РЕЗВОСТИ УДИВИТЕЛЬНОЙ!
СУДА НА КРЫЛЬЯХ И ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ РАСШИРИЛИ АРСЕНАЛ СРЕДСТВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО ВОДЕ. НУЖНЫ ЛИ ДРУГИЕ? НУЖНЫ. СЧИТАЕТ ИНЖЕНЕР МАГНИТОГОРСКОГО ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА А. С. БАКШИНОВ И ПРЕДЛАГАЕТ СОБСТВЕННОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ — ГИДРОЛЕТ.
Двадцать лет назад Бакшинов работал в доменном цехе Магнитки. Был подмастерьем, мастером и изобретал. Перевели его в конструкторы.
В ту пору появились суда на подводных крыльях (СПК). Бакшинов задумался, нельзя ли преодолеть заложенное в этой конструкции ограничение? Дело в том, что при достижении определенного порога лобовое сопротивление крыльев резко возрастает, увеличивается кавитация, крылья теряют устойчивость, и со всем этим уже не совладать.
Не сделать ли крыло подвижным? Алексей Степанович построил десятки моделей. Сначала неохотно, а потом все лучше и лучше стали они плавать. Это были странные «водомерки»…
«Такое судно вообще не сможет плавать!» — возразил Бакшинову эксперт. Алексей Степанович привез модели в Москву и продемонстрировал экспертам в умывальнике — плавает!
Через положенный срок он получил новый отказ, уже со ссылкой на научные авторитеты.
К тому времени «водомерка» превратилась в гидролет, на котором Бакшинов носился по заводям, поражая магнитогорцев экзотичным видом аппарата и непривычной для водоплавающих скоростью. Он испытал десятки винтов (а винт не прост), испробовал всевозможные углы атаки и установки их относительно плоскости шпангоута, проверил работу конструкции на резных режимах и, составив новую заявку, приехал в Комитет. Счастье улыбнулось изобретателю. Его идеей увлекся один из экспертов. Он добровольно согласился довести заявку до кондиции и сделал это.
— Какие там динамичные крыльевые комплексы? Какие несущие винты? Разве это поплывет? — сказали Бакшинову в ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова.— Помнится, лет пять назад мы уже давали заключение во ВНИИГПЭ. Там сказано: не поплывет!
— Вы приезжайте и посмотрите,— предложил изобретатель.
Послали в Магнитогорск представителя. Как это бывает, в присутствии высокого гостя сработал визит-эффект,— и гидролет не пошел. Что-то стряслось с трансмиссией, потом заело двигатель.
В заключении, которое получил после этого изобретатель, было сначала немножко «за здравие» — предложение совершенно новое, ранее не изучавшееся, использование принципа гидролета, возможно, позволит получить некоторый выигрыш мощности по сравнению с СПК при скорости 200 км/час и более. Далее — все наоборот: энерговооруженность судна, по всей вероятности, должна быть близкой к вертолетной, при числе Фруда, равном 10, диаметр, а следовательно, и вес винтов будут непомерно большими, непременно возникнут аэрация и кавитация, «испытания модели гидролета, представителя ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова Лукашевича А. Б, показали, что и в условиях тихой воды наблюдались (?) систематические поломки несущих винтов. Ударные нагрузки, воспринимаемые судном как сопротивление движению, будут представлять опасность в отношении нарушения, потери вертикальной балансировки судна, отмеченные недостатки свидетельствуют о невозможности создания гидролета…»
Ученые Института механики МГУ — доктор физико-математических наук В. Ф. Шушпанов и Ю. Л. Якимов — привели математические расчеты, которые подтвердили эффективность гидролета при скоростях до 1 ООО км/час. Они рекомендовали Бакшинову продолжать исследования, предложили заключить договор о творческом содружестве. «Считаем целесообразным развить экспериментальные и теоретические работы по совершенствованию схемы и конструктивному воплощению гидролета и с этой целью построить крупномасштабную модель, предусмотрев размещение измерительной аппаратуры…». Договор заключен. К Институту механики МГУ присоединились ГПИ Гипрометаллург-монтаж, МГМИ, Челябинский обком ДОСААФ.
…В этот солнечный день гидролет у нас пошел. Он с удивительной резвостью пробежал дистанцию. Скорость была не менее 70 км/час.
Если сделать аэродинамичный фюзеляж, титановые винты с изменяющимся шагом независимый привод, реверс, размечтался Бакшинов, да помощников, да какую-нибудь мастерскую да денег немного (а то ведь все — из семьи), он бы построил супер-судно.