Ушу Краткие исторические сведения о тайцзицюань

В. Л. Асмолова

Оздоровительная гимнастика тайцзицюань представляет собой целый ряд взаимосвязанных комплексов психофизической тренировки, созданных на основе сочетания сложнокоординированных движений и дыхательных упражнений, на фоне физической и психической релаксации, при глубокой и устойчивой концентрации внимания. Это одна из наиболее популярных и очень широко распространенных в Китае сегодня школ традиционного китайского искусства «цюаньшу» («кулачное искусство», «борьба и кулачный бой»), составная часть «ушу» («искусство единоборства», «воинское искусство»).

Учитывая важную роль, которую в тайцзицюань играют закалка и развитие внутренних защитных сил организма, работа «внутренней энергии» ци и управление ею с помощью специальных методов психорегулиру-ющей тренировки, эту систему традиционно причисляют к «внутренним» школам ушу и цюаньшу.

О ранней истории тайцзицюань сохранилось мало достоверных сведений. Существует мнение, что самые древние истоки этой системы восходят к первобытным танцам, которые сочетали в себе и ритуальные действия, и практическую тренировку, и приемы боевого единоборства. В некоторых источниках делается попытка проследить истоки системы во времена правления династии Тан (618—907). Считается, что первоначально тайцзицюань практиковали лишь в нескольких провинциях Китая, но и в них она была мало распространена, и знание этой системы передавалось лишь очень ограниченному кругу наиболее способных учеников. К числу основоположников системы относят три имени: Сюй Сюаньпин (эпоха Тан), Ван Цзунъюэ (эпоха Мин) и Чжан Саньфэн (эпоха Сун). В определении дат жизни этих людей существуют очень большие разночтения.

Существует несколько преданий о времени и обстоятельствах возникновения тайцзицюань как самостоятельного направления в искусстве цюаньшу. Одно из них гласит, что в эпоху династии Сун при правлении императора Хуэйцзуна (1101—1126) даосскому монаху Чжан Саньфэну однажды во сне явилось божество севера и воды Сюань У и передало ему учение о кулачном искусстве, на основе которого он создал «внутреннее» направление цюаньшу, в том числе школу тайцзицюань. Эта система единоборства оказалась такой эффективной, что безоружный патриарх, находившийся в весьма почтенном возрасте, один расправился с целой шайкой бандитов.

Согласно другой легенде, даосский монах Чжан Саньфэн, живший в XIII в. (по некоторым источникам — в XIV в.), сидя однажды в своей хижине, услышал волшебный разговор. Выглянув в окно, он увидел сороку, сидящую на дереве, и змею на земле под деревом, пристально глядящих друг на друга. Всякий раз, когда сорока слетала вниз, чтобы атаковать змею, ее резкие удары клювом оказывались тщетными: змея быстро уклонялась мягкими, текучими и округлыми движениями, а сорока лишь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 74 | 0,363 сек. | 12.89 МБ