Коммунальщики откликнулись на публикацию, посвященную плохому состоянию отечественного лифтового хозяйства.
Эксперты Фонда содействия реформированию ЖКХ согласны, что с лифтами в стране дела обстоят неважно. Но Жилищный кодекс переложил всю ответственность за состояние жилых домов на собственников жилья. Их сегодня в России порядка 80%, и на их плечи после 2012 года, когда закончит свою работу Фонд ЖКХ, лягут все лифтовые проблемы. Кто и за что будет платить — соответствующие механизмы разрабатывают специалисты федеральных органов власти и Фонда.
— По сути, лифты — это особый вид транспорта, который перевозит миллионы пассажиров в день. Необходимо создать правильный, прозрачный механизм, регламентирующий эксплуатацию и замену этого опасного транспорта, — комментирует ситуацию гендиректор Фонда ЖКХ Константин Цицин. Пока государство не сняло с себя обязанности производить замену и ремонт лифтового оборудования. Отдельной строкой эта норма прописана в Федеральном законе «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», на реализацию которого государство в конце 2007 года выделило 240 миллиардов рублей.
Соответствующие собственные программы должны быть на региональном и муниципальном уровнях. Но чиновники на местах стараются ограничиться деньгами Фонда. Лишь в 26 регионах запущены местные программы комплексной замены лифтов.
Сегодня требуют замены 35% лифтов, все они произведены до 1984 года. Всего в стране около 470 тысяч лифтов, из них 90% — в ведении жилищно-коммунального комплекса, остальные — лифты предприятий. По словам заместителя директора экспертного департамента Фонда ЖКХ Владимира Лукина, чтобы одномоментно заменить все «нехорошие» лифты в стране, нужно порядка 400 млрд. рублей.
Из-за отсутствия заказов отечественные предприятия лифтовой отрасли вынуждены останавливать производства, а сотрудников переводить на неполный рабочий день. Большие надежды бизнес возлагает на государство, оно в условиях кризиса осталось фактически единственным заказчиком. Российские предприятия и сами идут на уступки: на нужды капремонта они готовы отпускать лифты без традиционной 30-процентной предоплаты — нужна лишь договоренность с региональными властями.
Под силу ли задача замены лифтов собственникам жилья? В кризисных условиях платежеспособность населения пошатнулась. А чтобы установить один новый лифт в девятиэтажном доме, с каждой квартиры надо собрать по 25-30 тысяч рублей. Использовать квартплату, часть которой идет на содержание и ремонт жилого фонда, тоже не получится. В нее входит плата за обслуживание лифта, но никак не его замена.
Теоретически у жильцов еще есть шанс отремонтировать лифт в своем доме за счет средств государства. Доля граждан в ремонте в этом случае составляет 5%. Остальным рано или поздно эту проблему придется решать самостоятельно.
— Решение проблемы сегодня рассматривается в двух вариантах, — объясняет заместитель генерального директора Фонда ЖКХ Владимир Талалыкин. — Первый — это постепенное накопление средств через ежемесячные целевые платежи собственников жилья. Второй — привлечение «длинных кредитов», когда собственники получают кредит в банке, производят капитальный ремонт с заменой лифтов, а затем на протяжении многих лет ежемесячно вносят небольшие платежи.
Как пояснили в Фонде, пока реализация обоих вариантов находится в зачаточной стадии. Детальных механизмов, как процесс будет выглядеть в действительности, еще не продумано. Видимо, о собственниках вспомнят, как только закончит свою работу Фонд ЖКХ — основной источник денег на ремонт лифтов. До этого момента есть еще два года.