которых весьма важным представляются два следующих утверждения: «Череп Ибн-Сины по форме ближе всего подходит к фергано-памирскому типу европеоидов» и «биологический возраст близок к 50 годам» (Авиценна умер в возрасте 56 лет).

После этого работу повторили, умножив все «контрольные» размеры, снятые с реконструированного объемного черепа, на один и пять десятых. Кроме того, были внесены необходимые поправки на «угол зрения» – при рассматривании лица человека снизу возникают проекционные искажения размеров: вертикальные размеры как бы сжимаются, а горизонтальные остаются неизменными.

Затем по законам пластической анатомии, в известной степени пользуясь методами М. М. Герасимова, авторы восстановили покрывающие череп мягкие ткани, «вычислили» форму лобного бугра, надбровья, мягкой части носа, губ и подбородка. Глазные яблоки установили в орбиты модели черепа, исправили прорези глаз в соответствии с полученной передней проекцией черепа. И одели ученого в чалму того времени и соответствующую его рангу. Теперь мы получили правдоподобный облик Авиценны. Такая методика может пригодиться криминалистам, скульпторам, антропологам…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: