Общие сведения о землетрясениях. История представлений

Прежде чем человечеству удалось понять грозную силу раз­личных явлений природы, оно прошло длительный и слож­ный путь развития — от трепета и страха перед силами природы на заре своего существования через столетия полного суеверий и религиозных предрассудков средне­вековья до современного состояния знаний.

Обратившись к истории, мы можем восстановить по различным писаниям и легендам, каким наши далекие предки видели устройство мира и каковы, по их взглядам, причины возникновения землетрясений. Некоторые из легенд излагают фантастические представления малогра­мотных или просто неграмотных людей; другие были вы­думаны различными ловкачами, стремившимися поразить воображение людей своими необъятными познаниями и прослыть волшебниками; третьи, более поздние, рожда­лись при искреннем стремлении дать более или менее правильную оценку землетрясениям. Но в силу недостат­ка в то время фактических сведений и неумения делать из них правильные выводы и обобщения, в силу слабого развития науки люди не могли найти ответ.

Вот что пишет Э. Роберте в книге «Когда сотрясается земля»: «По преданию одного бирманского племени Земля окружена кольцом из змей. Если какая-нибудь из них, приняв по ошибке свой хвост за нечто съедобное, начинала ловить его, то вызванные ею сотрясения рас­пространялись по всей Земле. Жители Молуккских остро­вов также верили, что причиной землетрясений являются змеи. Согласно индийской легенде, Землю поддерживает множество змей, не давая ей упасть в море. Перебрасы­вая свою ношу друг другу, они якобы вызывают земле­трясения.

Существует немало вариаций на эту тему, и всегда в них фигурируют животные. В древние времена они игра­ли особо важную роль в жизни человека. Крупные живот­ные восхищали древних своей силой; ничего удивительно­го, что они казались предназначенными для выполнения наиболее ответственных задач. В Восточной Индии, на­пример, считалось, что Землю поддерживает буйвол. На о-ве Целебес эту роль выполнял боров; почесываясь о пальму, он раскачивал Землю и этим вызывал землетря­сения. Монгольские ламы — буддийские священники — ут­верждали, будто бы бог препоручил заботы о Земле спе­циально сотворенной для этой цели чудовищной лягуш­ке. Всякий раз, когда она делала движение какой-либо частью тела, в ближайших областях Земли возникали землетрясения

Подобные представления получили широкое распро­странение и пользовались популярностью даже среди греков и римлян, обладавших более высоким уровнем раз­вития. Постепенно люди поняли абсурдность представле­ний о животных — монстрах, которых никто не видел в глаза. Появилась потребность в других объяснениях, ко­торые, как считали в те времена, были более правдопо­добными.

Так у древних появились особые боги и титаны. У гре­ков это был Атлас, славившийся своей силой; он-то и держал на своих плечах Землю. Однако виновником час­тых землетрясений был не он. Считалось, что землетря­сения чаще всего происходят вдоль побережья, поэтому их связывали с греческим богом морей — Посейдоном (у римлян — Нептуном). Его называли также «Колеба-телем Земли».

…Многих философов древности интересовали причины землетрясений.   О них упоминается в  трудах  Сенеки,

Плиния, Аристотеля и др. Римскому поэту Овидию Зем­ля казалась одушевленным и крайне чувствительным су­ществом. Пытаясь укрыться от палящих лучей, грозящих ей гибелью, она в страхе содрогается. Подобное пред­ставление Овидия частично перекликается с бытующим кое-где и поныне мнением, что причиной землетрясений следует считать взрывы под землёй, которые отмечаются только в жаркую погоду…

Греческий философ Анаксагор (V в. до н. э.) связы­вал землетрясения с воздействием особого эфира (кото­рый, по-видимому, соответствовал нашему понятию ат­мосферы), попадавшего на землю вместе с дождем. Дру­гой философ — Демокрит, живший в то же время, считал, что землетрясения вызываются дождем или просачиваю­щейся из морей и озер водой…

Греческий философ Аристотель, живший в IV в. до н. э… по-своему пытался объяснить все природные явле­ния… Он, например, сравнивал землетрясения с присту­пами озноба у человека, больного лихорадкой, и впервые ввел понятие.1 о четырех элементах: этими элементами, позднее всеми признанными, являются огонь, вода, зем­ля и воздух. По мнению Аристотеля, именно различными их сочетаниями объясняются такие хорошо известные природные явления, как ураган, извержения вулканов и землетрясения. Из его пространных трактатов о сущности явлений мы узнаем, что землетрясения вызываются глав­ным образом просачиванием заключенного в пещерах йод большим давлением воздуха».

Позднее наступил довольно продолжительный период религиозного догматизма. В этот период большинство яв­лений природы объяснялось «божьей карой».

«Византийский император Юстиниан, правивший в VI в. н. э., указом ввел смертную казнь за целый ряд преступлений, в том числе за богохульство и ворожбу на волосах с чьей-либо головы, так как считалось, что эти поступки вызывают грозы и землетрясения.

Со временем взгляды на причины землетрясений стали менее фантастичными, но по-прежнему находились под сильным влиянием религиозных предрассудков, поскольку истинные причины оставались неясными…

Длительное время люди ошибочно полагали, что земле­трясения происходят только в населенных районах. Это заблуждение объяснялось слабой заселенностью отдель­ных районов и отсутствием приборов, способных указать точное местоположение удаленных толчков» 3.

Впрочем, даже при современном состоянии знаний здесь имеется еще немало белых пятен. По крайней мере о причинах землетрясений не существует единого мнения среди ученых и по сей день.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 34 | 0,641 сек. | 8.65 МБ