В двигателях и редукторах вертолетов Ми-8 и Мн-24 различных модификаций применяется синтетическое масло Б-ЗВ ТУ 38101295—85. До недавнего времени в процессе эксплуатации его смену проводили не реже одного раза в год независимо от наработки я качества масла. Это существенно ограничивало срок его службы, приводило к значительным эксплуатационным расходам.
С целью оценки правомочности установленного ранее срока смены масла Б-ЗВ в двух климатических зовах эксплуатировали по 5 вертолетов Ми-8 н Ми-24 без проведения ежегодной смены масла. Для контроля за состоянием масла Б-ЗВ из маслосистем двигателя и редуктора один раз в квартал отбирала пробы н исследовали их физико-химические и эксплуатационные свойства. В результате исследований было установлено, что масло Б-ЗВ, проработавшее в двигателях и редукторах вертолетов Ми-8 и Ми-24 320— 470 ч, не претерпевает существенных изменений. Оно сохраняет значительный запас работоспособности, что делает возможной его дальнейшую эксплуатацию.
При исследовании технического состояния эксплуатировавшихся двигателей и редукторов вертолетов Мн-8 и Ми-24 на авиаремонтных предприятиях ВВС выявлено, что после выработки увеличена ого срока службы оно почти не отличается от технического состояния двигателей и редукторов, эксплуатировавшихся с ежегодной заменой масла. Поэтому разрешено продлить до 2 лет срок службы масла Б-ЗВ в двигателях и редукторах вертолетов Ми-8, Ми-8МТ и Мн-24. Установленный срок хранения масла Б-ЗВ в таре зав ода-изготовителя (в герметически закрытых бидонах) 10 лет.
Синтетическое масло ЛЗ-240 ТУ 38401579—86 изготавливается на той же основе, что я масло Б-ЗВ, — пентаэритритовом эфире, с введением в состав антиокислитель ной, противоизносных и антикоррозионной присадок. За счет изменения композиции присадок повышена термоокислительная стабильность масла ЛЗ-240 и устранен основной недостаток масла Б-ЗВ — склонность к образованию осадка.
Масло ЛЗ-240 может быть использовано в двигателях и редукторах вертолетов, в которых применяется масло Б-ЗВ. Высокая термоокислительная стабильность обеспечивает надежную длительную эксплуатацию двигателей и редукторов вертолетов без замены масла. В связи с этим масло ЛЗ-240 допущено к применению на всех типах вертолетов на весь ресурс работы двигателей и главных редукторов без замены. Так как оно совместимо с маслом Б-ЗВ, их замена производится без промывки маслосистемы. При этом ограничиваются сливом заменяемого масла из прогретого двигателя. Установленный срок хранения масла ЛЗ-240 в таре завода-изготовителя 5 лет.
Синтетическое масло ВНИИ НП 50-1-4у ТУ 3801590—86 широко применяется для турбореактивных двигателей. Оно изготавливается на основе изооктилового эфира себацииовой кислоты — диоктил-себацината с добавлением антиокислительной и противоизносной присадок. Работоспособность ТРД обеспечивается при температуре масла в двигателе до 175 *С. Взамен масла ВНИИ НП 50-1-4ф разработано масло ВНИИ НП 50-1 -4у (улучшенное). Оно имеет повышенный температурный предел работоспособности (с 175 до 200 °С) и увеличенный срок службы.
Оба масла вырабатываются на одинаковой основе — диоктилсебацинате. В отличие от масла ВНИИ НП 50-1-4ф, новое содержит дополнительно антиокислительную и противокоррозионную присадки. За счет введения новой композиции присадок повышена термоокислительная стабильность, что н обеспечивает более высокие эксплуатационные свойства масла ВНИИ НП 50-1-4у. Оно допущено к применению на всей авиационной технике вместо масла ВНИИ НП 50-1 -4ф па весь ресурс без замены, а также на изделия «15Б» наравне с маслом ИПМ-10. Масла ВНИИ НП 50-1-4у в ВНИИ НП 50-1-4ф совместимы, поэтому их замена производится без промывки маслосистемы, ограничиваются лишь сливом/заменяемого масла из прогретого двигателя. Срок хранения масла ВНИИ НП 50-1-4ф в таре завода-изготовителя 5 лет.
Специалистам инженерно-авиационной службы следует помнить, что современные смазочные масла для авиационных ГТД представляют собой сложные многокомпонентные системы, содержащие в основе до 5-—7 присадок.
Способность таких систем или их смесей сохранять однородными во всем объеме состав и свойства характеризуются совместимостью. Практическое значение совместимость различных масел приобретает при замене одного масла другим при эксплуатации и консервации (расконсервации) техники, когда возможно смешение остатков заменяемого масла с вновь заправляемым.
В настоящее время в соответствии с существующими требованиями для каждого типа авиационных ГТД назначаются основная и дублирующая марки масел. В связи с этим в процессе эксплуатации возникает необходимость перехода с одной марки масла на другую. При этом 8 двигателе остается несливаемый остаток масла, который смешивается с вновь заправляемым. Для исключения такого смешения раньше предусматривалась двух- или трехкратная промывка маслосистемы двигателя заменяемым свежим маслом, что приводило к значительному расходу дорогостоящих высококачественных масел.
С целью экономного и рационального расходования проверены совместимость и свойства смесей различных авиационных масел и упорядочена соответствующая система их замены. Так как рекомендованная эксплуатационной документацией промывка маслосистемы заменяемым маслом может быть отменена только при условии, что обе марки масла совместимы, они смешиваются в любом соотношении, и их смеси способны сохранять физическую однородность во всем объеме, не расслаиваться и не выделять осадка при длительном хранении и применении. А физико-химические и эксплуатационные свойства смесей этих масел аналогичны свойствам любого из компонентов смеси.
Проведенные исследования показали, что все масла по группам эксплуатации совместимы между собой, за исключением масла ВТ-301 с маслами ИПМ-10 и ПТС-225. Они несовместимы, и поэтому при замене необходимо производить двукратную промывку маслосистемы заменяемым маслом. Установлено при этом, что показатели физико-химических и эксплуатационных свойств смесей масел не выше «высшего» и не ниже нижнего значений показателей масел, составляющих масло-смесь.