Самолеты Socata

SOCATA GY 80 Horizon и ST 10 Diplomate

Французская компания «So-ciete de Construction d’Avi-ons deTourisme et d’Affaires» (SOCATA) была образована в 1966 году первоначально как дочерняя компания «Sud-Aviation», но затем она перешла под контроль компании «Aerospatiale».

В 2000 году компания SOCATA вошла в состав концерна EADS, но с 2008 года перешла под контроль французского промышленного конгломерата DAHER.

SOCATA выпускала по лицензии для компании «Sud-Aviation» четырехместный свободнонесущий низкоплан GY 80 Horizon. Самолет имел крыло размахом 9,70 м и полуубирающееся трехопорное шасси, а также оснащался поршневым двигателем Avco Lycoming О-ЗбО-А мощностью 180 л.с., который позволял самолету развивать максимальную скорость на уровне моря 250 км/ч.

SOCATA построила более 250 таких самолетов — производство их было прекращено в 1969 году.

На базе Horizon компания разработала усовершенствованный четырехместный моноплан, получивший название Super Horizon 2000, или Provence, и поступивший в серийное производство в 1969 году как ST 10 Diplomate. Новый самолет отличался от GY 80 наличием несколько удлиненной носовой части, модифицированным хвостовым оперением и шасси, а также оснащался более мощным 200-сильным двигателем Ю-360-С1 В. Несмотря на улучшенные летные характеристики, в частности — максимальную скорость на уровне моря 280 км/ч, самолет Diplomate не вызвал значительного интереса,и на момент прекращения производства в 1975 году поставлено было всего 56 машин.

SOCATA Rallye и Rallye 235 Guerrier

Деятельность компании SOCATA по выпуску легких самолетов началась с туристического самолета MS.880, спроектированного компанией «Morane-Saulnier»

(с 1965 года — за год до создания компании SOCATA — в составе компании «Sud-Aviation»).

SOCATA начала работу в качестве дочерней компании «Sud-Aviation» и с начала 1960-х годов строила варианты ее самолетов под обозначением Rallye. Все самолеты представляли собой монопланы с низкорасположенным крылом и неубирающимся шасси, различаясь вместимостью и составом силовой установки. В 1979 году компания приступила к реализации новой производственной программы.

Самолеты семейства Rallye были очень популярны у различных заказчиков— компания собрала около 3300 таких машин, а последним серийным вариантом семейства стал двухместный учебно-тренировочный самолет Galopin (первоначально — Rallye 110ST), оснащенный двигателем Avco Lycoming 0-235-L2A мощностью 110 л.с. и строившийся в двух вариантах. Он также производился по лицензии польской компанией «PZL Warszawa-Okecie» под обозначением L-110 Koliber в двух-/трехместной конфигурации и оснащался двигателем Franklin 4А-235-131 мощностью 126 л.с. Специалисты «PZL Warszawa-Okecie» затем разработали на основе базового проекта линейку легких самолетов, машина оставалась в производстве до 2001 года.

Самолет Galerien (Rallye 180Т) — вариант для буксировки планеров, оснащенный двигателем 0-360-АЗА мощностью 180 л. с., а самолет Gabier (Rallye 235GT) — модификация с улучшенными летными характеристиками, возможностью взлета и посадки с укороченным разбегом, усиленным планером и более мощным двигателем 0-540. Среди самолетов, выпускавшихся компанией, был R 235 Guerrier, представлявший собой военный вариант модели Gabier и отличавшийся от него наличием подкрыльевых пилонов для подвески вооружения (НАР, пулеметные контейнеры, практические бомбы, разведывательное оборудование и пр.). Последний Rallye был выпущен компанией SOCATA в варианте невооруженного Guerrier и поставлен заказчику в конце 1984 года.

Тактико-технические характеристики

SOCATA Gabier

Тип: четырехместный кабинный моноплан

Силовая установка: один ПД Avco Lycoming 0-S40-B4B5 мощностью 235 л.с. (175 кВт) Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 275 км/ч; практический потолок 4500 м; дальность полета с максимальным запасом топлива 1090 км

Масса: пустого 694 кг; максимальная взлетная 1200 кг

Размеры: размах крыла 9,75 м; длина 7,25 м; высота 2,80 м; площадь крыла 12,26 м2

SOCATA ТВ. Одномоторные легкие самолеты

В начале 1975 года компания SOCATA начала проектирование четырех- /пятиместного моноплана ТВ 1О, позже получившего название Tobago. Самолет был облетан 23 февраля 1977 года и оснащался двигателем Avco Lycoming 0-320-D2A’ мощностью 160 л.с. Он стал родоначальником новой серии легких низкопланов, в основном цельнометаллической конструкции с неубирающимся трехопорным шасси с носовой стойкой и воздушными винтами постоянного числа оборотов.

Вскоре появился второй прототип, оснащенный двигателем Avco Lycoming 0-360-А1 AD мощностью 180 л. с. Решение о производстве обоих вариантов привело к тому, что самолет с двигателем меньшей мощности стал четырехместным и был переименован в ТВ 9 Tampico. Третий самолет этой серии, ТВ 20Trinidad, был облетан 14 ноября 1980 года и отличался убирающимся трехопорным шасси, более мощным двигателем и незначительными изменениями в конструкции планера. ТВ 21 Trinidad имел 250-сильный двигатель и также поставлялся в варианте с турбонаддувом.

ТВ 11 в целом был схож с ТВ 10 и предназначался для пилотажа профессиональными пилотами. Он оснащался системой Christen для двигателя мощностью 180 л. с., позволявшей пилотировать самолет в перевернутом положении. Первые серийные ТВ 11 стали доступны в 1984 году.

Новая модификация появилась в марте 1991 года —тогда в первый полет поднялся самолет ТВ 200 Tobago XL. Четырех- /пятиместный самолет в целом был схож с базовым ТВ 10, но оснащался более мощным 200-сильным двигателем Ю-360.

Самолеты семейства ТВ стали популярными в качестве учебно-тренировочных машин и находились на вооружении в таких странах как Франция, Греция, Индонезия, Израиль, Иордания и Турция. В начале 2000 года SOCATA внедрила в серийное производство второе поколение самолетов семейства ТВ. Новые самолеты отличались немного увеличенной кабиной, загнутыми вверх законцовками крыла, модифицированным форкилем и другими усовершенствованиями. Выпуск составил более 1900 машин.

Тактико-технические характеристики

SOCATA ТВ 20 Trinidad

Тип: четырех-/пятиместный легкий самолет

Силовая установка: один ПД Avco Lycoming I0-540-C4DS5D мощностью 250 л. с. (186 кВт)

Летные характеристики: максимальная скорость 310 км/ч; практический потолок 6095 м; максимальная дальность полета с максимальным запасом топлива 1785 км

Масса: пустого 772 кг; максимальная взлетная 1335 кг

Размеры: размах крыла 9,76 м; длина 7,71 м; высота 2,85 м; площадь крыла 11,90 м2

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: