Здоровье по смартфону
Аналитики J’son & Partners Consulting представили результаты исследования рынка мобильной медицины (m-Health) в России и в мире. Они констатировали, что этот рынок находится на этапе становления. В широком смысле m-Health — использование мобильных технологий для медицинских услуг и информатизации в области здравоохранения, m-Health является компонентом более известного понятия e-Health.
Мобильная медицина эффективно помогает в лечении и предупреждении заболеваний, заботе о пожилых людях, информировании беременных женщин, борьбе с детской и материнской смертностью.
Наиболее быстро растущим сегментом этого рынка являются мобильные приложения для смартфонов. Можно выделить четыре основные категории мобильных приложений: общее здоровье и фитнес, медицинская информация (справочники, информирование, диагностика, образование), удаленные консультации и мониторинг, а также управление здоровьем.
Наибольшая часть проектов m-Health в мире — 46% — реализована в области систем здравоохранения, на втором месте — сфера предупреждения заболеваний.
Назначение проектов и первостепенные решаемые задачи различаются в зависимости от стран: в развитых странах услуги и сервисы направлены в первую очередь на повышение качества жизни, уровня медицинского обслуживания, в развивающихся — на решение актуальных проблем здравоохранения, таких как борьба со СПИДом и повышение доступности медицинских услуг.
В России развитию рынка m-Health препятствуют в основном слабый уровень информатизации лечебных учреждений, низкая ИТ-культура медперсонала, консервативность врачей и пациентов.
Тем не менее, согласно прогнозу участников рынка, мобильная медицина будет интенсивно развиваться, и пациенты,особенно в крупных городах, будут стремиться к получению медицинских услуг с использованием мобильных решений.
Как подчеркивают эксперты, наиболее значимыми движителями рынка мобильной медицины являются быстро расширяющееся проникновение смартфонов, спрос на услуги m-Health со стороны пациентов, а также внедрение пациентоориентированных моделей в области оказания медицинских услуг.
Потребительская неготовность, наоборот, является главным сдерживающим фактором развития рынка. Многие пациенты и врачи даже не подозревают о решениях мобильной медицины или не могут их найти. Кроме того, часто пациенты не готовы платить за ИТ-решения. Информационная безопасность тоже представляет определенный барьер, так как включает в себя широкий спектр вопросов по конфиденциальности данных. Наконец, представители одной из целевых аудиторий m-Health — пожилые люди — редко располагают смартфонами, это тоже дополнительный сдерживающий фактор.
Поскольку рынок мобильной медицины — новый, требуется решить целый ряд задач: отработать систему взаимодействия между участниками процесса, выбрать наиболее успешные бизнес-модели, сформировать партнерские отношения, выработать единые стандарты.