Новенькая Грузия предлагает абхазам и осетинам дружить. В Москве боятся, что это будет дружба против Рф. Но бытовая регинтеграция уже идет, и намерение Тбилиси смягчить закон Об захваченных территориях может развить эти контакты.
Принято считать, что Абхазия и Южная Осетия вполне изолированы от Грузии новейшей Берлинской стенкой. Но, по существу, изоляция имеет место на политическом уровне, а население, связанное, в главном, схожими, дружественными, а время от времени и неофициальными деловыми узами, старается не терять связей, хотя нередко это связано с большенными неуввязками.
Нужно сказать, что грузинские власти (возможно, с целью реинтеграции) все таки привечали абхазов и осетин, живущих на отколовшихся территориях. А именно, на исцеление в Тбилиси приезжают и абхазы, и осетины, и вся нужная помощь, в отличие от местного контингента, оказывается им безвозмездно.
Также охотно, и тоже — безвозмездно, тех абхазов и осетин берут в грузинские университеты. Этнические абхазы и осетины (правда, не тамошние, а ассимилированные) делают в Грузии полностью успешную карьеру, и до недавнешнего времени они даже занимали высочайшие посты в правительстве: президент Саакашвили всячески поощряет этническое обилие в Грузии, и заморочек в этом плане до сего времени не было. Нужно надежды, в критериях новейшей власти они тоже не возникнут.
Но очень трудно грузинам и не только лишь им пересекать границу с Абхазией и Южной Осетией с грузинской местности, хотя миграционные процессы место имеют, в особенности в приграничных Гальском (Абхазия) и Зугдидском (Грузия) районах. Нередко они левые – местным отлично известны обходные пути, они ими интенсивно пользуются: главное, не напороться на русских и абхазских пограничников. Вобщем, при таковой встрече время от времени можно дешево откупиться.
Но все это – по положению на сей день. Завтра все может поменяться, если новое грузинские власти, которые парламент страны утвердит на будущей неделе, пересмотрят, как это уже было декларировано, закон Грузии об захваченных территориях. В таком случае передвижение людей в конфликтных регионах станет более легким, неопасным и насыщенным.
Кстати, одним из главных аргументов в пользу отказа от смягчения визового режима для людей Грузии власти Рф называли действующий закон об захваченных территориях. По нему лица, посетившие Абхазию и Южную Осетию с местности Рф, другими словами через контрольно-пропускные пункты на реке Псоу либо Рокском тоннеле, подвергались в Грузии уголовному преследованию, прямо до лишения свободы.
Правда, для самих абхазов и осетин грузинские власти ввели ряд преференций, а именно, нейтральные проездные документы (паспорта). По ним они могут путешествовать, обучаться и лечиться вообщем без каких-то паспортов в государствах, признающих этот документ.
Такими являются США, Япония, Чехия, Латвия, Литва, Эстония, Словакия, Болгария, Польша и Израиль. Но абхазы и осетины, обычно, эти документы игнорируют ввиду наличия в их символики грузинского страны, другими словами очевидной причастности к Тбилиси. Так что этот выстрел оказался практически холостым.
Осознание того, что экономические и людские связи с абхазами и осетинами нужно поддерживать не на партизанском либо декларативном уровнях, у новейшей грузинской власти есть. Так что не случаем она инициировала пересмотр закона в сторону его смягчения, и озвучил это будущий муниципальный министр по вопросам реинтеграции Паата Закареишвили.
Отметим, что Закареишвили перебрался в правительство из штатского сектора – он, в качестве эксперта-конфликтолога, не раз участвовал во встречах с абхазами и озвучивал неприемлемые для грузинской власти приклнные инициативы. Естественно, находясь в неправительственном секторе, да к тому же в оппозиции, делать это нетрудно, но в качестве муниципального супруга, он, возможно, будет действовать с оглядкой.
Но уже на данный момент в интервью грузинским СМИ он настаивает на отмене в законе санкций, мешающих свободному общению людей и товарообмену. Не считая того, закон в его сегодняшнем виде мешает деятельности ряда интернациональных организаций. Мы должны очень содействовать передвиж
ению населения, грузов и иноземцев, — произнес Закареишвили.
Он, не считая того, выступает за прямой диалог грузинских властей с властями Абхазии и Южной Осетии, хотя пока не полностью ясно, готовы ли Сухум и Цхинвал к такового рода контактам. При всем этом Тбилиси вожделеет сохранить интернациональный переговорный формат, а именно, женевский. Ну и, естественно, Грузия заинтересована в возвращении миссий ООН и ОБСЕ в конфликтные регионы. Напомним, продление их мандата перекрыла Наша родина. Вобщем, как видно, новые грузинские власти не хотят все беды сваливать на Москву.
На данный момент мы должны осознать, почему случилось так, что эти мощнейшие организации обязаны были покинуть Грузию, и есть ли в этом вина грузинской стороны, так как все это происходило при сегодняшнем (саакашвилевском – прим. ред.) правительстве, — произнес будущий госминистр. По его пояснению, реально, по интернациональному праву, грузинские местности оккупированы, но на данный момент наступает время, когда мы можем отыскать общий язык, вернуть доверие меж нашими народами, а позже уже решать, как жить далее.
В отношении Абхазии и Южной Осетии, как видно, ожидаются и другие подвижки. А именно, эксперт по вопросам Кавказа новейшей правящей коалиции Грузинская мечта Мамука Арешидзе считает, что Грузия обязательно должна начать переговоры с Абхазией и Осетией по соглашениям о неприменении силы – прежние власти Грузии были категорически против таковой сделки, на которой, кстати, настаивала Наша родина.
Другими словами, по логике уже прежней грузинской власти, подписание соглашения с Абхазией и Южной Осетией означало бы признание независимости отколовшихся территорий. Но, считает Арешидзе, абхазам и осетинам можно было предложить оформить соглашение обтекаемо – меж сторонами. Правда, трудно сказать, согласились бы абхазы и осетины, а, главное, в Москве, на такую формулировку.
Словом, создается воспоминание подготовки к какому-то новенькому положительному витку во отношениях Грузии с Абхазией и Южной Осетией, и, соответственно, с Россией. Очевидно, это вызывает споры меж новейшей и прежней властью. Последняя считает, что смягчение закона об захваченных территориях является уступкой Рф и потерей Грузией дипломатичных и политических рычагов. Более того, хоть какое отхождение от этого закона вызовет еще больше брутальные деяния со стороны Рф.
Москва же на этом фоне сделала превентивный ход. Никаких переговоров о судьбе Южной Осетии и Абхазии мы с Грузией вести не будем, как и ни с кем другим. Судьба этих республик была решена их народами, которые высказались за независимость, и Наша родина выразила свою позицию, эту независимость признав, — заявили в МИД РФ. Вкупе с тем, отметили тут, Наша родина рассчитывает, что новые власти в Грузии будут проводить линию на нормализацию отношений со всеми соседями, включая Россию, Абхазию и Южную Осетию.
Не смолчал и в Цхинвал. Глава МИД Южной Осетии Дмитрий Санакоев считает, что развитие грузино-южноосетинских отношений находится в зависимости от позиции, которую займет Тбилиси. Мы будем добиваться, сначала, признания независимости Южной Осетии, — произнес он.
Что все-таки касается Абхазии, ее президент Александр Анкваб выразился довольно точно и резко, без какого- или дипломатичного политеса. Если грузинская мечта состоит в возвращении Абхазии в свое лоно, эта мечта призрачна. Если же грузинская мечта состоит в налаживании добрососедских равноправных отношений с Абхазией, то это не плохая мечта, — произнес он.
Анкваб также отреагировал на заявления Закареишвили, назвав грядущего госминистра вчерашним голубем. Мы сами будем строить свою жизнь, определять свою последующую судьбу. Мы ее уже обусловили, и нам не необходимы подобного рода советчики и комментаторы, — заявил фаворит Абхазии. И добавил: Мы не можем запретить грузинам гласить. Пускай молвят.
Меж тем в Тбилиси тоже рассчитывают не на риторику Анкваба, а на его прагматизм. Ведь если грузино-абхазские дела станут цивилизованнее, от этого выиграют обе стороны. Во-1-х, напряженность на границе сразу спадет, как и поубавится острое недовольство людей, желающих относительно неопасно разговаривать, вести торговлю, воспользоваться гуманитарной и иной помощью, включая международную.
Навряд ли за все эти вероятные преференции новейшей власти Грузии повлекут за собой обязательное ус