ПРОБЛЕМАТИЧНОЕ НАЧАЛО И ДРАМАТИЧЕСКИЙ КОНЕЦ РАЗРАБОТКИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ H1

Из общего комплекса работ по созданию научно-технической и промышленной базы ракетостроения следует выделить результаты работ по вышеуказанным темам.

По теме Н61 была разработана экспериментальная ракета Р63А, ставшая последней в ряду ракет, созданных в СССР на базе А64. Путём модернизации конструкции и форсирования двигателя по тяге до 44 тс удалось обеспечить расчётную дальность полёта Р6ЗА до 1200 км, что создавало возможность наносить ракетный удар по большинству баз НАТО, расположенных как вдоль границ СССР, так и в глубине Европы. Это обстоятельство послужило основанием для принятия правительственного решения разработать на базе экспериментальной ракеты Р63А боевую ракету Р65, тем более, что к этому времени СССР стал обладателем атомной бомбы, появление которой коренным образом изменило политическое положение в мире. Для превращения ядерного заряда в стратегическое оружие нужен был носитель, и этим первым в СССР носителем ядерного заряда стала ракета Р65М (вариант ракеты Р65 повышенной надёжности). В 1956 г. ракета Р65М с ядерным боезарядом была принята на вооружение.

Главным направлением работ по теме Н62 было определение области применения ракетных топлив, содержащих в качестве окислителя жидкий кислород или азотную кислоту. Проведённые в ОКБ61 под руководством В.П. Мишина расчёты показывали, что азотнокислотное топливо пригодно для использования в ракетах дальностью 3500…4000 км, для обеспечения большей дальности нужно применять только жидкий кислород. Результаты расчётов других исследователей, в том числе в НИИ638 и НИИ64 МО,показывали возможность создания межконтинентальных баллистических ракет с применением и высококипящего топлива. Эту концепцию поддерживал М.К. Янгель, который в 1950-1954 гг. работал в НИИ638, а в июле 1954 г. получил назначение возглавить вновь созданное ракетное ОКБ6586 в Днепропетровске. Во время работы главным конструктором этого ОКБ Янгель создал научно-ттехническую школу разработки баллистических ракет среднего и дальнего действия на высококипящем долгохранимом топливе. В то же время необходимо отметить, что принимая во внимание постоянные требования военных, ОКБ61 разработало ракету Р61 1 дальностью полёта 270 км, работающую на высококипящем топливе азотная кислота и керосин с двигателем, разработанным под руководством A.M. Исаева. Эта ракета использовалась как для наземного базирования, так и в варианте Р611ФМ для пусков с подводных лодок. Это была первая ракета в ряду ракет морского базирования. И все они имели высококипящее топливо, т.к. ракеты с жидким кислородом для размещения на подводных лодках непригодны. Создание семейства ракет Р611 стало единственным случаем использования ОКБ61, руководимом Королёвым, высококипящего топлива.

Решение задач, изложенных в теме Н63, нацеливало наших разработчиков ракет дальнего действия на создание ракетного вооружения, способно доставить ядерный боезаряд на территорию США. Для европейского театра военных действий предназначалась находящаяся тогда ещё в разработке ракета Р63. Полученные первые обнадёживающие результаты работ по теме Н63 позволяли поставить более конкретную задачу, изложенную в Постановлении СМ СССР от 13.02.53 г.

По сути целью указанной в Постановлении НИР являлась разработка эскизного проекта (ЭП) межконтинентальной баллистической ракеты (МБРР). В процессе выполнения работ по этой теме в октябре 1953 г. вышло правительственное решение об увеличении массы головной части с 3,0 т до 5,5 т.

Для реализации такого изменения технического задания необходимо было внести корректировку в разрабатываемый проект раб кеты, особенно серьёзным изменениям подвергались двигатели. После проработки в ОКБ6456 Глушко в январе 1954 г. на совещании главных конструкторов предложил вместо ранее планирующих ся однокамерных двигателей использовать четырёхкамерные, что позволит не только уменьшить вертикальный размер и массу двигателя, использовать имеющееся технологическое оборудование, но и применить более мобильную программу экспериментальной отработки для повышения тяги и, особенно, удельного импульса. Предложение было принято, и двигатели получили вид, известный теперь всему миру.

Созданный при выполнении работ по теме Н63 научно-технический задел позволил достаточно быстро вести работы по теме Т61 и к февралю 1954 г. были определены и согласованы с непосредственными участниками работ ключевые этапы отработки будущей МБР, что послужило основанием для выпуска 20.05.54 г. Постановления о разработке ракеты дальнего действия, получившей обозначение Р67. Детализируя принятое решение о разработке Р67, 26.06.54 г. вышло Постановление О плане НИР по специальным изделиям, в котором излагалось содержание, порядок проведения и сроки выполнения работ по созданию ракеты Р67.

Выполненные работы потемеТ61 в июле 1954 г. были оформлены в виде эскизного проекта (ЭП) и представлены к защите. Экспертная комиссия во главе с академиком М.В. Келдышем рассмотрела ЭП, выдала ряд замечаний и при условии их устранения рекомендовала его к утверждению. 20 ноября 1954 г. эскизный проект ракеты Р67 был одобрен СМ СССР.

Эскизный проект предусматривал выполнение большого объёма работ. Помня о печальном опыте метода лихой кавалерийской атаки при попытке разработать ракету Р63, на этот раз работы строились с использованием наступления широким фронтом планировалось дополнительно к уже имеющимся результатам различных исследований проведение теоретических и экспериментальных работ по 27 научно-техническим направлениям, в которых принимают участие более сотни научных организаций и промышленных предприятий. Предусматривалось также изготовление на базе раб кеты Р65М двух экспериментальных ракет: Р6Д5РД для отработки различных ракетных систем и Р65Р для испытания системы радиоуправления. Все расчётные и экспериментальные исследования, включая пуски экспериментальных ракет, должны были завершиться до начала лётных испытаний Р67.

Наиболее длительная и трудоёмкая из всех ракетных систем разработка двигателей, получивших обозначение РД6107 (первая ступень, тяга на земле 83 тс) и РД6108 (вторая ступень, тяга в пустоте 96 тс), началась уже в 1953 г., задолго до утверждения ЭП. Опыта создания таких двигателей не было, это была первая отечественная конструкция двигателей для ракеты дальнего действия и в неё вошли конструкторские решения как разработанные нашими специалистами в 306с 6406с годах, так и заимствованные из двигателя ракеты А64. Отработка велась в последовательном выполнении этапов от простого к сложному, начиная с автономной отработки конструкции отдельных агрегатов с последующей проверкой их функционирования и работоспособности в составе двигателей. При отработке работы двигателей на основном режиме пришлось изб рядно потрудиться, чтобы обеспечить стабильные характеристики устойчивости. Надо отметить, что кислородно-керосиновое-топливо весьма склонно к неустойчивому горению, особенно при высоких давлениях и больших поперечных размерах камер ЖРД. В связи с этим отработка устойчивого горения потребовала проведения многочисленных огневых испытаний, при этом отдельные экземпляры двигателей неоднократно подвергались испытаниям. Но это не было методикой отработки, для экономии количества используемой экспериментальной матчасти, некоторые двигатели, успешно прошедшие испытания, после визуального контроля их состояния и замены одноразовых элементов, повторно направлялись на испытания по изменённой программе пуска.

В те годы не использовали определение величины надёжности ракетных систем и ракет в целом в численном выражении, оперировали процентными показателями успешных пусков. Приводя статистику стендовых испытаний двигателей, особо отмечали количество двигателей, успешно прошедших неоднократные пуски. Следует особо подчеркнуть, что исключительно высокая как фактическая, так и расчётная надёжность двигателей РД6107 и РД6108, находящихся в эксплуатации боб лее 55 лет и выведших в космос около 1800 экземпляров ракет

Двигатель первой ступени РД-107 типа Р67, была заложена и обеспечена тщательной наземной отработкой при их стендовых автономных испытаниях и в составе ступеней ракеты. Эти испытания стали завершающим этапом наземной отработки. Вначале были проведены холодные испытания одиночныхх боковых и центрального блоков ракеты, при которых отрабатывалась заправка и подпитка баков жидким кислородом, определялись температурные режимы в баках, топливных магистралях для уточнения циклограммы запуска двигателей в составе ступени. Далее последовало проведение стендовых огневых испытаний одиночных блоков и всей ракеты в целом с целью проверки совместной работы на запуске и номинальном режиме маршевых двигателей и рулевых камер, определения вибрационных нагрузок на элементы конструкции, эффективности бортовой аппаратуры управления режимов работы двигателей. В период с августа по декабрь 1956 г. на стендовой базе вблизи Загорска (ныне Сергиев Посад) прошли испытания в составе ступеней 5 боковых и с декабря 1956 г. по январь 1957 г. 3 центральных двигательных блоков. Успешное их завершение позволяло перейти к намеченному программой наземной отработки проведению стендовых огневых испытаний всего пакета из пяти двигательных блоков. Эти испытания потенциально представляли большую опасность в связи с нахождением на стенде большого количества ракетного топлива. Таких испытаний нигде и никогда не проводилось. Состоялось специальное совещание главных конструкторов, на котором обсуждались результаты отработки всех ракетных систем с учётом проведённых лётных испытаний ракет: трёх пусков ракет Р65Р в 1956 г. и десяти пусков ракет Р65РД в период с февраля по август 1956 г. На совещании было принято решение разрешить пуски пакета и они успешно прошли 20 февраля и 30 марта 1957 г. Путь к началу официальных лётных испытаний ракеты Р67 был открыт. В моём преставлении именно тогда, по итогам проведенного всего комплекса наземной отработки у Глушко сформировалась концепция, которую я услышал от него и записал в блокнот в середине 60 х годов: В ракетной технике всё, что можно, должно быть отработано на земле .

В заключение этой части изложения отработки двигателей следует отметить, что для контроля правильности сборки и исключения попадания деталей с не выявленными контролем производственный ми дефектами приёмо6:даточная методика предусматривала перед поставкой каждого двигателя в товар проведение огневого контрольно-технического испытания (КТИ) с последующей заменой элементов одноразового использования. Пригодность партии двигателей проверялась и подтверждалась проведением ресурсного испытания (КВИ).

Начало лётно-конструкторской отработки ракеты Р67 было положено проведением 10 апреля 1957 г. первого заседания Государственной комиссии по проведению лётных испытаний во главе с председателем ВПК В.М. Рябчиковым (состав комиссии утверждён СМ СССР 31 августа 1956 г.). Технический руководитель Госкомиссии СП. Королёв доложил результаты отработки ракетных систем при наземных автономных стендовых испытаниях и при проведении пусков экспериментальных ракет Р65Р и Р65РД. Особое внимание докладчик обратил на положительные результаты стендовых огневых испытаний как единичных блоков, так и ракеты в целом. В докладе также были изложены цели и задачи предстоящей лётной отработки ракеты. По результатам доклада Королёва и выступлений главных конструкторов ракетных систем Госкомиссия приняла решение приступить к поведению лётных испытаний.

Лётные испытания ракет Р67 начались в мае 1957 г. Пуск первой ракеты состоялся 15 мая и завершился аварийным отключением одного из боковых блоков из-за возникновения пожара на 98си секунд де полёта в хвостовом отсеке вследствие негерметичности в стыке одной из магистралей горючего. Хотя формально пуск был аварийный, но он позволил проверить правильность функционирования всех наземных и бортовых систем, подтвердил нормальную работу двигателей на запуске и номинальном режиме. Королёв оптимисты чески оценил результаты первого пуска новой ракеты: Со старта ушла отлично. Ракета летать будет!.

Второй пуск, намеченный на 1 1 июня, не состоялся из-за выявленной го уже на стартовом сооружении производственного дефекта в двигателе центрального блока.

Третий пуск был произведён 12 ■^■И июля, на 336Й секунде полёта произошло аварийное отключение изба потери управляемости ракеты.

Стартовавшая 21 августа четвёртая ракета Р67 успешно выполнила полётное задание достигла заданного района падения на Камчатке, однако головная часть разрушилась при входе в плотные слои атмосферы. Такой результат сочли за техническую частность, главное 6 полёт состоялся. Об этом событии 27 августа 1957 г. было сделано достаточно подробное официальное сообщение ТАСС, напечатан во всех крупных газетах СССР.

Случилось так, что сообщение о выдающемся научно-технический достижении СССР не получило общественного резонанса. Широкое слои населения практически не поняли значения этого События. А вот политические круги США, для кого главным образом и предназначалось это сообщение, вначале отнеслись к нему с недоверием. Сочли, что это очередной политический трюк Хрущёва, а ещё больше потому, что уж очень не хотелось им, чтобы сообщение соответствовало действительности и у Советов появилось ядерное вооружение межконтинентальной дальности. В таком случае это был второй, ещё более ощутимый удар по стратегии холодной войны 6 в 1949 г. США лишились монополии на обладание атомной бомбой и вот теперь, с появлением межконтинентальной ракеты, США навсегда потеряли свою географическую неуязвимость.

Следующий пуск ракеты Р67 состоялся в том же конструкторском исполнении 7 сентября 1957 г. Результат этого пуска полное повторение предыдущего: обе ступени ракеты отработали без замечаний, головная часть с макетом ядерного заряда опять разрушилась в плотных слоях атмосферы. Проявление одинакового дефекта при двух последовательно проведённых испытаниях нельзя было отнести к категории случайных. И хотя аварийная ситуация редко воспринимается в качестве положительного результата, в данном случае это был результат контрольной проверки работоспособность конструкции головной части в натурных условиях, имитировать которые при наземной отработке не представляется возможным. Собственно, именно для этого и проводятся лётные испытания ракетных систем.

После четвёртого пуска проведение летных испытаний было временно прервано. Полученные результаты требовали принятия решения по изменению конструкции головной части для обеспечения достижения ею земной поверхности. Для этого требовалось, во первых, время, во вторых, опять же время, время для разработки новой, более надёжной конструкции, изготовления изменённой головной части и последующей проверки её работоспособности при проведении лётных испытаний. Это, казалось бы, рядовая пауза в реализации программы лётной отработки боевых ракет, стала знаковой вехой в развитии мировой космонавтики.

Сложившаяся ситуация хорошо характеризуется народной мудб ростью: Нет худа без добра. В данном случае добром стали полоб жительные результаты работы обеих ступеней ракеты. В сложившейб ся обстановке Королёв предложил не пассивно ожидать изготовлеб ния новых головных частей, а использовать это время для запуска исб кусственного спутника Земли. За время же, необходимое для изготовб ления новых головных частей, промышленность восполнит изъятые из военной программы ракеты, что позволит вести дальнейшие лётные испытания в соответствии с графиком, скорректированным после двух фактически неудачных пусков ракет Р67 изба разрушения головб ных частей. Такое рациональное использование вынужденной паузы в проведении лётных испытаний существенно приблизит сроки вывеб дения в околоземное космическое пространство рукотворного спутб ника Земли и гарантированно даст возможность обогнать рвущихся в космос американов (любимое словечко Королёва).

Это предложение родилось не на пустом месте, ему предшестб вовала длительная и обстоятельная подготовительная работа. Суб ществует общепринятое мнение, что американцы умеют считать деньги. У нас же в ту пору в условиях послевоенного восстановлеб ния разрушенного народного хозяйства энтузиастам космических полётов для реализации их сокровенных планов считать вообще быб ло нечего. Однако государственная программа создания боевых ракет дальнего действия создавала возможность использовать эти ракеты и в научных целях.

Став главным конструктором первой в СССР ракеты дальнего действия, СП. Королёв не мог пройти мимо возможности создания на её базе геофизической ракеты для запуска научной аппаратуры в верхние слои атмосферы. Вместе с ростом дальности полёта и увелиб чением массы головной части боевых ракет соответственно увеличиб валась высота и масса забрасываемых геофизическими ракетами полезных нагрузок. Так с появлением первых же боевых ракет дальб него действия нашёл практическое применение принцип конверсии военной техники, хотя в то время этот термин не использовался.

Каждый тип боевой ракеты, разрабатываемый под руководством Королёва, вначале в отделе № 3 СКВ НИИ638, а затем в ОКБ61, имел свой научнобгехнический аналог. Работы по запуску геофизических ракет координировались специально созданной комиссией под председательством Президента АН СССР СИ. Вавилова.

В соответствии с Постановлениб ем СМ СССР от 30 декабря 1949 г. на базе ракеты Р61 были разработаб ны геофизические ракеты Р61А, Р616, Р61В, Р61Д и Р61Е. Эти ракеты нахоб дились в эксплуатации с мая 1950 г. до июня 1956 г. и использовались для изучения параметров верхних слоев атмосферы, а также для запуска поб допытных животных. Так, 22.07.51 г. впервые на ракете Р61В состоялся успешный полёт с возвращением на землю в специальном герметичном контейнере двух собак 6 Дезика и Цыгана.

Геофизические ракеты Р62А обеспечивали подъём на высоту до 210 км контейнера с научной аппаратурой массой более 260 кг. В период с 1957 по 1960 гг. было пущено 13 ракет Р62А, 11 запусков прошли успешно. Пуски этих ракет проводились в соответствии с программой научных исследований в интересах АН СССР.

Создание геофизических ракет на базе боевых было продолб жено и после разработки ракеты Р65. Таких ракет было создано три разновидности: Р65А, Р5Б и Р65В. В процессе пусков этих ракет поб водились научные исследования в атмосфере и ближайшем околоб земном космическом пространстве. При пуске одной из ракет Р65А, который состоялся 21.02.58 г., был установлен мировой рекорд высоб ты подъёма для одноступенчатых ракет бдостигнута высота 473 км с полезной нагрузкой 1520 кг, при этом 1350 кг было возвращено на землю. Выбранная система спасения груза на парашюте впоследб ствии широко использовалась в отечественной космической технике.

Не маловажно отметить, что в процессе пусков геофизических ракет параллельно с проведением научных исследований отрабатыволась конструкция отдельных фрагментов различных ракетных систем в плане дальнейшего их использования в космических носиб телях и аппаратах. Но это были ещё дальние подступы к созданию как самой космической ракеты, так и искусственного спутника Земб ли, в начале беспилотного, а затем пилотируемого, с возвращением космонавтов на землю. Эта практическая часть работы выполняб лась под руководством СП. Королёва с участием ряда главных конструкторов ракетных систем.

Решением теоретических вопросов космического полёта в эти годы занимался ряд энтузиастов космической техники, наибольший же вклад в решение научнобтрактических вопросов создания и поб лёта искусственного спутника Земли внёс М.К. Тихонравов, поэтому сосредоточим внимание на его работах. Он с первых лет отечестб венного промышленного ракетостроения занимался проектносгеоб ретическим обоснованием возможности использовать уже имеющуб юся ракетную технику для осуществления полёта в космическое пространство. В конце 1945 г. Тихонравов вместе с группой научных работников НИИ61 (бывшие сотрудники РНИИ 6НИИ63) предлагает использовать немецкую ракету А64 для запуска 2сх человек на высоб ту до 200 км. Проект получил наименование ВР61 90. Для разработб ки реального технического проекта группу авторов этой идеи во глаб ве с Тихонравовым в 1946 г. перевели из НИИ61 в НИИ64 Академии артиллерийских наук (ААН). Однако выполнить этот проект не удаб лось, и Тихонравов в 1947 г увлёкся идеей создания составных раб кет. Работая в этом направлении, он генерирует идею создания проб екта связки ракет, вошедшего в историю отечественной ракетной техники под наименованием ракетный пакетТихонравова. Втехниб ческом отношении ракетный пакет представлял собой компоновку из нескольких одинаковых жидкостных ракет, уже находящихся в эксплуатации. В пакете ракеты расположены параллельно и имеют между собой механические и гидравлические связи. На старте все двигатели пакета ракет запускаются одновременно, их питание топб ливом осуществляется из баков одб ной ракеты. В полёте, после израсб ходования топлива эта ракета отбб расывается в сторону, двигатели осб тальных ракет продолжают получать топливо из баков второй ракеты. И так далее, пока не останется одна ракета, которая и доставит груз в расчётную точку.

Учитывая место работы Тихонб равова 6НИИ64 ААН, а также темаб тическую направленность работ института на создание ракетного вооружения, идея проекта ракетноб го пакета была изложена Тихонраб вовым в феврале 1948 г. на НТС НИИ64 в докладе, озаглавленном Пути повышения предельной дальб ности стрельбы баллистическими ракетами дальнего действия на жидком топливе. Участники НТС весьма скептически восприняли идею пакета, большие сомнения вызвала возможность технического выполнения гидравлической связи нескольких ракет. Тем не менее, начальник НИИ64 генерал А.И. Нестеренко убедил президента ААН академика А.А. Благонб равова включить доклад Тихонравова в повестку очередной сессии академии.

На сессии ААН, состоявшейся в июле 1948 г., Тихонравов сдеб лал доклад о применении ракетного пакета, несколько изменив перб воначальное название: Пути осуществления больших дальностей стрельбы ракетами. Доминантой доклада было утверждение, что предлагаемая по пакетной схеме компоновка ракет позволяет уже в настоящее время обеспечить достижения практически любой дальности полёта. На сессии ААН присутствовали, в основном, проб фессиональные артиллеристы, у которых содержание и выводы докб лада не вызвали большого интереса, чего нельзя сказать об участб вующих в работе сессии членах Академии артиллерийских наук

СЛ. Королёве и Ю.А. Победоносцеве. После окончания сессии Коб ролёв подробно ознакомился с результатами исследований группы Тихонравова и в 1949 г. направил в НИИ64 техническое задание на выполнение договорной работы Исследование возможностей и цеб лесообразности создания ракет дальнего действия типа пакет. Паб раллельно Королёв заключил договор на выполнение исследоваб тельской работы Баллистические возможности составных ракет с институтом математики им. В.А. Стеклова. Выполнение этой работы в институте было поручено группе сотрудников во главе с академиб ком М.В. Келдышем.

Первые результаты исследований, полученные в ходе выполнеб ния договорной работы с НИИ64, были изложены в докладе Ракетб ные пакеты и перспективы их развития, сделанном Тихонравовым в марте 1950 г. на научнобтехнической конференции НИИ64. Сроки проведения конференции совпали с работой комиссии инспекции Минобороны, проверяющей научнобгехническую деятельность НИИ64. Комиссию возглавлял генерал П.П. Чечулин, в её состав вхоб дили СЛ. Королёв и В.П. Мишин Из доклада Тихонравова следоваб ло, что применение пакетной схемы с использованием уже имеюб щихся в СССР боевых ракет обеспечивается не только межконтиб нентальная дальность полёта, но и выведение на околоземную косб мическую орбиту рукотворного спутника Земли, включая пилотируб емый вариант.

Неожиданно для авторов доклада его выводы вызвали резкую критику со стороны ряда членов НТС НИИ64. Их выступления носиб ли саркастический характер, высказывалось прямое недоверие, Тиб хонравова и членов его группы называли наивными прожектёрами, а их деятельность бненаучной фантастикой. Были и более крепкие эпитеты. Общий тон критическому отношению к работе группы Тиб хонравова задал председатель проверяющей комиссии генерал Чеб чулин. Главным объектом его критики явились исследования в обласб ти запуска искусственного спутника Земли как не только несвоевреб менные, но и ненужные, так как отвлекают от раб бот по основному направлению тематики НИИ64 6 созданию ракетного вооружения дальнего действия. Это было не только частное мнение одб ного человека, в выступлении генерала Чечулина была озвучена позиция большинства начальствуб ющего состава Вооружённых Сил. Так практичесб ки на начальном этапе развития ракетостроения проявился философский закон единства и борьбы противоположностей.

Присутствующие на конференции в качестве членов комиссии Королёв и Мишин промолчали. В обстановке общей критики космиб ческой части доклада Королёв не счёл возможным вмешиваться во внутренние дела института из другого министерства, а Мишин, как выяснилось позднее, был противником проведения работ по создаб нию искусственного спутника Земли.

Критика результатов работы группы Тихонравова имела серьб ёзные последствия. Дальнейшее проведение работ по искусственбному спутнику Земли в НИИ64 было запрещено, Тихонравова смесб тили с должности заместителя начальника института и назначили консультантом, через некоторое время начальник НИИ64 генерал А.И. Нестеренко был переведён на другое место службы, начальниб ком института назначили генерала П.П. Чечулина.

Однако работы в НИИ64 по договору с ОКБ61 продолжались, от конструктивно сложной схемы полёта с гидравлической связью отказались, связка ракет с механическим соединением получила название простейший пакет. К такому же виду компоновки ракет пришла и группа под руководством Келдыша в Институте математиб ки. Постепенно от идеи связки уже существующих ракет перешли к исследованиям создания многоступенчатых ракет с продольным (тиб па пакет) или поперечным (тандем) разделением ступеней. Несмотб ря на запрет, члены бывшей группы Тихонравова в инициативном порядке, без включения в план и официального информирования своего непосредственного начальства, продолжали работать по проблеме запуска искусственного спутника Земли.

В 1953 г. Тихонравов провёл сравнительный анализ возможб ностей запуска искусственных спутников Земли в СССР и США. Результаты анализа для наглядности оформил в виде двух альбоб мов, в которых убедительно показывал, что обе конкурирующие страны в ближайшие годы имеют возможность осуществить эту космическую операцию. Быть ли СССР первым бзависит от интенб сивности работ в этом направлении. Эти альбомы Тихонравов деб монстрировал руководителям различных государственных струкб тур и командованию Вооружённых Сил СССР. В результате такой наглядной агитации начальство НИИ64 (генералы А.И. Соколов и Г.А. Тюлин) в начале 1956 г. приняли решение включить в тематиб ческий план института НИР № 72 Исследования по вопросу созб дания искусственного спутника Земли. Руководителем назначили Тихонравова. В процессе выполнения темы планировалось опреб делить и исследовать проблемы при создании спутника и наметить пути их решения. Работы по теме завершились выпуском Предлоб жений о возможности и необходимости создания искусственного спутника Земли, с которыми ознакомился и одобрил Королёв. По его предложению Тихонравов подготовил докладную записку Об искусственных спутниках Земли для представления её в Правиб тельство СССР.

Докладная записка после согласования её содержания в ОКБ61 и рассмотрения на Президиуме АН СССР в мае 1954 г. была направлена Королёвым в Оборонный отдел ЦК партии и министру оборонной промышленности Д.Ф. Устинову. Поддержки от партийных и государственных структур Королёв не получил, сочли, что работы по созданию спутника не своевременны, т.к. будут отвлекать от решения главб ной задачи бсоздания боевой межконтинентальной ракеты.

Оценив отказ как недопонимание международного значения приоритета запуска спутника, Королёв 16 июня 1955 г. направляет в те же адреса новую докладную записку, в которой среди ряда доб водов в пользу необходимости ускорения работ, связанных с запусб ком спутника, приводит такой: Создание искусственного спутника Земли будет иметь огромное политическое значение как свидетельб ство высокого уровня развития нашей техники. И снова недопониб мание.

Для Королёва было характерно добиваться принятия пробиваб емого им решения методом штурма. Поскольку в данном случае все его, казалось бы, хорошо аргументированные попытки превраб тить в реальность многовековую мечту выведения в космос рукотб ворного аппарата разбивались о неверие в возможность совершеб ния такого чуда в ближайшие 263 года, Королёв решил изменить свою тактику и перейти к осаде. Посчитав, что его предложения не принимаются всерьёз не только избза непонимания их значимости, но и избза недостаточного авторитета в высших партийных и госудаб рственных кругах предлагающего, т.е. самого Королёва (напомним, что к середине 1955 г. на вооружении Советской Армии имелись разработанные Королёвым ракеты Р61 и Р62, которые по оценкам военных практически не изменили соотношения боевого потенциаб ла Вооружённых Сил СССР и противостоящих им войскам НАТО. А Золотую звезду Героя Социалистического труда за создание ракеб ты стратегического назначения Р65М Королёв получил позднее изб лагаемых событий, 20 апреля 1956 г.). Недостаток своего личного авторитета Королёв решил усилить авторитетом АН СССР. На приб зыв Королёва к членам академии подключиться к разработке прогб рамм научных исследований с помощью искусственного спутника Земли (ИСЗ) первым откликнулся М.В. Келдыш, уже знакомый Короб леву по работам над ракетным пакетом.

Обращение Королёва к академикам и отклик Келдыша сыграб ли решающую роль в развитии последующих событий. Келдыш полб ностью разделял позиции Королёва о необходимости ускорения раб бот по запуску ИСЗ и поддержал его предложение подключить акаб демическую науку к решению этой проблемы. Он хорошо ориентиб ровался в академической среде, и это помогло ему в период с деб кабря 1955 г. по март 1956 г. путём личных встреч, проведения совеб щаний и выступлений на конференциях заинтересовать видных учёб ных в проведении космических исследований. Келдыш сумел убедиб тельно показать, насколько расширяется возможность научных исб следований при выводе приборов и аппаратуры в космическое пространство, за пределы земной атмосферы. Активная поддержка запуска ИСЗ видными академиками стала одним из решающих поб ложительных факторов.

Следует заметить, что заинтересованность академической науб ки в запуске ИСЗ несколько сместило акценты доводов в предложеб ниях Королёва. Если он концентрировал внимание руководителей страны на международной демонстрации достижений советской наб уки и техники, способствующих созданию космической ракеты и обеспечивающим этим для страны приоритет в выходе в космос и обещающих дальнейшее развитие космонавтики, не приводя полуб чения при этом конкретных военных, научных и экономических дивиб лендов уже в ближайшее время, то академики показывали, какие уникальные результаты научных исследований, проведение которых невозможно в земных условиях, могут быть получены от приборов, вынесенных в космическое пространство и как это продвинет совеб тскую фундаментальную науку. Такие аргументы, приводимые выдаб ющимися советскими учёными, не могли остаться без внимания.

30 января 1956 г. было принято правительственное Постановб ление № 149638, которым предусматривалось создание в 19576 1958 гг. и выведение на околоземную орбиту ИСЗ (объект Д) масб сой 1000… 1400 кг с аппаратурой для научных исследований масб сой 200…300 кг. В Постановлении были определены и ответственб ные за его реализацию: научное руководство и обеспечение апб паратурой 6АН СССР, решение всех технических вопросов бсоотб ветствующие промышленные министерства СССР, проведение пусков бМинобороны СССР.

Ведущая роль Келдыша в продвижении решения о запуске ИСЗ получила соответствующую оценку, его назначили руководиб телем Научнобгехнического Совета по координации деятельности НИИ и КБ по созданию первого ИСЗ. Келдыш приобрёл широкую известность и авторитет как в академических кругах, так и в высших партийнобосударственных структурах и в 1960 г. его избрали вицеб президентом, а в 1961 г., после полёта Ю.А. Гагарина, бПрезиденб том АН СССР.

Получив в январе 1956 г. столь долгожданное правительственб ное решение, ОКБ61 приступило к разработке эскизного проекта объекта Д и к концу 1956 г. успешно завершило эту работу. В сенб тябре 1956 г. эскизный проект был рассмотрен Спецкомитетом при Совмине СССР. Но не все участники работ по Постановлению от 30 января 1956 г. работали столь же активно и успешно. К концу гоб да стало ясно, что назначенные сроки разработки и изготовления научнобюследовательской аппаратуры срываются и к указанному в Постановлении сроку до начала Геофизического года в июле 1957 г. 6 вывести на орбиту спутник с научной аппаратурой не удастся.

Свою обеспокоенность срывом намеченных сроков запуска ИСЗ и необходимость проведения дополнительных мероприятий для успешного запуска Королёв изложил в докладной записке, направб ленной в начале 1957 г. правительству СССР: Предложения о перб вых запусках искусственных спутников Земли до начала Междунаб родного геофизического года.

д.

Вместе с тем в США ведётся интенсивная подготовка к запуску искусственного спутника.

]

Далее в докладной записке выражалась просьба поручить проб мышленным министерствам с участием АН СССР подготовить две ракеты, пригодных для запуска спутника, организовать авторитетб ную Координационную межведомственную комиссию для руководб ства всеми работами по запуску спутников в СССР, провести необб ходимые мероприятия для создания на территории СССР системы наблюдения за полётами искусственных спутников Земли.

Учитывая объективные обстоятельства с задержкой изготовлеб ния приборов, правительство было вынуждено установить новый срок запуска объекта Д бапрель 1958 г. Перенос срока позволял создать необходимое научное оборудование и изготовить объект Д, но одновременно создавалась возможность для наших америкаб неких конкурентов первыми в истории человечества вывести на косб мическую орбиту рукотворный спутник Земли или, как его наб зывали американцы 6сателлит. С таким положением дел Короб лев не мог согласиться и он внёс предложение вместо запаздыб вавшего по срокам изготовлеб ния объекта Д в авральном режиме работы создать спутник простейшей конструкции, имеб ющий на борту только короткоб волновый радиопередатчик и блок его электропитания. В этом случае такой простейший спутб ник, (получивший в дальнейшем наименование ПС) может быть изготовлен и его запуск осущесб твлён в намеченные ранее сроб ки бапрель 1957 г. Это предлоб жение было одобрено и 15 февб раля 1957 г. вышло Постановб ление О мероприятиях по проб ведению Международного геоб физического года, которым предусматривался запуск ПС после двух успешных пусков Р67.

Политический лидер страб ны, а именно к нему в конечном итоге попало предложение Коб ролёва, на тот момент не понибмал исторического значения приоритета запуска спутника и индифеб рентно прореагировал на предложение ускорить проведение этого пуска. Хорошо ещё, что не отказал! Н.С Хрущёв не возразил против проведения рокировки двух ракет, но своё согласие оговорил полуб чением согласия военных. Военные, хотя и отрицательно относились к причудам Королёва, Келдыша и других главных конструкторов и учёных, но в данной ситуации, получив твёрдое заверение не наруб шить график проведения лётных испытаний, возражать не стали. Так, при полном безразличии военнобтолитической верхушки страны к работам в области космической техники, произошло историческое событие, разделившее историю человеческого общества на две часб ти бдо и после запуска рукотворного спутника Земли, а день 4 октябб ря 1957 г. стал исторической вехой для начала отсчёта космической эры в жизни человечества.

Об этом историческом событии мировая общественность узнаб ла из Сообщения ТАСС о запуске первого искусственного спутниб ка Земли’от 5 октября 1957 г. Текст Сообщения ТАСС… насыщен многочисленными техническими сведениями о конструкции спутниб ка, параметрах траектории его полёта, а также множеством другой научнобгехнической информации. Чувствуется, что к составлению текста приложили руку специалисты ОКБ61 и НИИ638. Но не в идеб ологическом же отделе ЦК составлять такой документ, хотя не обошлось и без участия специалистов этого отдела. Поскольку Соб общение ТАСС… довольно объёмистое, приведём из него нескольб ко фрагментов, содержащих историческую информацию для широб ких слоев населения: В течение ряда лет в Советском Союзе ведутб ся научнобкеледовательские и опытно&онструкторские работы по создания искусственного спутника Земли. Как уже сообщалось в пеб чати, первые пуски спутников в СССР были намечены к осуществлеб нию в соответствии с программой научных исследований Междунаб родного геофизического года.

[…] Успешным запуском первого созданного человеком спутниб ка Земли вносится крупнейший вклад в сокровищницу мировой науб ки и культуры. Научный эксперимент, осуществляемый на такой большой высоте, имеет громадное значение для познания свойств космического пространства и изучения Земли как планеты нашей Солнечной системы.

Эти последующие спутники будут иметь увелиб ченные габариты и вес, и на них будет проведена широкая програмб ма научных исследований.

Искусственные спутники Земли проложат дорогу к межпланетб ным путешествиям и, побзидимому, нашим современникам суждено быть свидетелями того, как освобождённый и сознательный труд люб дей нового, социалистического общества, делает реальностью саб мые дерзновенные мечты человечества.

Сухой деловой тон Сообщения ТАСС… лучше всего характеб ризует первую реакцию руководства страны на это эпохальное соб бытие. Да и у самих творцов космической ракеты и спутника ПС в первые часы после запуска среди нахлынувших на них чувств домиб нировало чувство удовлетворения за успешное завершении столь долгожданного события. И только последовавший после Сообщеб ния ТАСС… шквал восторженных отзывов в мировой прессе позвоб лил виновникам торжества осознать грандиозность свершённого ими исторического научнобгехнического подвига. Нет возможности цитировать эти восторженные оценки, но две из них всёбгаки необб ходимо привести. Председатель американского Национального коб митета по проведению Международного геофизического года Дж. Каплан так откликнулся на запуск первого спутника: Я поражён тем, что им удалось сделать за такой короткий срок, какой они имеб ли в своём распоряжении, который нисколько не больше срока, имевшегося в нашем распоряжении. Не обошлось и без ложки дёгб тя. Некоторые средства информации, недружественно настроенб ные к СССР и старавшиеся принизить значимость успеха советской науки и техники, разыгрывали немецкий мотив: советскую космиб ческую ракету создали немецкие специалисты, вывезенные в СССР в конце 1946 г. Уровень ракетной техники в СССР существенно превысил уровень, достигнутый в Германии в период войны. Русские теперь идут своим путём.

Была и ещё одна реакция на запуск ИСЗ, которая хотя и не поб лучила широкой известности, но не упомянуть о ней было бы непраб вильно. Имеется ввиду реакция американских военнобтолитических кругов на доносящиеся из космоса сигналы бипббипббип…. Они одб нозначно подтвердили, что августовское сообщение ТАСС об усб пешном пуске межконтинентальной баллистической ракеты не поб литический блеф, а реальность. И, используя политическую термиб нологию советских СМИ того времени, американским поджигатеб лям войны и пентагоновским ястребам в своих военных планах придётся считаться с советским оружием возмездия.

Неожиданный обвал восторженных откликов на запуск спутниб ка заставил НС. Хрущёва и других руководителей государства изб менить своё отношение к развитию космической техники. Политик и хозяйственник по занимаемой в государстве должности, Хрущёв моб жет быть так и не понял всей научнобгехнической значимости создаб ния и выведения на орбиту Земли спутника, но в этом событии он увидел возможность пропагандировать советский государственный строй и социалистическую форму ведения хозяйства. Это обстояб тельство развернуло ситуацию на 180 градусов: 10 октября 1957 г. теперь уже Хрущёв предложил Королёву срочно готовить запуск второго спутника и приурочить его к празднику 40бй годовщины Окб тябрьской революции в качестве праздничного подарка советскому народу. Так установившаяся традиция делать трудовые подарки к государственным праздникам проникла и в ракетостроительную обб ласть, что потом не раз вызывала неоправданную спешку и создаб вала аварийные ситуации.

Ошеломительный успех запуска первого ИСЗ высоко поднял планку к запускам последующих спутников. Теперь каждый спутб ник, начиная со второго, должен был решать какуюбнибудь новую научную или техническую задачу.

Учитывая короткое время для подготовки к полёту второго спутника, приняли решение использовать имеющийся опыт запусб ка животных (собак) при вертикальных полётах ракет типа Р61 В и им подобных.

Так 3 ноября 1957 г. был запуб щен биологический спутник, в герб метичном контейнере которого наб ходилась, получившая после этого полёта всемирную известность соб бака Лайка. Следующим, третьим спутником стал запущенный 15 мая 1958 г. объект Д массой 1327 кг, который должен был быть первым спутником, но задержка его изгоб товления отодвинула пуск более чем на полгода.

Запуски ИСЗ явились первым шагом в освоении космоса, для выхоб да за пределы околоземного космиб ческого пространства требовалось достижение второй космической скорости 6 11,2 км/с. Для этого нужно было на двухступенчатую ракету Р67 в варианте Спутник усб тановить третью разгонную ступень.

20 марта 1958 г. вышло правительственное Постановление о разработке третьей ступени (блока Е). Выпущенный эскизный проект предусматривал создание кислороднобсеросинового ЖРД тягой 5 тс, причём его разработка велась в кооперации: ОКБ6154 (главб ный конструктор С.А. Косберг) разрабатывало ТНА и агрегаты автоматики, а ОКБ61 (руководиб тель двигательного отделения М.В. Мельников) 6 камеру сгорания. Наземная отработка блока Е была проведена в рекордно короткий срок и два пуска трёхступенчатой ракеты состоялись 23 сенб тября и 12 октября 1958 г. Оба окончились аваб риями избза возникновения продольных низкочасб тотных колебаний давления в магистралях подачи топлива в двигатели первой и второй ступени. Для ‘ устранения этого дефекта впервые в мировой практике ракетостроб ения в топливную магистраль установили гидравлический демпфер продольных колебаний давления.

Первый успешный пуск трёхступенчатой ракеты состоялся 2 янб варя 1959 г. с целью доставки космического аппарата Луна61 на поверхность Луны. Но на Луну он не попал, а стал спутником Солнб ца избза ошибки в расчёте траектории его полёта. Последующие пуски были также посвящены изучению Луны: запущенный 14 сенб тября 1959 г. космический аппарат Луна62 достиг поверхности Луб ны, а аппарат ЛунабЗ, запущенный 4 октября 1959 г., осуществил фотографирование и передачу на Землю изображения обратной, невидимой с Земли, стороны Луны.

Создание трёхступенчатой ракеты обеспечивало не только выб ход в дальний космос, но и увеличивало массу выводимой на околоб земную орбиту полезной нагрузки с 1400 до 4700 кг, а этого было достаточно для практического решения полёта человека в космос. И такая цель была указана в Постановлении от 22 мая 1959 г., коб торым поручалось разработать космический корабльбепутник. Этот документ стал основополагающим в ряду последующих Постановб лений.

10 декабря 1959 г. вышло правительственное Постановление О развитии исследования космического пространства, в котором перед научными организациями и промышленными предприятиями были поставлены задачи по осуществлению полётов человека в косб мическое пространство. Последующим Постановлением от 4 июня 1960 г. О плане освоения космического пространства предписыб валось с мая по декабрь 1960 г. провести отработку бортовой апб паратуры и систем жизнеобеспечения кораблябспутника. С некоторым опережением выхода этого Постановления 15 мая 1960 г. состоялся первый запуск кораблябспутника. Об этом мировая общественность была проинформироваб на соответствующим сообщением ТАСС. Ниже привоб дится несколько фрагментов из этого сообщения: В теб чение последних лет в Советском Союзе проводятся наб учно&сследовательские и опытно&онструкторские раб боты по подготовке полета человека в космос.

[…] На орбиту спутника Земли 5 мая 1960 г. в СССР осуществлён запуск космического кораблябспутника. […] Запуск предназначен для отработки и проверки сисб тем кораблябспутника, обеспечивающих его безопасб ный полёт и управление полётом, возвращение на Земб лю и необходимые условия для человека в полёте. Этим пуском положено начало сложной работы по созданию надёжных космических кораблей, обеспечивающих беб зопасный полёт человека в космосе.

[…] Отработка первых данных, полученных с кораблябспутника показала, что установленная на нём аппаратура работает нормально. Наземные станции ведут регулярные наблюдения за кораблём спутником.

В рамках этой программы с целью проверки надёжности спуска с орбиты в августе 1960 г. были запущены и успешно возвращены на Землю собаки Белка и Стрелка. В этот период были проведены и другие пуски, не все они были удачными, тем не менее, 11 октября 1960 г. вышло Постановление, в котором предписывалось провести подготовку и запуск в декабре 1960 г. космического корабля Восток с человеком на борту. Отдавая должное значимости этого пуска, в Постановлении указывалось: Считать запуск кораблябспутника с человеком на борту задачей особого значения. Однако эту дату пришлось перенести на более поздний срок, т.к. не все предшествующие этому событию пуски ракет были успешными. В марте 1961 г. Госкомиссия под председательством К.Н. Руднева приняла решение о возможности полёта человека в космос на кораблебспутнике Восток, а 3 апреля вышло Постановление О запуске космического кораблябспутника с космонавтом на борту.

12 апреля 1961 г. состоялся второй триумф советской науки и техники. Череда успешных запусков советских, а затем и американских спутников постепенно притупила остроту восприятия этих событий какуникальных научно-технических достижений. Запуск на орбиту, полёт в невесомости вокруг земного шара и последующее благополучное возвращение космонавта Ю.А. Гагарина на Землю вновь привели в восторг человеческое общество. И если после запуска первого спутника были попытки принизить научно-технический спех Советского Союза, то в оценках полёта Гагарина такого не наблюдалось. Более того, в адрес НС. Хрущёва направили свои поздравления многие главы государств, среди них президент Франции Ш. де Голль, премьер министр Великобритании Г. Макмиллан и президент США Д. Кеннеди. Высоко оценили новое достижение СССР в освоении космоса и зарубежные СМИ. Журнал Тайме писал: Честь и хвала русским. Они, подобно мореплавателямбэткрыб вателям новых земель XV века, разбудили воображение. Теперь за полётами в космос, бесспорно, последует изучение этого нового мира. А газета Ньюбстейтсмен так откликнулась на полёт Гагарина: Успешное осуществление Россией орбитального полёта человека, и ещё в большей степени факт возвращения его на Землю, служит мрачным напоминанием о том, что во всей области космической техники Россия побтрежнему идёт далеко впереди Запада. Единственная американская ракета, которую можно было бы сравнить с русскими ракетами многоступенчатый Сатурн всё ещё находится в начальной экспериментальной стадии.

Приведённая цитата указывает на одну из сторон соперничестб ва двух сверхдержав того времени. США, многие годы являющиеся общепризнанным мировым научнобгехническим лидером, получили ощутимый удар по своему авторитету в одной из наиболее наукоёмких технических областей космонавтике. И чтобы вернуть себе безусловное лидерство, США должны были дать такой ответ, который получил бы неоспоримо высокую оценку в истории космонавтики.

И такой ответ был найден. Но прежде, чем изложить об этом соб бытии, целесообразно, как и у СССР, рассмотреть историю развиб тия космонавтики в США.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: