СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОНЕВРОЛОГ СДЕЛАЛ БЫ ВСЕ, ЧТОБЫ ИЗБАВИТЬ ЭТИХ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ ОТ БОЛЕЗНЕЙ, КОТОРЫЕ И ПОМОГЛИ ИМ ОСТАТЬСЯ В ИСТОРИИ
Болезнь пророков
Три величайших завоевателя, благодаря которым (по крайней мере, отчасти) сложилась со-временная западная культура и современные границы Европы, имели нечто общее. Всех троих природа наградила заболеванием, которое в древности считалось священным, — эпилепсией. «У Александра Македонского были эпилептоидные припадки, скорее всего, вследствие полученной в сражениях травмы, — рассказывает врач-невролог Александр Химочко. — Неудержимая ярость, в которую он впадал время от времени, видимо, была следствием болезни. При эпилепсии иногда возникают такие состояния — психиатры называют их дисфориями — когда настроение резко меняется, возникает неконтролируемая злоба, которая проявляется и в действиях человека. Известно, что Александр в порыве гнева убил своего любовника и друга Клита.
Был ли эпилептиком Наполеон, обсуждается с давних времен, причем не только в медицинских кругах. В воспоминаниях людей, окружавших французского императора в разное время его жизни, есть свидетельства о неких припадках. О «нервном шоке или эпилептическом припадке», от которого император долго мучился, вспоминает его камердинер. О другом приступе свидетельствует французский дипломат Талейран.
Что же касается Петра Первого, то здесь ни у историков, ни у врачей нет сомнений — есть документы, подтверждающие, что великий реформатор с юности страдал нервными припадками — возможно, вследствие полученного в детстве потрясения.
«Припадки у Петра были не такие частые, чтобы деформировать личность, но все же многое из того, что он делал, было замешано на садизме, — говорит Александр Химочко. — Во время сеанса препарирования трупа в анатомическом театре он выскочил, перелетел через лестницу, поцеловал профессора, потом поцеловал труп — так ему все понравилось. С другой стороны, это же был российский государь, и ему, может быть, не приходило в голову считаться с окружающими».
Иные миры
Эпилепсией страдали не толь-ко великие полководцы и завоеватели миров, но и многие люди, отличившиеся в совершенно иных сферах жизни — среди них философ Сократ и предприниматель Альфред Нобель, тот самый, что основал знаменитую Нобелевскую премию. Можно сказать, что это действительно болезнь избранных.
Что такое эпилептический припадок? Это нарушение электрической активности головного мозга. Как только в одной клетке возникает нервный импульс (электрический заряд), она передает его другим нервным клеткам, которые, в свою очередь, отправят его дальше. У здорового человека величина электрического заряда, скорость и пределы его передачи находятся под контролем. У больного нервные клетки генерируют электрический разряд неравномерно, вспышками. Из зон повышенной электрической активности волна возбуждения быстро переходит на соседние зоны, и в результате работа всего головного мозга на какое-то время нарушается. Но перед тем, как потерять сознание, человек видит все необыкновенно ясно.
«Потере сознания предшествует ступенчатое нарастание уровня бодрствования. Лучше всего это состояние описал Достоевский, как известно, тоже подверженный эпилептическим припадкам», — объясняет Александр Химочко.
Врачи называют этот момент «эпилептической аурой». У Достоевского она проявлялась в ощущении невероятного блаженства. Возможно, именно в этом состоянии Александр Македонский увидел мир, лежащий у его ног, Петр Первый — будущую просвещенную Россию, капрал французской армии Наполеон Бонапарт — побежденную, склонившуюся перед ним Европу.
Пришел, увидел, победил
По легенде, эта формула («Veni, vidi, vici») принадлежит Цезарю, который в письме своему другу объяснял, что победить в сражении с сыном царя Митридата ему было просто. Великий Цезарь, кстати, тоже был подвержен приступам падучей болезни. По свидетельству римского историка Светония, эти слова, выведенные на полотнище, несли перед триумфатором, когда он вступал в Рим, подчеркивая не столько саму победу, сколько ее быстроту. С позиций нейрофизиологии действия по схеме «Пришел, увидел, победил» -результат дофаминовой атаки.
Дофамин иногда называют «гормоном любви» — это вещество активно вырабатывается в организме влюбленного человека, вызывая «дофаминовую зависимость». Страдания от неразделенной любви тоже вызваны избытком дофамина. Избавиться от них, вернее, смягчить можно издавна известным способом — умеренной физической нагрузкой (герой одного старого фильма в таких случаях рубил дрова).
Уровень дофамина достигает максимума во время таких занятий, как еда и секс. Но стремление к более сложным удовольствиям появляется тоже не без помощи этого волшебного вещества. Считается, что дофамин участвует в процессе принятия человеком решений, поскольку отвечает за «чувство награды», позволяющее испытать наслаждение на стадии обдумывания поступков. При недостатке этого вещества возникает болезнь Паркинсона, ведущая практически к полной неподвижности, при избытке — шизофрения, сопровождающаяся бессмысленным, часто хаотичным движением.
Где же норма? Когда речь идет о деятельности мозга, норма — понятие относительное. Единственное, что науке известно — после 50 лет выработка дофамина снижается. Поэтому к великим свершениям желательно готовиться в юном возрасте, поддерживая себя фразой Александра Македонского, которую он произнес, заняв трон своего отца: «Мне уже двадцать — и не сделано ничего для бессмертия». Если двадцать вам уже исполнилось, пора определяться, куда дальше идти и зачем.