ТАК И БУДЕТ

ЗАМЕТКИ ПИСАТЕЛЯ

Один из выступавших на этом интереснейшем совещании — писатель Юлиан Семенов — назвал себя и своих коллег, работающих в жанре приключенческого фильма "подпольщиками наконец-то вышедшими из нелегальности". Зал встретил эти слова дружным смехом Шутка была не столько забавной сколько парадоксальной ведь собрались здесь творческие работники чья работа имеет огромный зрительский успех, получила широкое общественное признание, отмечена множеством медалей дипломов и грамот

Но в парадоксе этом заключена и толика правды Причем не такая уж малая Ведь каких-нибудь лет пятнадцать — двадцать назад предубеждение еще было достаточно сильным, на фильмы этого рода не смотрели всерьез выходило их мало Да так было историки кино когда-нибудь расскажут об этом подробно и обстоятельно. найдут причины, дадут объяснения Но нынешний зритель, в большинстве своем тогда еще не родившийся (или ходивший пешком под стол), вряд ли в это поверит Потому что чем-чем. а лентами этого тематического направления он сейчас не обижен Содержательный двухдневный разговор с участием руководства Госкино СССР и МВД СССР ведущих мастеров жанра—сценаристов режиссеров актеров — был посвящен отнюдь не тому, чтобы делать подобных фильмов больше а тому чтобы были они серьезней значительней глубже чтобы создавались с еще большей отдачей — художественной воспитательной нравственной По правде сказать я очень боялся как бь разговор не свелся к некоему ведомственному суду над искусством к сетованиям на то. что вот это дескать, -не отразили-, и это не отразили . и это И к поиску -блох там. мол китель не тот тут — обращение не по фооме или с кодексом неувязка Впрочем как же я мог так подумать71 Ведь я-то отлично знаю тех. кто стоит у руля той многосложной и многотрудной деятельности которая связана с охраной общественного пооядка с разоблачением пресечением беззакония, с невидимой постороннему, лишенной внешнего эффекта работой, скучно зовущейся профилактикой преступления И я рад. что такое представительное совещание могло воочию убедиться не только в том. сколь масштабна работа, проводимая МВД. но и сколь масштабно мышление тех. кто ее ведет, сколь широки их интересы, сколь точен анализ, которому они подверти реальное положение дел Выступал начальник Главного управления ГАИ МВД СССР генерал лейтенант милиции В Лукьянов О чем он говорил7 О том. что надо воплотить на экране образ идеального, безупречного автоинспектора неукоснительно блюдущего порядок на дорогах9 Нет он говорил о насущной необходимости научного подхода к сложнейшему комплексу взаимоотношении -водитель — водитель- и ‘-водитель—пешеход- Он говорил о том. что увеличение различных запретов и ограничении не уменьшает а увеличивает опасность возникновения конфликтных ситуации, а как бы заведомая вина водителя в любом дорожном происшествии деморализует его и еще больше увеличивает риск столкновения или наезда Выступал начальник Главного управления пожарной охраны МВД СССР генерал-лейтенант внутренней службы Ф. Обухов О чем он говорил9 О мужестве пожарников. которые вполне заслужили не один фильм про свое героическое повседневье? Нет о потребности научно исследовать драматичнейший узел общественных и личных отношений, который вызывает к жизни стихия огня со всеми ее порой ужасающими последствиями — материальными тоже, конечно, но моральными в не меньшей степени Он говорил о нравственной готовности (или. напротив, неготовности! противостоять этой стихии, выдержать тяжкие испытания которые она несет преодолеть.. проявляя при этом лучшие черты характера, воспитанного нашим обществом, нашим временем, нашей моралью

Выступал первый заместитель начальника Главного следственного управления МВД СССР генерал-майор милиции В Илларионов О чем он говорил? О том. что экран должен показывать, как успешно следствие раскрывает преступные тайны как во всеоружии мощной техники работают наши криминалисты Но он говорил и о научном проникновении в сложный психологический поединок следователя с преступником когда речь идет отнюдь не только о том чтобы уличить и доказать, а и о том еще. чтобы победить нравственно и идейно. Всегда важно понять и так сказать философию преступления понять, чтобы разоблачить убедительно и наглядно

Конечно же я совсем не случайно выделил трижды слово «научный Оно звучало во всех выступлениях как лейтмотив Как сверхзадача Правомерно ли звучало именно в этой аудитории, где собрались не ученые а деятели искусств9 Думаю, правомерно Ведь, по сути, это была тонкая, деликатная, интеллигентная форма критики едва ли не главного недостатка присущего ряду картин, рассказывающих о работе милиции, прокуратуры. суда Критика облегченной, приблизительной постановки сложнейших общественных проблем, неумения глубоко — действительно по-научному— проникнуть в суть вовсе не однозначных конфликтов ставших предметом художественного исследования, попытки заменить само исследование поверхностным изображением внешнего действия тоже порой далекого от реалий

И вот о чем подумалось всегда ли мы. прогнозируя положительное или отрицательное воздействие фильма на зрителя (а тем более это воздействие констатируя) всегда ли мы опираемся в своих суждениях на результаты научного исследования? Не отдаем ли мы дань случается приблизительности и дилетантству? А ведь как важно здесь точно учитывать все многообразие человеческих индивидуальностей и всю сложность путей какими фильм проникает в умы и души

Между тем современной социологии вполне под силу по-научному исследовать реальный воспитательный эффект того или иного детектива, того или иного приключенческого фильма на зрителя разного возраста, разного культурного уровня, разного эмоционального склада

И это имеет отношение не только к детективам как таковым. Участники совещания с полным единодушием говорили о том. что жизненный материал, связанный с розыском, преследованием разоблачением, наказанием преступивших закон требует для своего воплощения широчайшей жанровой палитры В нем заложен потенциал большой нравственной силы требующей порой воплощения не только средствами приключенческого кино, а и средствами психологической драмы. Не случайно кинорежиссер С. Герасимов в своем ярком, взволнованном выступлении напомнил о главной задаче искусства — обращении к человеческой совести то есть к тому, без чего истинно художественная лента на этом жизненном материале едва ли вообще в состоянии существовать Ведь можно знать или не знать какую-то норму закона, можно по-разному относиться к тем или иным социальным ценностям, но есть одна "ценность", всегда остающаяся величиной постоянной это совесть, приходящая на помощь человеку в критические минуты жизни, в момент принятия им судьбоносного решения, в момент нравственного выбора Именно совесть (или. соответственно, бессовестность! должна служить мерилом поступков героев, именно к совести зрителя должен взывать фильм посвященный острой нравственно-правовой теме

Эта мысль была горячо поддержана многими актер В. Санаев. режиссеры А Бобровский В Дорман. В Фокин и другие так много сделавшие для развития детективного жанра, для воплощения на экране подлинных конфликтов и интересных, полнокровных характеров говорили о своей неудовлетворенности сделанным, о горячем желании идти дальше вглубь, не чураясь противоречивых, исключающих плоскую трактовку ситуации не закрывая глаза на неизжитые еще обществом слабости трудности недостатки, изъяны На явления отнюдь не украшающие нашу жизнь, которым публично объявлена беспощадная бескомпромиссная воина И в этой связи вновь встает вопрос о качеств буквально каждого фильма посвященного острым жгучим вопросам борьбы за законность, за правопорядок

Ведь фильмов этих в общем-то не так уж много С трибуны совещания была названа цифра примерно 8—12 в год Причем входят в эту цифру не только картины так сказать криминальной тематики, но -чекистские * и приключенческие ленты Вот почему особенно возрастает значение каждой картины. попавшей в названную "квоту" Тем самым делается нетерпимей любая «накладка», проистекающая от несерьезного, равнодушного, непрофессионал ного отношения к теме, к жанру, к проблеме, к социальным конфликтам, стоящим за иной клишированной схемой по которой сработан, случается, лихой боевик К чести всех выступавших нужно сказать что ни малейшей попытки защитить слабые, недостоверные поверхностные работы не было сделано решительно никем На совещании царил дух принципиальности самокритичности здесь и в помине не было упоения достигнутым парадности самодовольства Слишком велика ответственность перед зрителем, слишком горя те "точки" к котором прикасается художник, обратившись к этому кругу проблем чтобы можно было позе лить себе хоть в малой степени отступить от реальности от правды С трибуны прозвучало предостережен против девальвации жанра (главный редактор киностудии "Мосфильм" л. Нехорошее), против штампа и примитива (кинокритик Ф Андреев, кинодраматург А. Вайнер) И вполне закономерно, что. подводя итоги дискуссии заместитель председателя Госкино СССР Б. Павленок призвал кинематографистов к четкости идейно-художественных позиций к верности правде к высокопрофессиональной работе

А я снова и снова возвращаюсь к слову, так значительно так весомо прозвучавшему на совещании Совесть Обращение к лучшему в человеке Ни запреты ни устрашение, ни кара не в состоянии с таким глубинным и стойким эффектом включить у потенциального правонарушителя нравственные тормоза—это под силу лишь голосу совести очищающему душу, превращающему существование (нет прозябание!) в осмысленную и полезную жизнь Разве не этот голос мы слышим в таких фильмах, как — «Допрос», «Слово для защиты-, «Преступление- «Последний побег«. «Сыщик« и многих других где с разной мерой глубины и художественной силы авторы сочетают напряженность действия с психологическим анализом активную гражданскую позицию с чисто зрелищным интересом9

Если же нет этого голоса если позиция сведена к банальности, мораль — к прописи, психология — к отметкам за поведение, то не спасает ни острый сюжет, ни крутые повороты интриги, ни стрельба или гонки. Очень он вырос, наш зритель Даже самый юный Даже самый «незрелый» Велик выбор, который ему предлагает искусство: есть с чем сравнивать.

Совещание это. я думаю, было хорошей школой и отличной зарядкой «Школа» непременно даст своих -выпускников. а «зарядка» запустит моторы, и значит— мы увидим на экране фильмы, замыслы которых родились здесь в этом зале, на наших глазах. Убежден что так и будет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 68 | 0,295 сек. | 12.78 МБ