Автор сценария — ГОРАН МАССОТ режиссер — БОГДАН ЖИЖИЧ оператор — ГОРАН ТРБУЛЯК художник — ЖЕЛИМИР ЗАГОТТА композитор — ОЗРЕН ДЕИОЛО
В ролях:
ДРАГО ГРГЕЧИЧ-ГАБОР, ПАВЛЕ ВУЙИСИЧ, УТЕ ФИДЛЕР, УВЕ ГЮРТЛЕР, ИВА МАРЬЯНОВИЧ-ДОМЛЯН, РЕЛЯ БАШИЧ и другие
«ЯДРАН-ФИЛЬМ», «МАКЕДОНИЯ ФИЛЬМ», «ЦЕНТР ФИЛЬМ», «ЗВЕЗДА-ФИЛЬМ», ЮГОСЛАВИЯ
Фильм дублирован на киностудии имени М. Горького
Режиссер дубляжа — С. ФЕДОРОВА
Кашированный
Цветной. 7 частей, 1837 м.
Р/у № 1806385
— /5
Это фильм о ностальгии, о тоске по родине и о вине перед покинутой отчей землей, за разлуку с которой пришлось платить дорогой ценой.
Мате Ловрич покинул Хорватию почти двадцать лет назад в трудные для Югославии послевоенные годы. Он сделал это, чтобы его семья могла жить, не зная нужды. Сделал с болью в сердце. Ни на один день за все долгие годы жизни на чужбине не мог забыть пожилой хорват своей отчизны. Она виделась ему во сне, о ней он говорил в кругу семьи и на встречах с земляками. За свободу родины Мате юношей дрался в отрядах Сопротивления, был отважным партизанским бойцом и теперь, живя в Мюнхене, мучается оттого, что вынужден постоянно общаться с людьми, которых ненавидит со времен войны и которых, как и в те годы, презрительно называет швабами.
Ловрич живет одной мечтой — вернуться на постоянное жительство в Югославию. И это вот-вот должно произойти: на деньги, заработанные в ФРГ, Мате уже достроил на родине дом и привел в порядок магазин. Уже уехала туда жена, чтобы навести уют в новом жилище. Вслед за ней должен отправиться Мате с сыном, как только Ивица (так зовут сына) возьмет расчет у себя на заводе.
Но парень не спешит увольняться, как не спешит и покинуть ФРГ. Он попал сюда малолетним ребенком, здесь учился, здесь нашел работу. Свою родину он не помнит, не испытывает к ней ни любви, ни привязанности и не понимает, зачем отец заставляет его говорить по хорватски. Из-за этого он часто ссорится с ним. Ивица прекрасно владеет немецким языком, его закадычные друзья немцы и любимая девушка, на которой он собирается жениться, тоже немка. Парень настолько ассимилировался, что, кажется, забыл о том, что для коренных жителей Западной Германии он иностранец и навсегда останется чужаком. А ведь в том, как несладко быть чужим в ФРГ, он убеждался не раз — и в отношении к себе будущих тещи и тестя, и в отношении рабочих-немцев. Особенно это проявилось во время увольнения с завода двух турков, когда рабочий-немец полушутя сказал ему: «Смотри, и до тебя очередь дойдет… Ты ведь тоже иностранец».
Однако Ивица пока не придает всему этому значения. Он твердо решает остаться в ФРГ навсегда. Происходит труднейшее объяснение с отцом: Мате трагически воспринимает решение сына. Напрасно он взывает к национальным, патриотическим чувствам Ивицы. У него их нет. И Мате сознает, что в этом виноват он сам, потому что лишил сына отчей земли, покинув ее ради заработков. Не в силах найти выход из создавшейся ситуации. Мате Ловрич кончает жизнь самоубийством.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При подготовке этой картины к демонстрации следует учитывать ее контрпропагандистскую направленность. Фильм нуждается в предсеансовых выступлениях. К этой работе было бы правильным привлечь лекторов домов политического просвещения и общества «Знание». Картина может быть включена в программы кинолекториев, кинофакультативов, киноклубов, показана в сети партийного .комсомольского, политического просвещения по теме «Лишенные родины» (судьбы людей, разлученных с родиной или добровольно ее покинувших; разоблачение лживой пропаганды о правах человека, о «благах» и «свободах», ожидающих эмигрантов в капиталистическом обществе). В подготовке предсеансовых выступлений, текстов для прессы, радио- и телепередач, программ для контрпропагандистской работы помогут издания В/О «Союзинформкино»: информационный листок «Контрпропаганда средствами кино», 1985; «Советское кино в борьбе за мир», 1982; «Документальный экран», 1984; «Контрпропаганда средствами кино» (каталог фильмов), 1985.
Фильм может быть также включен в показы, посвященные современному кинематографу Югославии.
РЕКОМЕНДУЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ: для кинопанорамы и телевизионной передачи — ч. 6