Пробеговые испытания БМП-2

Пробеговые испытания БМП-2

Такие испытания являются одним из этапов технологического процесса комплексного регламентированного технического обслуживания боевых машин. Им подвергаются БМП в целях проверки качества выполнения войскового ремонта, а также надежности монтажа и правильности регулировки механизмов машины.

Трассу для пробега выбирают и готовят так, чтобы на ней были участки, позволяющие вести машину на низших передачах с максимально возможной нагрузкой двигателя, осуществлять движение с креном на оба борта и на высших передачах. Кроме этого, обязательно предусматривают наличие спусков и подъемов с уклоном 10—15°, на которых можно проверить надежность стояночного и остановочного тормозов. Трасса должна иметь вид восьмерки общей протяженностью около 30 км.

Боевую машину пехоты, которую планируют испытывать пробегом, укомплектовывают штатным имуществом, оформляют техническую и путевую документацию.

Предварительно проводят осмотр машины. При этом все люки, крышки, лючки, перегородки силового отделения и ребристый лист открывают. Сначала контролируют полноту заправки машины горючим и смазочными материалами, охлаждающей жидкостью и воздухом (топлива не менее 300 л, масла в системе смазки двигателя 30 л, давление воздуха в баллонах 8 МПа). Уровень масла в коробке передач устанавливают между верхней и нижней рисками щупа, а низкозамерзающей охлаждающей жидкости в расширительном бачке — между нижней и средней пластинами. Осматривая машину снаружи, обязательно проверяют натяжение гусениц. Для этого натягивают нить на два штыря, которые вставлены в отверстия пальцев траков, лежащих на ободках первого и второго поддерживающих катков. Устанавливают штырь в отверстие пальца трака, расположенного посередине между первым и вторым поддерживающими катками, и производят замер между нитью и гусеницей. Провисание гусеницы не должно превышать 6—8 мм. Далее контролируют натяжение другой гусеницы.

Внутри машины проверяют, нет ли грязи, воды, масла и посторонних предметов. Баллоны ППО и огнетушитель должны быть заряжены, находиться на штатных местах и опломбированы. Функционирование приборов внутреннего и наружного освещения, звукового сигнала контролируют включением.

Проверяя работу подогревателя, сначала открывают его лючок, затем прокачивают систему питания топливом в течение 10—15 с и включают на 1—1,5 мин тумблер «Свеча». После этого полностью открывают кран питания топливом подогревателя и через полминуты включают тумблер «Обогрев двигателя». Подогреватель должен запуститься. При этом выброс факела на установившемся режиме его работы должен быть не более 300 мм, пробивание отработавших газов внутрь машины не допускается. Нагрев продолжают до достижения температуры масла 30 °С. В условиях низких температур окружающего воздуха (ниже —20 °С) рукоятку привода заслонки подогревателя ставят в положение «3» и открывают ее с началом горения. Для выключения подогревателя сначала закрывают до отказа его топливный кран и через 15 с после прекращения горения отключают тумблер «Обогрев двигателя».

Далее проверяют надежность пуска двигателя различными способами. Для этого, нажав кнопку «Насос», создают давление в системе смазки двигателя 0,25 МПа (2,5 кгс/см2), а при температуре масла от 60 до 70 °С не менее 0,15 МПа (1,5 кгс/см2). Не отпуская кнопки «Насос», подают педаль подачи топлива наполовину ее хода и нажимают кнопку «Пуск воздухом». Кнопку «Насос» следует держать включенной не более минуты. Двигатель должен легко запускаться.

После остановки двигателя убеждаются в надежности его пуска стартером, нажав для этого на кнопку «Стартер». Кнопку держат не более 5 с. Во всех случаях после остановки двигателя должен включиться насос прокачки охлаждающей жидкости, о чем свидетельствует свечение лампы «Охлаждение двигателя».

Затем начинают движение. Приводом ручной подачи топлива устанавливают частоту вращения коленчатого вала двигателя 800—1000 об/мин, подают звуковой сигнал и отпускают ручной тормоз. При этом гаснет световое табло «Отпусти ручной тормоз». Включив в зависимости от состояния грунта I, II замедленную или 11 передачи, трогают машину с места.

На весь период пробега в соответствии с инструкцией по эксплуатации включают инфракрасные приборы, нагнетатель, приборы освещения и стабилизации, вытяжные вентиляторы. Перед началом движения включают гирополукомпас ГПК-59, прогревают его (летом и в отапливаемых помещениях 10— 15, а зимой на открытом воздухе 20—25 мин) и разарретируют. В ходе пробега контролируют его функционирование и величину ухода гироскопа (за 30 мин не более 40 д. у.).

В течение всего пробега следят за показаниями контрольно-измерительный приборов (КИП). После пуска двигателя при минимальных оборотах коленчатого вала манометр системы смазки двигателя должен показать не менее 0,2 МПа (2 кгс/см2), а при температуре масла 85 °С и частоте вращения коленчатого вала 2200 об/ мин от 0,6 МПа (6 кгс/ см2) до 1,2 МПа (12 кгс/ см2), если же температура масла 55 °С, то его давление должно быть не более 1,3 МПа (13 кгс/см2). В системе смазки коробки передач давление масла при 1500—2600 об /мин составляет 0,15 МПа (1,5 кгс/ см2) — 0,35 МПа (3,5 кгс/ см2) и не менее 0,1 МПа (1 кгс/см2) при 800— 1000 об/мин. Температура охлаждающей жидкости и масла двигателя во время движения находится в пределах 80—100 °С. Вольтамперметр показывает зарядку.

На трассе проверяют работу коробки передач при разворотах машины на 360° в обе стороны с полной остановкой отстающей гусеницы на I, II и III передачах и без остановки на остальных. Коробка передач и бортовые передачи должны работать с равномерным шумом, без резких металлических ударов, стуков, дробных перекатов. Включение замедленной ступени проверяют на каждой передаче.

Надежность работы остановочных тормозов контролируют путем одного резкого торможения до полной остановки на I, II, III передачах и передаче заднего хода, а также при плавном торможении на IV и V передачах до полной остановки. Проверяют надежность торможения стояночным тормозом и работу пневмо дублирующих приборов главного фрикциона. Для этого включают I передачу, въезжают на «горку» и, не выключая главный фрикцион, нажимают педаль тормоза. Двигатель при этом должен остановиться. В течение минуты удерживают БМП остановочными тормозами, а затем затягивают стояночный тормоз и отпускают педаль.

После этого выжимают педаль главного фрикциона, открывают воздушный кран его привода и выключают передачу. Чтобы проконтролировать работу унифицированного сигнализатора давления, отпустив ручной тормоз, удерживают машину на «горке» остановочным в течение 5 мин. За это время давление в системе гидропривода снижается, и при его падении ниже 0,26 МПа (2,6 кгс/см2) срабатывает унифицированный сигнализатор давления. Машина должна оставаться на месте, а при неисправном унифицированном сигнализаторе давления скатиться с «горки».

Об исправности компрессора свидетельствуют показания штатного манометра при работающем двигателе. Автомат давления должен перевести компрессор на холостой ход при достижении давления воздуха в баллоне 13— 15 МПа (130—150 кгс/см2). Выброс конденсата производят, открывая кран. Давление воздуха в системе при этом не должно снижаться.

Для проверки функционирования стабилизатора закрывают люки корпуса машины, снимают со . стопора башню и пушку и включают тумблер «Привод» на пульте управления оператора (ПУ— О), Привод стабилизатора оставляют включенным на протяжении 4—5 км пробега. За это время производят по два поворота башни на 360° в каждую сторону и не менее 5 раз прокачивают пушку от упора до упора. Делают это в режимах «Авт.» и «Пав.» от обоих пультов. При выходе пушки за габарит’ машины должна загореться соответствующая сигнальная лампочка на щитке механика-водителя.

При проверке целеуказания сначала за счет разворота командирской башенки рассогласовывают оси визирования прицелов ВПК-2-42 • и ТКН-ЗБ на 30—90°, затем нажимают и удерживают кнопку целеуказания на рукоятке ТКН-ЗБ. Башня при этом должна на перебросочной скорости повернуться в сторону согласования осей визирования БПК-2-42 и ТКН-ЗБ и в этом положении остановиться.

Режим «Удержание» контролируют при включенном стабилизаторе и расстопорен-ном люке командира. Для этого поворачивают прибор ТКН-ЗБ в направлении движения машины и нажимают кнопку «У», которую удерживают не более 15 с. Следят, чтобы поле зрения прибора ТКН-ЗБ в горизонтальной плоскости находилось в направлении движения машины независимо от положения башни. Проверку проводят в режимах «Авт.» и «Пав.».

Для проверки средств связи устанавливают антенну и подсоединяют к аппаратам нагрудные переключатели со шлемофонами, переводят переключатель на аппарате А-1 в положение Р-123, включают тумблеры «Шкала» и «Питание», а ручку «Шумы» поворачивают вправо до упора. Расстояние между абонентами при этом должно быть 10— 13 км, количество радиограмм 20, коэффициент смысловой разборчивости которых должен быть не менее 98%. Далее устанавливают переключатель на А-1 в положение ВС и при подключенных нагрудных переключателях со шлемофонами с каждого аппарата передают телефонограммы из 7—10 слов. Коэффициент смысловой разборчивости не менее 90%.

Термодымовую аппаратуру проверяют двукратным включением тумблера ТДА на 2 мин с перерывом не менее 3 мин. Делают это во время движения машины по ровному участку на IV передаче при частоте вращения коленчатого вала двигателя 2000— 2400 об/мин и температуре охлаждающей жидкости не менее 90 °С. Длина непросматриваемой части дымовой завесы должна составлять 100—150 м, а ее стойкость не менее 1 мин.

Работоспособность системы коллективной защиты проверяют ручным включением, для чего при работающем двигателе 1300±50 об/мин, взведенных клапанах вытяжных вентиляторов, закрытом клапане ФПТ, включенных стабилизаторе и тумблере «Спуски» нажимают на кнопку ПАЗ на щитке механика-водителя. Двигатель при этом должен остановиться, закроются жалюзи и выхлопные заслонки, откроется клапан ФПТ (загорится сигнальная лампа на щитке механика-водителя), закроются клапаны вытяжных вентиляторов. Стабилизатор отключится (погаснут лампы ВН, ГП, «Пав.» на пультах управления оператора и командира), отключаются цепи питания спусков.

Вновь взводят все исполнительные механизмы и нажимают на кнопки спусков пушки. При этом должен включиться вытяжной вентилятор башни. Пускают двигатель и нажимают на кнопки «Р» и «ОВ» на щитке механика-водителя. При этом откроется клапан фильтра ФПТ (загорятся лампы «Открыть» «Клапан ФПТ»), закроются клапаны и отключатся вытяжные вентиляторы в десантном отделении и в башне, заслонка в десантном отделении останется открытой. Прекращают движение. При выключенной передаче выжимают до упора педаль подачи топлива. Частота вращения коленчатого вала двигателя не должна превышать 2900 об/мин.

Работу коробки дорожной сигнализации КДС-2С проверяют на протяжении всего пробега в режиме большого света. При этом переключатель «Все — задние» устанавливают в положение «Все». При нажатии педали тормоза передние и средние габаритные фонари должны гореть, а задние фонари и контрольная лампа на пульте управления КДС-2С мигать. После включения тумблера «Влево — вправо» в положение «Вправо» правые габаритные фонари и контрольная лампа на ПУ КДС-2С должны мигать, а остальные — гореть. Поставив переключатель в положение «Влево», проверку повторяют.

Пробег прекращают досрочно, когда давление масла в системах смазки падает ниже допустимого, быстро и чрезмерно нагреваются отдельные узлы и механизмы, ощущаются резкие металлические удары, стуки, дробные перекаты при работе узлов машины, появляются течи. Устранив причины, вызвавшие эти отклонения, возобновляют пробег.

После проведения пробеговых испытаний производят осмотр машины, в ходе которого особое внимание обращают на состояние уплотнения в узлах ходовой части и моторно-трансмиссионной группы, на надежность крепления приборов БПК-2-42, ШЗ-З и погонов башни. Кроме того, убеждаются в том, что нет зазоров между обоймой и резиновым амортизатором задней опоры двигателя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: