Между непримиримыми врагами — Северной и Южной Кореей — вспыхнуло обострение, какого не помнят уже лет 50. Причем «без пяти минут война» разгорается прямо у границ России. Армия у КНДР, между прочим, по численности даже больше российской. А в конфликт могут быть втянуты и РФ, и США, и Китай, и Япония.
ИЗ-ЗА ЧЕГО СЫР-БОР
Уже мало кто не знает: южнокорейский корвет «Чхонан» недавно загадочно погиб в Желтом море. Говорят, от торпеды. США немедля затеяли совместные с партнерами из Южной Кореи учения по перехвату субмарин, и четыре северокорейские лодки таинственно исчезли. Все и сразу (две вроде бы уже нашлись). Пхеньян и Сеул привели свои армии в полную боевую готовность, по обеим сторонам границы разносятся боевые кличи. Сдержанных японцев тоже прорвало: надо наконец проучить поклонников чучхе — сколько же можно пугать нас ядерным оружием? Голос могучего Китая негромок, но отчетлив: решайте все политическими методами — Пхеньян наш сосед и почти младший брат. Россия же, по обычаю озабоченная «нарастанием напряженности», очень своевременно затеяла масштабные учения «Восток-2010» в запахшем порохом регионе. И правильно: чтобы о ней не забывали. Вот такой угрюмый сложился сюжетец. Так неужели все предохранители уже сняты? Мы попытались сделать свой прогноз — насколько реальна война между двумя Кореями и возможно ли втягивание в нее США, России и Китая?
СОСЕДИ, СКРИПЯЩИЕ ЗУБАМИ
Противостояние двух Корей — Северной и Южной — имеет давнюю историю. Юридически они и поныне воюющие страны: корейская война в 1953 году закончилась лишь соглашением о прекращении огня. Тогда южнокорейская армия была разгромлена в первых же сражениях, и к сентябрю 1950 года северяне заняли более 90% территории страны. Отношения между Северной и Южной Кореей без мирного договора постоянно искрят. «Малая» война разведок и спецназов на границе по 38-й параллели в любой момент может перерасти в большую войну. Военные эксперты уже давно относят Корейский полуостров к числу наиболее нестабильных регионов мира. А теперь давайте взглянем, какой военной силой располагают конфликтующие стороны.
СООТНОШЕНИЕ СИЛ
Северная Корея
Вооруженные силы — около 1,5 млн. фанатичных бойцов (а еще есть обученный резерв — 4,7 млн. чел.). В сухопутных войсках: более 50 тактических ракет, 3200 танков, 2440 бронетранспортеров, 12,7 тыс. арторудий, более 1,1 тыс. реактивных систем залпового огня, около 2 тыс. противотанковых установок, 1820 противовоздушных зенитных ракетных комплексов.
ВВС и ПВО: 1158 самолетов и вертолетов, 11 тыс. зенитных орудий. Любопытная деталь: 200 пилотов подчинены лично Ким Чен Иру и готовы к выполнению задач особой важности. Это смертники… Военно-морские силы КНДР: 3 ракетных корабля, 2 эсминца, 18 противолодочных кораблей. Боевые катера: 40 ракетных, 134 торпедных и 108 артиллерийских. Около 100 подлодок. Ракетно-ядерный потенциал: тактические ракеты с дальностью 55 — 70 км, а также оперативно-тактические ракеты — 300 км, «Нодон-1» — 550 — 600 км и «Тепходон» — 1500 км. Число ракет может достигать: «Нодон» — 200 и «Скад» — 500. Разрабатываются межконтинентальные «Тепходон-2» с дальностью до 7000 км.
Южная Корея
Вооруженные силы — 672 тыс. человек. Они обучены инструкторами США и вооружены в основном американским оружием. В сухопутных войсках: 2130 танков, 2490 бронетранспортеров, 4400 орудий, 143 боевых вертолета. На вооружении ВВС: 460 боевых самолетов и вертолетов, в том числе 195 истребителей F-5 и 60 F-16. В боевом составе ВМФ 9 подводных лодок, 40 надводных кораблей, не считая сторожевиков и десантных средств. Кроме того, 2 дивизии морской пехоты (25 тыс. чел.). В последнее время Южная Корея стала закупать оружие и в России (80 танков Т-80).
ЧЬЯ ВОЗЬМЕТ?
Как видим, у Северной Кореи по этой части 2 — 3-кратное превосходство. А если учитывать еще и ядерное оружие — то полное. Но на стороне Южной Кореи — американцы, которые своей военной мощью компенсируют этот «недостаток». Поэтому — о силах, которыми располагают в этом регионе США. На базах в Корее расквартированы 37 тыс. чел. с запасами вооружения и имущества. А недалеко — в Японии — дислоцируется еще и 3-я экспедиционная дивизия морской пехоты (Окинава).
Всего же в Японии на базах сосредоточено 47 тыс. американских военных. Плюс в Йокосуке находится база 7-го флота США. Он способен немедленно сформировать и направить к корейским берегам две авианосные ударные группы. А это 200 самолетов, 4 — 6 ракетных крейсеров и до 10 ракетных эсминцев. И еще дюжина многоцелевых подлодок с «томагавками». А о 8 ракетных подлодках типа «Огайо» можно и не упоминать: они там постоянно патрулируют.
К тому же нельзя забывать и о самой Японии, которая уже давно «точит зуб» на своего опасного ракетно-ядерного соседа…
НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ СЦЕНАРИЙ
Попытаемся «просчитать» возможное развитие событий. Пока результаты работы международной комиссии, разбирающейся с причинами гибели южнокорейского корвета, не утверждены, у Вашингтона и Сеула нет повода давать «сильный ответ». Но маневрирование совместной военно-морской группировки у северокорейских берегов может спровоцировать фанатичных адмиралов Ким Чен Ира. И в сторону «наглых империалистов» уйдет торпеда или ракета. Вот тут и начнется. Американцы с союзниками перетопят старенькие северокорейские «корыта». Но и союзникам достанется: северные корейцы что на воде, что под водой воевать умеют. Их субмарины-смертницы без добычи на дно не уйдут. Война перекинется на сушу. Американские «томагавки», прилетев из безопасной дали, разнесут стратегические (включая и ядерные) объекты Северной Кореи, парализуют управление страной. И тут уж в бой рванется южнокорейская армия: шанс к объединению двух Корей нельзя упускать. Корабельная авиация расчистит ей путь. А 3-я дивизия морской пехоты США зачистит уже захваченную территорию. Далее можно фантазировать сколько угодно, но все же силовой вариант развития событий представляется нам наименее вероятным. Тут, на наш взгляд, несколько очень важных причин. Вот они:
5 ПРИЧИН «ПРОТИВ»
1. У США и без того гирями на ногах висят две войны — в Ираке и Афгане.
2. Армия КНДР неплохо обучена и чужой кровушки прольет немало. Разгромить ее полностью невозможно. Остатки разбитых частей уйдут в горы. Начнется долгая партизанская война с большими жертвами для американцев и их союзников. Этого Обаме конгресс не простит.
3. Правительство Южной Кореи, давно мечтающее о мирном объединении с Пхеньяном, вряд ли согласится на «братание с помощью войны».
4. Китайский фактор: Пекин вряд ли останется безучастным в случае развязывания США военных действий против КНДР (ему только миллионов голодных беженцев из соседней страны не хватало!).
5. Российский фактор: Москва, как и Пекин, единым фронтом выступает за мирное урегулирование конфликта. Этот тандем, скорее всего, и остудит горячие головы американских ястребов, страждущих силой «раз и навсегда покончить с северокорейским режимом».
А ЧТО ЖЕ ПХЕНЬЯН?
Позиция Пхеньяна непредсказуема. Ким Чен Ир, похоже, решил балансировать на грани конфликта со своими заклятыми врагами. Они же его пытаются загнать в угол. Но он воинствен. Ведь в КНДР испытали ядерное оружие и ракеты, способные достигнуть США. Потому было заявлено, что изоляция (а тем более экономическая блокада как способ наказания) заставит Северную Корею нанести мощные удары по ключевым объектам «главного противника» и его сторонников. Между тем президенты США и Южной Кореи подписали соглашение о ядерной защите южан от северного соседа. Обама присовокупил — мол, США не собираются больше терпеть шантаж: «Мы дадим понять Северной Корее, что она не добьется уважения и не обеспечит свою безопасность с помощью угроз и незаконного вооружения». К созданию «антисеверокорейского фронта» хотят привлечь и Россию. Но у нее своя игра на этом фланге. Ей не хочется свар с соседом, который, однако, опасно «балуется» ядерным оружием. Москва вяло поддакивает Вашингтону, но и согласно кивает головой в сторону Пекина. Как долго ей удастся усидеть сразу на двух стульях, покажет время. Похоже, она готова предоставить «Великого руководителя» Ким Чен Ира его собственной судьбе…
ТАК ЧТО ЖЕ В ИТОГЕ?
Скорее всего, все пойдет по давно привычному, традиционному кругу: обменявшись грозными заявлениями и побряцав оружием друг перед дружкой, конфликтующие стороны найдут подходящих посредников и, скрипя зубами, в очередной раз усядутся за стол переговоров. Тем более что Пхеньяну сейчас совсем не до войны — надо спасать народ от голода. А затем США и Южная Корея станут разрабатывать очередной секретный план свержения Ким Чен Ира не ракетами, а руками давно холимой и щедро оплачиваемой оппозиции.
Чем грозит миру конфликт двух Корей
Пхеньян и Сеул на ссорах между собой, что называется, собаку съели. Но 23 ноября впервые после перемирия 1953 года, КНДР и Южная Корея обменялись мощными артиллерийскими обстрелами.
Нынешняя заваруха случилась в районе морской границы между двумя странами в Желтом море, в 80 км от южнокорейского порта Инчхон. Сеул проводил там маневры своих ВМС под кодовым названием «Хогук», и, как утверждает Северная Корея, корабли южан обстреляли акваторию, принадлежащую КНДР. Такое с обеих сторон случалось и раньше: огонь велся по пустынным водам. Но на этот раз Пхеньян решил ответить всерьез. И во вторник, во второй половине дня северокорейская артиллерия забросала снарядами южнокорейский остров Ёнпхёндо (Йонбендо), расположенный в этом районе.
Огнем накрыло тамошнюю военную базу и дома мирных жителей. По предварительным данным, четыре человека погибли и десятки получили ранения. Уничтожено около 79 зданий, повсюду на острове полыхают пожары.
Южнокорейские гаубицы открыли ответный огонь по берегам КНДР. О его результатах ничего не известно — Пхеньян, как обычно, молчит. Сеул направил свои истребители в район морской границы, но в боевых действиях они участия так и не приняли. Правительство Южной Кореи, оценив инцидент как «намеренное и запланированное нападение», собралось на экстренное совещание в подземном бункере.
Обе страны привели свои войска в полную боевую готовность. Мир встревожен: если произойдет эскалация конфликта, то он может затронуть размещенные в Южной Корее американские войска. Пхеньян же традиционно рассчитывает на помощь Китая. Неужели мы стоим на пороге новой мировой войны?
Впрочем, уже позже из Сеула пришли сообщения, что Республика Корея не собирается обращаться в ООН с требованием срочного созыва Совета Безопасности. Возможно, это связано с тем, что вчера же южнокорейская сторона сквозь зубы признала, что действительно первой открыла огонь во время морских учений в спорном районе. Правда, в Сеуле утверждают, что стреляли не на север (в сторону КНДР), а на запад. Но теперь уж не докажешь, куда летели снаряды, — в море воронок не остается.
МИД РФ просит о сдержанности
«В Москве с глубокой тревогой восприняли сообщения о произошедшей 23 ноября артиллерийской перестрелке между КНДР и Республикой Корея в Желтом море, повлекшей за собой человеческие жертвы, — говорится в заявлении МИД России. — Российская сторона решительно осуждает любые проявления силы в отношениях между государствами и исходит из того, что все существующие спорные вопросы должны решаться исключительно мирными политико-дипломатическими средствами.
Призываем обе корейские стороны проявлять сдержанность, ответственный подход и не допускать действий, способных привести к эскалации военной конфронтации на Корейском полуострове».
История межкорейского противостояния
До 1945 года Корейский полуостров был фактической колонией Японии. Северную часть Кореи освободили советские войска, а часть к югу от 38-й параллели заняли американцы. В 1948 году обе части полуострова провозгласили себя государствами — просоветской КНДР и проамериканской Республикой Корея.
Уже 25 июня 1950 года между ними начался вооруженный конфликт: лидер КНДР Ким Ир Сен, заручившись поддержкой Сталина, решил «воссоединить» страну. В ответ США протолкнули через ООН отправку «международных сил» на помощь Южной Корее. Позже на северокорейской стороне воевало до 1 млн. китайских «добровольцев» и несколько тысяч «военных советников» из СССР. Перемирие было подписано в 1953 году, мирный договор не заключен до сих пор.
Вооруженные стычки между Кореями периодически вспыхивали вновь. Но особенно обострилось противостояние в этом году. В январе произошел обмен артиллерийскими залпами в районе Желтого моря. В марте в результате взрыва затонул южнокорейский корвет «Чхонан», погибли 46 человек. Сеул обвинил в этом инциденте КНДР.