Боевые действия в Чечне в 1994-1996 годах выявили явную недостаточность плотности огня относительно малочисленных штурмовых групп на ближних дистанциях. Ниша между ручными гранатами, метаемыми максимум на 30-40 метров, и автоматическим станковым гранатомётом АГС-17 Пламя, посылающим заряды на дистанцию от 500 до 1700 метров, оказалась незаполненной. Требовалось новое оружие для штурмовых действий, проводимых без предварительной огневой поддержки против мелких групп противника, не имевших серьёзных оборонительных позиций или засевших в городских кварталах.
К слову сказать, такое оружие уже имелось в Южно-Африканской Республике. Многолетняя борьба с повстанцами вынудила режим Претории развивать в первую очередь системы вооружения для ведения контр-партизанской войны. И надо признать, ему удалось преуспеть в этом деле. Так, ещё в 1981 году в ЮАР был разработан и принят на вооружение 40-мм шестизарядный револьверный гранатомёт MGL с целой номенклатурой боеприпасов: от кумулятивно-осколочных до травматических, от осветительных и дымовых до снаряжённых слезоточивым газом. Вслед за юаровцами аналогичным гранатомётом обзавелись и американцы. У них он получил обозначение ММ-1.
У нас же к работам по созданию подобного оружия приступили лишь в конце 1993 года. Специалисты тульского Центрального конструкторского исследовательского бюро спортивного и охотничьего оружия В.Телеш (создатель подствольного гранатомёта ГП-25) и Б.Борзов (конструктор авиационных пулемётов) тщательно исследовали попавшие к ним в руки южноафриканские образцы, но решили пойти по своему пути: российская модель получилась не многозарядной, а многоствольной, что положительно сказалось на некоторых её тактико-технических характеристиках.
Новое оружие было создано в кратчайшие сроки. К сожалению, как вспоминают в своих мемуарах инженеры-оружейники, Российская армия в то время уже начала испытывать значительные финансовые трудности и от закупки нового гранатомёта отказалась. Зато оружием всерьёз заинтересовались в МВД и ФСБ, закупив сразу по нескольку сотен опытных, ещё довольно сырых экземпляров.
Такая поспешность объяснялась просто: в Чечне уже вовсю велись боевые действия, и этим ведомствам как воздух требовалось новое вооружение, обещавшее высокий эффект при применении. Так что РГ-6 (револьверный гранатомёт, 6-ствольный) одновременно проходил и заводские, и войсковые испытания. Причём испытывался он непосредственно в боях. И получал положительные отзывы.
Конструкция гранатомёта отличается технологичностью и простотой, а значит, и высокой надёжностью. Основной её элемент — блок из шести 40-мм нарезных стволов от подствольного гранатомёта ГП-25. В стволах имеется по 12 нарезов, придающих гранате вращательное движение, чем обеспечивается требуемая точность стрельбы. Блок стволов вращается на оси, закреплённой на рамке. В её передней части, кроме поворотного шарнира, расположена труба с рукояткой, защитным щитком и прицельными приспособлениями. Ударно-спусковой механизм находится позади блока стволов, в которые со стороны дульных срезов последовательно вставляются 6 гранат. При выстреле блок автоматически поворачивается на 1/6 оборота, перемещая очередной ствол с гранатой на ось направляющей трубы.
Откидные прицельные приспособления гранатомёта состоят из регулируемой цилиндрической мушки и рамочного прицела, рассчитанного на ведение огня на дистанции от 100 до 400 метров. Стрельба до 300 метров ведётся с упором приклада в плечо, от 300 до 400 метров — с прикладом, зажатым под мышкой.
Длина гранатомёта в походном положении составляет 520, в боевом — 680 миллиметров. Ресурс живучести блока стволов 2 500-3000 выстрелов. Носимый боекомплект 10-20 выстрелов переносится в четырёх сумках по 5 выстрелов в каждой. Граната выстреливается с начальной скоростью 76 м/с. Боевая скорострельность револьверного гранатомёта составляет от 12 до 15 выстрелов в минуту. Для сравнения: из подствольного ГП-25 за минуту можно произвести не более 4 выстрелов, то есть один РГ-6 скорострельнее всех подствольников, имеющихся на вооружении мотострелкового взвода.
В процессе боевой эксплуатации первых партий гранатного револьвера выявился ряд его конструктивных недостатков, что было вполне нормально для любой новой системы оружия. Так, в ходе боестолкновения не всегда требовалось полностью отстреливать все шесть заряженных выстрелов: если цель поражалась очередью из 3-4 гранат, оставшиеся в стволах приходилось разряжать. А процесс этот длительный и не вполне безопасный. Кроме того, заряжание РГ-6 также происходило довольно медленно. Один из спецназовцев, испытывавших гранатомёт на Северном Кавказе, как-то посетовал: Из револьверника шесть гранат отстреливаются быстрее, чем из подствольника. Но пока РГ-6 перезаряжаешь, из ГП-25 можно успеть сделать ещё шесть выстрелов.
Большую часть этих и других замечаний конструкторам удалось устранить в процессе доработки. В частности, для быстрого разряжания гранатомёта был создан специальный экстрактор, работающий по типу того, что применялся в кольтах и наганах ещё в XIX веке.
Единственный существенный недостаток РГ-6, с которым пришлось смириться, — его внушительная масса: вес неснаряжённого гранатомёта 5,6 кг. Масса одного выстрела к нему, в зависимости от модификации заряда, колеблется от 250 до 280 грамм, что при полном боекомплекте добавляет стрелку ещё не менее 5 килограммов дополнительной нагрузки. Понятно, что переноска на себе на большие расстояния, особенно в горах, этого гранатомёта с боеприпасами вместо автомата (а тем более — вместе с автоматом) довольно затруднительна.
И всё же РГ-6 прочно занял своё место в арсеналах спецподразделений ФСБ и внутренних войск МВД России, доказав эффективность и незаменимость во время боевых действий в горах и населённых пунктах. Специально для него отечественные оружейники создали целый набор боеприпасов. Последними из таких разработок, поступившими исключительно в арсеналы внутренних войск, стали гранатомётные выстрелы Нагар и Гвоздь.
Первый представляет собой дымовую гранату, второй — газовую. Боевая часть Гвоздя содержит газ раздражающего действия. Масса выстрела — 170 грамм, максимальная дальность стрельбы — 250 метров, минимально допустимая -50 метров. Время газовыделения 15 секунд, при этом один Гвоздь образует газовое облако объёмом до 500 кубических метров.
Так что гранатомёт РГ-6 способен быть эффективным оружием не только в борьбе с отрядами боевиков и террористов, но и при пресечении массовых беспорядков.