Характер (Владимир Пантелеевич Дубченко)

Изобретатель Владимир Пантелеевич Дубченко живет в Лиепае. Работает последнее время начальником отдела добычи лиепайской базы «Океанрыбфлот». Не раз о нем писали латвийские газеты с разных концов страны к нему приходят письма. Особенно много их было в день его пятидесятилетия.

В просторном кабинете следы недавнего юбилея. На стене плакат со стихами и Нептуном, на столе медная медаль с надраенной цифрой 50 — специально отлили слесари базы, здесь же статус о правилах ее ношения с простодушной шуткой о необходимости периодически «промывать»…

Дубченко имеет и настоящие награды. Он, хотя годами вроде бы и не вышел, участвовал в Великой Отечественной войне.

С двумя своими друзьями Володя поступил в истребительный батальон, созданный в родном его городе Шахты для борьбы’ с диверсантами, учился в школе юных разведчиков, вместе с отступающими частями покинул город. Прошел тяжелый путь отступления, потом наступления… В 1967 году ему как отважному юному разведчику 315й стрелковой дивизии был вручен орден Славы III степени.

— Почему вы стали моряком? — спрашиваю у Дубченко.

— Ну написали раз для воспитания молодого поколения и будет. Да и зачем это вам? Вы же на технические темы пишете…

Но избежать воспоминаний не удалось.

— Да что там! На последнем задании меня схватили и доставили в гестапо. А потом, избитых, нас, шестнадцать человек, вывели из подвала на расстрел. Поставили у противотанковой щели Рядом со мной встал матрос. Плечистый красивый парень лет двадцати семи. Я поймал на себе его последний взгляд. Раздалась команда — и в то же мгновение он как бы качнулся в мою сторону и закрыл меня собой Мы упали. Очнулся я от страшной боли. Грудь и руку разворотили разрывные пули, а сердце закрыл своей грудью матрос.

Пятнадцатилетний мальчик!.. К тому времени он был уже более двух лет на передовой, знал тяжкое солдатское ремесло.

Выбравшись из под груды мертвых тел, Владимир инстинктивно шел к своим. Вот уже и наши окопы. Солдаты что-то кричат, размахивают руками, он не слышит ничего. Дошел! У своих! Но здесь Володю и ждала беда. Наступил на противопехотную мину…

Два года в госпиталях. Ногу пришлось ампутировать. И вот он дома. Мать — председатель колхоза. Родной дом, родные любящие люди. Живи себе на счастье, матери на радость. последний взгляд моряка не выходил из памяти… В Ростовском мореходном училище имени Седова ему отказали в приеме из-за ноги. Даже судоводителем на комфортабельном теплоходе не годится. А вот в Ростовском морском рыбном техникуме взяли учиться на рыбака! Плавать на маленьких суденышках, где и с двумя-то ногами не всякий выстоит в шторм!

Еще студентом Володя уходил на каникулы в море. Подряжался со зверобоями на легендарном «Седове», карабкался по обледенелым вантам, пробирался по палубе, сидел в мороз на мачте с биноклем — деревянная нога не мерзнет!

В первый же год самостоятельной работы подал свое первое рацпредложение… Оно было принято и внедрено.

Дорога в изобретатели у каждого своя. Я знал одного, которого за неуспеваемость отчислили из института, и он, чтоб «доказать» профессорам, в год подавал до десяти заявок, большей частью признаваемых изобретениями.

Владимира Пантелеевича на путь изобретательства толкнула инвалидность Маресьеву пришлось придумывать специальные педали для ножных протезов, а Владимир Пантелеевич сконструировал особый протез с нескользящим резиновым протектором. Плавал он тогда на маленьком суденышке РР (рыболовный рефрижератор) Порой палуба поднималась под углом в сорок пять градусов и волны перекатывались через нее. А нужно работать! И работал. Как укрепиться, как удобнее встать и расположить сети, расположить людей? Каждый вечер само разбор, анализ действий, пересмотр рабочих операций.

Когда начали осваивать Атлантику в послевоенные годы, она предъявила и к рыбакам, и к орудиям лова новые требования. Был известен способ лова «близнецами»: трал буксировали два траулера, как молодые супруги перегруженную авоську. Нужно расположить устье трала так, чтобы оно было перпендикулярно поверхности моря. Тянут четырьмя канатами, по два на судно. Все время манипулируй, иначе не избежать перекоса. Предложил Владимир Пантелеевич (а. с. № 228370) буксировать двумя канатами; блоки, через которые, как ручки авоськи, перекинуты эти канаты, прикреплены к углам трала. Скользят «ручки авоськи» по блокам, и трал все время занимает нужное положение. Трудозатраты на лов сокращены. Внедрено и второе изобретение Дубченко (а. с. № 303027). И рацс предложение, поданное совместно с Г Вишневским, С. Яременко и Л. Гуцолом,— «Канатный трал».

— Попробуйте представить себе трал в работе — рассказывает Г. В. Вишневский.— Это приличное инженерное сооружение, в воде напоминает плывущую за траулером Эйфелеву башню. Трал с одной стороны, должен обладать большой емкостью и густотой капроновой сетки (дели) С другой — транспортировать густой трал будет не под силу и мощному судну. Ясно. А ведь чтобы поймать рыбу, нужна скорость! Иначе она уйдет. Но, допустим, мы сможем развить скорость и с мелкоячеистым. Возникнет зона повышенного давления воды, которая просто не пустит рыбу в трал! Где выход?

Несколько лет назад Дубченко предложил странную вещь: применять в тралах дель с ячеей 100 миллиметров вместо 30. Что За ерунда! Уйдет рыба через такую ячею Но, представьте, трал ловил успешно, а гидравлическое со противление его было, естественно, меньше, чем у мелкоячеистых. В канатном же трале само понятие «ячея» теряет смысл. Каждая сторона канатного ромба, из которых состоит первая часть трала, составляет восемь метров! Думали , тут не то что скумбрия— подводная лодка проскочит, а трал ловил и ловит, В чем же дело?

Канаты, из которых связана начальная часть трала, идя со скоростью 2,5—3 метра в секунду, образуют за собой в воде турбулентный поток который отпугивает рыбу, сгоняя ее в мотню, где ячеи имеют стороны до 800 миллиметров и более, постепенно сужаясь, сходятся в куток, состоящий из капроновой дели 30X30 мм Результат: раньше трал стоил 5 600 рублей, теперь 4 800. Скорость траления возросла на 0,7 узла. Общий экономический эффект 100 000 рублей.

. В гостинице «Лива», где я жил во время командировки, вдруг появилось несколько капитанов дальнего плавания из самых разных портов. Оказывается, все они собрались на встречу выпускников Лиепайского мореходного училища. Двадцать лет проплавали «скитальцы морей» на траулерах и рефрижераторах. Почти каждого из прибывших я спросил: «Как вы относитесь к канатному тралу, предложенному лиепайскими рационализаторами?» Большинство о нем не знало, а остальные не успели составить определенного мнения.

Внедрение нового трала далеко не легкое дело. Можно предвидеть, что даже при положительных результатах сравнительных испытаний его авторам придется отстаивать право своего детища на жизнь. Но у Владимира Пантелеевича характер, а его соавторы в прошлом его ученики. Вот и то рассказывает один из них о своем учителе:

— Такая картина: едет он вдоль причала на тракторе с прицепом, полным капроновых сетей, и через мегафон предлагает их капитанам траулеров. Те делают вид, что не слышат, и отворачиваются. А сзади трактора, ухмыляясь, идут его сановные оппоненты. Думают, погорел Дубченко со своим предложением. Вдруг вижу, капитан СРТ Владимир Онищенко рукой машет. «Стой! — кричит.— Гореть, так вместе!» Взял Владимир сети и не промахнулся. Пришел с рыбой!

— Сейчас смешно вспомнить, а ведь было время, когда внедрение капроновых сетей казалось безнадежным делом,— говорит главный капитан флота лиепайской базы «Океанрыбфлот» Б. С. Соколов.— Я р ту пору был капитаном траулера Подошел ко мне Дубченко, положил руку на плечо: «Бери, говорит, капрон, Борис, не пожалеешь!>> Смеялись надо мной старые рыбаки считали, что отпугнет рыбу запах капрона. Когда же в Атлантике у всех горы хлопчатобумажных сетей, сваленных на палубе, сопрели, а мои остались как новенькие, смеяться перестали.

Недавно Владимир Пантелеевич с П. Г. Петровым получили авторское свидетельство на «Трал для ловли рыбы» (№ 533365). Он в воде раскрывается сам, причем без вспомогательных громоздких траловых досок—стальных, кованных из толстых листов пластин размером с ворота, а как парашют, без всяких досок.

Нужно попробовать. На базе был изготовлен макет длиной в три метра и назначен день испытаний. Буксировать трал решили весельной шлюпкой. Точную копию трала спустили за корму Она тут же раскрылась.

Может быть, для кого-нибудь пятьдесят — это «уже пятьдесят», а для А изобретателя — это «только пятьдесят!»

О. ЖОЛОНДКОВСКИЙ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: