ТРАНСПОРТЕР-ТЯГАЧ ГТ-МУ-1: ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Опыт эксплуатации транспортера ГГ-МУ позволил выявить направления совершенствования его эксплуатационных качеств, повышения надежности и долговечности деталей, узлов и агрегатов. Так, на модернизированном транспортере-тягаче ГТ-МУ-1 установлен форсированный по частоте вращения карбюраторный четырехтактный V-образный восьмицилиндровый двигатель 3M3-73 мощностью 88 кВт (120 л. с.). Применен двухкамерный карбюратор с падающим потоком смеси и балансированной поплавковой камерой. Его конструкция такова, что обеспечен свободный доступ ко всем жиклерам, поэтому их промывку и продувку проводят без разборки карбюратора.

Для снижения трудоемкости технического обслуживания системы питания воздушный фильтр снабжен автономным заборником воздуха, который установлен на крышке среднего люка моторного отделения и соединяется через гофрированный шланг с крышкой 6 корпуса фильтра. Следует помнить, что во избежание подсоса воздуха, а также повреждения карбюратора при установке воздушного фильтра необходимо следить за правильностью расположения и исправностью уплотнительных прокладок, а также кронштейна И.

Система вентиляции картера закрытая, принудительная. Отвод газов из картера осуществляется за счет разряжения, создаваемого во впускной трубе системы питания. Функционирует система следующим образом. При работе двигателя в режиме холостого хода при малых нагрузках газы из картера отсасываются в шланг вентиляции и через впускной коллектор поступают в цилиндры. На средних и полных нагрузках они попадают в воздушный фильтр и через карбюратор во впускной коллектор.

Напомним, что при эксплуатации транспортера особое внимание следует уделять герметичности системы вентиляции и не допускать, чтобы двигатель работал при открытой маслозаливной горловине.

В ходе сборки маслоотделителя обязательно следует убедиться, что резиновая прокладка обеспечивает надежное уплотнение стыка, а соединения хорошо затянуты. Все это улучшает не только эффективность работы двигателя, но и условия обитаемости экипажа и десанта.

Четыре топливных бака (емкостью 370 л) скомпонованы попарно и установлены в специальные надгусеничные отсеки внутри корпуса транспортера, которые закрыты броневыми крышками. Запас хода при этом увеличился до 600 км. К системе питания двигателя баки подключены через два трехходовых краника, которые расположены на задней перегородке моторного отделения. Уровень топлива контролируют по электрическому указателю, расположенному на щитке приборов.

Для увеличения срока службы и снижения пожароопасности глушители системы выпуска газов изготовлены из нержавеющей стали и крепятся к выпускным трубам с помощью фланцев.

На транспортере-тягаче установлен редуктор привода вентилятора системы охлаждения с круговой нарезкой зубьев шестерен, что значительно снизило шум при его работе. Для большей надежности крепления ступицы шкива увеличена резьбовая часть вала ведущей шестерни и применена самоконтрящаяся гайка.

Существенные изменения претерпели детали и узлы трансмиссии и ходовой части. В частности, усилены валы бортовых передач. Так, диаметр ведущего вала увеличен до 45 мм, а ведомого — до 70 мм. Повышения надежности механизма поворота добились, изменив ширину тормозных барабанов до 165 мм и применив двойные стальные ленты с приклепанными к ним асбестобакелитовыми накладками.

Ведущие колеса гусеничного движителя транспортера имеют увеличенный диаметр ступицы и оснащены съемными зубчатыми венцами, которые крепятся к дискам болтами и гайками застопоренными отгибными шайбами. В результате повысился ресурс работы гусеничного движителя и улучшилась его ремонтопригодность.

Напомним также, что при износе зубьев венцов с одной стороны до 10 мм колеса рекомендуется переставлять с правого борта на левый и наоборот, а при суммарном износе профиля зубьев с обеих сторон более 22 мм венцы заменяют на новые.

Гусеница транспортера имеет резинометаллический шарнир, обрезиненную беговую дорожку трака, и применено зацепление ее с ведущим колесом толкающего типа. Такая конструкция позволила исключить ее распор при движении по снегу и увеличить ресурс работы до 12 тыс. км. Устанавливают гусеницу на ходовую часть так, чтобы траки располагались на грунте двумя проушинами вперед. Обязательно регулируют ее натяжение. Если винтовым механизмом оно не обеспечивается, то допускается удалить один трак, но не более. Снятие большего числа звеньев приводит к чрезмерному увеличению шага гусеницы и нарушению ее зацепления с ведущим колесом.

Необходимо помнить, что при сборке гусеницы пальцы запрессовывают в отверстия проушин траков так, чтобы сплошная сторона резиновых втулок была обращена к наружной их поверхности. При этом следует использовать специальное винтовое приспособление, которое имеется в ЗИПе транспортера. Смещение пальцев не происходит за счет натяга резины.

Для уменьшения массы машины на ней применяются алюминиевые опорные катки и направляющие колеса. На обод катка напрессованы два стальных кольца, торцевые поверхности которых закалены токами высокой частоты. В ступицы катков запрессованы шариковые подшипники средней серии, что значительно повысило их долговечность. Так как передний опорный каток принимает повышенные ударные нагрузки, то он имеет увеличенную несущую способность подшипников, обеспечивающуюся применением большей ступицы. По своей конструкции он взаимозаменяем с направляющим колесом.

Усилены балансиры направляющих колес, а также увеличены диаметры торсионов: передних до 34 мм, средних до 32 мм. Установлены усиленные рычаги амортизаторов с распорным кольцом. Передние торсионы изготовили из стали 45ХН2МФА (вместо стали 60С2А), применили более энергоемкие резиновые буферы, в результате чего улучшилась плавность хода машины.

Для повышения маневренности на плаву транспортер укомплектован гидродинамическими решетками, которые в походном положении крепятся внутри десантного отделения под топливными баками. При преодолении водных преград они устанавливаются в развернутом положении на крыле машины.

Для ведения огня в корпусе имеются амбразуры. В отделении управления они расположены в левом листе для водителя и в правом — для командира, а в десантном — в задних дверях и в крышках верхнего люка. Чтобы предохранить экипаж от травмирования отстрелянными гильзами, в комплекте машины имеются гильзоотражатели, которые крепятся к специальным кронштейнам.

Сиденья механика-водителя и командира оборудованы механизмом регулировки (по высоте), что значительно улучшает обзор при движении машины. Для командира установлен дополнительный смотровой прибор МК-4Н, который может поворачиваться на 180°. В десантном отделении в верхней части моторной перегородки имеются два вентилятора обдува.

Корпус транспортера оснащен узлами крепления парашютной системы, имеется приспособление для разгрузки подвески при десантировании тягача на серийной платформе П-7 с самолетов Ан-12Б, Ил-76, Ан-22.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: