Итак, друзья, миру — мир, войне — морковка. Мы вдоволь повоевали, постреляли, поубивали — пора и честь знать. Отныне будем создавать утопически счастливое городское общество. Ибо: каждый уважающий себя человек должен в своей жизни посадить дерево, вырастить сына и построить… город.
Финансовый кризис и как из него выбраться
Обычная ситуация. Каждый, кто хотя бы раз играл в «Город», обязательно сталкивался с этой проблемой: хочется построить всего и много, а деньги быстро заканчиваются и притока их в ближайшее время ждать не приходится. Иначе говоря, основной задачей игры является расширение своих финансовых возможностей, чтобы развивать город дальше. Впрочем, разработчики оставили таки лазейки, которыми обязательно надо воспользоваться. Возьмем, к примеру, налоговую систему. Многие, конечно, стараются не поднимать ставку выше 10%, дабы просто напросто не развалить город. Но! Поставьте игру на паузу 31 декабря и поднимите все налоги до максимума. Скряги могут вдобавок снизить расходы на образование, транспорт, и т.д., кроме дорожных (просто не очень приятно в начале года видеть повсюду рытвины и колдобины). Наступает первый день нового года — вы снова жмете паузу и возвращаете все на свои места. Работает безотказно. Не обращайте внимание на сообщения о забастовках — программа все еще учитывает показатели прошлого года.
Другой, но уже вполне законный путь получения легких денег — постройка специальных зданий. Тюрьма для закоренелых преступников, казино, архитектурные памятники приносят солидный годовой доход. Кроме того, памятники играют большую роль в развитии города. Их хорошо строить в двух случаях: во-первых, в самом начале, чтобы жители сразу уверились в ваших намерениях осчастливить их; во-вторых, когда город достиг пика своего развития и ему необходима своеобразная встряска, чтобы приток населения не иссяк.
Наконец, обогащение за счет соседей. Граничащие с вами города в основном развиваются значительно быстрее. Вследствие чего им постоянно требуются то вода, то энергия, излишки которых у вас, естественно, имеются. Между прочим, если цена в договоре вас не устраивает, просто отмените сделку, и через некоторое время сосед снова обратится, но с уже более приемлемыми условиями. Продавайте, не стесняйтесь, но ни в коем случае ничего не покупайте. Абсолютно все может произвести ваш собственный город.
Каждый исторический этап имеет свои особенности, которые (если ими правильно воспользоваться) помогут удержаться на плаву в первое время. К примеру, в начале века имеет смысл сосредоточиться на постройке железных дорог — быстрое развитие и немалый доход; хотя в будущем железные дороги становятся обузой, первые лет 50 все будут счастливы. В крупных районах неплохо поставить несколько автобусных остановок. То же самое можно сказать и про метрополитен. Фактически, метро упраздняет дороги, остается необходимость в паре центральных магистралей. Для полной окупаемости затрат на постройку подземки желательно размещать станции в коммерческих районах.
Замечено, что городские обыватели питают слабость к элитным видам транспорта. С началом эпохи авиастроения я НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендую тратить все средства на развитие воздушных средств передвижения. Вот только пользоваться ими надо с умом. Многие игроки тупо заставляют всю карту громадными аэропортами, а потом жалобно спрашивают, почему это у них такие большие расходы, а доходов кот наплакал. Правильнее будет слегка позлить население (ради его же собственного блага!). Простой пример: возводите маленький аэропорт в приличном районе города. Сразу набирается толпа пассажиров, самолеты летают нерегулярно. Деваться беднягам некуда, и за каждый рейс вы получаете неплохой куш. Жаль только, что в дальнейшем такая «обираловка» уже не проходит, но к тому моменту можно сколотить приличный капиталец. Наиболее популярны аэропорты средних размеров (5х5), располагаемые в богатых районах.
Давно НЭПа не нюхал?
Итак, средства есть, теперь надо их вложить. Вложить с умом, чтобы потом не было мучительно больно. Правила планирования города в SC 3000 намного сложнее, чем в предыдущей версии. Вспомните: свободные участки застраивались стихийно, тыкали все что можно, куда только можно. Здесь же налицо типичная «дезинтеграция» районов. Город как бы делится на две части: жилые и коммерческие зоны, различные учреждения — в одной; индустрия — в другой. «Коммерция» вообще — очень нежная штука. Плохо развит транспорт, неподалеку расположены индустриальные районы или тюрьма, нет архитектурных ценностей — и коммерческие зоны в упадке. Чуть что, и совсем недавно процветавший коммерческий район зияет черными дырами разбитых витрин магазинов.
Более того, даже соседство с полицейским участком вызывает у бизнесменов недовольство. Давно НЭПа не нюхали! Идеальным вариантом представляется размещение индустрии где-нибудь на отшибе карты и проведение к ней железной дороги. Если же ваш город начинает строиться на берегу реки (что благоприятно для развития морской торговли), индустрию лучше разместить на другом берегу.
Другой важный момент — достаточное количество пожарных станций. Скажу прямо: пожарные гораздо важнее полиции. Преступники по крайней мере здания не рушат. А пожары — это гадость, мешающая спокойно жить. Иногда по недосмотру приходится восстанавливать целые кварталы. Сравните-ка это с разгулом преступности! Между прочим встречается и полицейский беспредел. В случае излишнего финансирования полиции копы начинают думать о себе невесть что и превышать свои полномочия на каждом шагу. Хорошо еще, что пожарные в аналогичной ситуации не начинают заливать водой все здания подряд!
Мой дом — моя помойка
Грязь (а конкретнее — мусор) — беда всех крупных городов. Основным источником загрязнений в начале века является электростанция. Многие игроки зачастую следуют игровым подсказкам и строят это здание на границе с соседом. Мол, какой я умный, половину отходов соседу сбагрю. На самом деле это нерационально по двум причинам. Во-первых, моральный фактор: все-таки нехорошо чужую природу уродовать. (То же самое относится и к такому глупому изобретению советников, как перекладывание заботы о вывозе мусора на соседние города. Первоначально город не настолько «мусорит», чтобы помойки были не в состоянии с ним справиться, а в будущем появляются установки по сжиганию отходов и перерабатывающие предприятия. Обращаю внимание на такую особенность всех этих «помойных ям»: если их территория не окружена дорогой, полностью использоваться они не будут! Кстати, при загрязнении соседей жители вашего города выказывают недовольство гораздо чаще).
Во—вторых, материальный фактор: постройка электростанции в центре карты позволит создать удобную разветвленную систему линий электропередачи и охватить значительно большую территорию. Сама станция, пока город доберется до нее, давно уже будет заменена на более экологичную.
Не рекомендую в начале строить угольные электростанции. Самый «грязный» и ненадежный вид. И желательно, чтобы рядом с электростанцией не было водоемов.
Слушай себя
Категорически отвергаю помощь так называемых советников. Да, человеку, который в глаза не видел классического SC, они могут помочь. А могут… и навредить. Люди, не слушайте их! Как правило, они лишь сбивают с толку своими нравоучениями и надоедают до смерти. И отключите, пожалуйста, подсказки при старте. Слушайте голос своего разума, в крайнем случае -моего.
С указами все гораздо сложнее. Указ, к сожалению, нельзя издать самому, приходится выбирать из тех, что предлагают. В первую очередь издавать надо те, что дают возможность получить прибыль: легализация азартных игр, штрафы за парковку и прочие. К тому же принятие некоторых указов (о той же легализации игр) позволяет возводить новые здания — в данном случае казино. Дабы не тратить впустую деньги, не сто-без разбора. Следите за ситуацией и «нажимайте на кнопки» только в случае необходимости. Старайтесь не менять своих решений — это приведет к падению престижа. Вот и все. Встретимся на улицах Города!..