Снайпер фотокадра

Годом рождения фотографии считается 1838-й, а ровно через столетие после изобретения французом Дагером его дагеротипа (под таким названием фотография и стала известна миру), в 1938 году, дальневосточный фотограф Николай Шкулин сделал свой снимок «Водружение красного флага на сопке Заозерной», который обошел едва ли не все печатные органы Советского Союза…

…Мало кто из окружения Николая Николаевича знал, что в юности он выступал в цирке. Родился будущий фотомастер в городе Владимире. Очень рано осиротел. Чтобы как-то прокормиться, подготовил с братом акробатический номер и устроился на работу в частный цирк города Иваново. Вечерами работал на арене, а днем учился в школе.

Видимо, тогда и сформировались в молодом человеке главные черты его характера: потрясающая работоспособность и неиссякаемый интерес ко всему, что его окружало. В этот период своей жизни он начал посещать занятия по фотографии в детской технической станции. После окончания школы год проработал фотокорреспондентом журнала «Ударник» в городе Иваново, поступил в Ивановский сельскохозяйственный институт, не забывая и о своей цирковой профессии.

В 1934 году, когда Николай Шкулин гастролировал с цирком по Дальнему Востоку, его призвали в армию. Он был зачислен в учебный батальон мотомеханизированной бригады. Через два года, будучи уже сверхсрочником, он стал фотографом в штабе Приморской группы войск ОКДВА. Так начиналась его карьера военного фотокорреспондента.

С «лейкой» и блокнотом он участвовал в военных событиях на Хал-хин-Голе и Хасане.

— Николай Николаевич Шкулин более 60 лет своей жизни отдал искусству фотографии, был свидетелем и участником событий довоенного, военного и послевоенного советского периодов на Дальнем Востоке, — рассказывала старший научный сотрудник Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова Валентина Редчун.

Именно этот музей в 1989 году приобрел у вдовы замечательного фотографа богатейший архив: две тысячи негативов, сотни фотографий, причем не только военных.

— В конце 30-х годов дальневосточный фотограф вошел в число ведущих фоторепортеров страны, — продолжила Валентина Мироновна. — Уже в 1938 году через «Фотохронику ТАСС» его снимки были опубликованы в центральных газетах. И это неудивительно: ведь он снимал героев Хасана, яркие эпизоды боев. Помимо фотоснимка с сопки Заозерной популярными стали и другие: «Советские снайперы на огневой позиции», «Три танкиста», фотографии Героев Советского Союза рядовых Е. Чуйкова и С. Гуденко, комкора Штерна и молодого командира отличившейся на Хасане 32-й Краснознаменной стрелковой дивизии Николая Берзарина, который стал Героем Советского Союза и первым комендантом Берлина в 1945 году.

В августе 1945 года фронтовой корреспондент армейской газеты «На страже Родины» Н. Шкулин прошел в рядах наступающих войск по дорогам Маньчжурии до Харбина.

…Солдат улыбнулся и сказал:

— Дошли до Берлина — дойдем и до Харбина!

В этот момент щелкнул затвор фотоаппарата. Рядовой, имя и фамилию которого военный фоторепортер Николай Шкулин не успел записать, вошел в историю — он и сегодня улыбается с фотографии , сделанной рядом с пограничным столбом «двадцать один». В блокнот попала лишь фраза, брошенная на ходу. Ее и поместили под фотоснимком, облетевшем первые полосы отечественных и зарубежных газет.

«Делать на фронте снимки было нелегко, — рассказывал военный фоторепортер в интервью, опубликованном в 80-е годы в газете ДВО «Суворовский натиск». — Шли с передовыми отрядами, пробирались часто ползком, под градом пуль. На вооружении тогдашних фотокорреспондентов не было, как сейчас, длиннофокусных объективов, «лейкой» с короткофокусным объективом надо было снять боевой эпизод».

Через несколько лет фотомастера не стало. Увы, мы никогда не узнаем подробностей, сопутствовавших появлению на свет других, не менее известных снимков Николая Шкулина. Его фотоработы, хранящиеся ныне в Хабаровском краевом музее, рассказывают о наступательных операциях, проведенных Красной армией в условиях труднодоступной горно-таежной местности, о продвижении наших войск по Маньчжурии, штурме высот Большого Хингана и укрепленных пунктов противника, сдаче техники и вооружения Квантунской армии. На фотографиях, многие из которых стали классикой жанра, запечатлены эпизоды ожесточенных боев за города Муданьцзян, Харбин, другие населенные пункты. Командующий 1-й Краснознаменной армией 1 -го Дальневосточного фронта генерал-полковник А. Белобородов недаром сказал о Шкулине: «Это наш боевой летописец».

Судьба его хранила. И в дни боев, и в период репрессий. А он в свою очередь смог сохранить фотографии и негативы, которые впоследствии заняли достойное место в летописи войны с милитаристской Японией.

(Рассказывают, что Николай Шкулин очень оригинальным способом сохранил в годы сталинских репрессий «вредные» фотографии. Он вложил негативы в почтовые конверты, которые закатал под обои.) Эти негативы также попали в фонды Хабаровского краеведческого музея.

Фотоработы Николая Шкулина, представляющие огромную историческую и профессионально-художественную ценность, глубоко психологичны. В этом мог убедиться каждый, кто побывал на фотовыставке хабаровских фотографов, прошедшей в Военно-историческом музее Восточного военного округа.

Неизгладимое впечатление, к примеру, оставлял снимок, на котором запечатлены японские военнопленные, сдающие оружие. На первый взгляд в композиции нет ничего особенного. Общий план: с одной стороны, аккуратно сложенные военные ранцы, с другой — радиостанция, посередине — какие-то полосатые колья скорее всего из разобранного ограждения.

Лиц японских солдат практически не видно, в кадре лишь спины, понурые головы да опущенные плечи. И не нужно быть большим знатоком фотоискусства, чтобы понять: снять такой кадр мог только настоящий художник.

В музейный фонд Николая Шкулина вошли также фотографии легендарных командиров Красной армии — участников войны с империалистической Японией и серия снимков населенных пунктов и жителей Маньчжурии.

Имя Николая Николаевича Шкулина занимает достойное место в истории мировой военной фотографии. Фронтовые снимки экспонировались на многочисленных выставках, в том числе и международных, еще при его жизни.

— Нам, сотрудникам музея, особенно запомнилась выставка, состоявшаяся в 2001 году в Харбине, — отметила Валентина Редчун. — На ней экспонировалась фотодокументальная коллекция Н. Шкулина «Война с милитаристской Японией». Инициаторами ее стали работники учреждений культуры китайской провинции Хэйлунцзян, которые ознакомились с этими замечательными снимками в Хабаровске. Это была первая выставка в истории Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова, открытая в Китае. Она длилась три месяца и вызвала множество восторженных откликов.

Интересно, что в 2003 году в выставочном зале Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова состоялось открытие первой фото-документальной выставки, подготовленной коллегами из Китая. Она рассказывала о японской агрессии в Китае в 1931 — 1945 гг. Цель выставки — еще раз напомнить о том, какие беды причиняет война человеческой цивилизации.

Символично, что китайская выставка, экспонировавшаяся потом в разных странах мира, стартовала именно в России — стране, наиболее пострадавшей во Второй мировой войне. Конечно, в установлении дружеских связей с китайскими коллегами фотографии Н. Шкулина сыграли далеко не последнюю роль.

В завершение нашей беседы Валентина Мироновна заметила, что работы Николая Шкулина и сегодня не потеряли своей актуальности: многие из них войдут в новую экспозицию Хабаровского краевого музея, посвященную истории края с 1923 по 1953 г. Ведь и в послевоенные годы фотограф остался верен себе: был активным летописцем мирной жизни. Многие годы после войны он работал фотокорреспондентом в краевой газете «Тихоокеанская звезда». К примеру, в его архиве есть целая серия снимков, сделанных в день столетия Хабаровска. Много жанровых картинок этого праздника, люди радуются, поют, танцуют…

Основными объектами его послевоенных фоторепортажей были промышленные и сельскохозяйственные предприятия, стройки, учебные заведения. Объектив его фотоаппарата запечатлел самые значительные события и людей, живших и работавших на российском Дальнем Востоке.

Татьяна КАРЕПОВА

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: