ФСБ обвинило полковника ГРУ в отставке Владимира Квачкова в подготовке вооруженного бунта. Как сказали в центре публичных связей ФСБ – в отношении бывшего полковника поздним вечерком 23 декабря было возбуждено уголовное дело по факту покушения на компанию вооруженного бунта и вербовке лиц для воплощения террористической деятельности. Если его вина будет подтверждена, полковнику угрожает лишение свободы на срок до 20 лет. Определенные деяния Квачкова, которые могли лечь в базу обвинения не раскрываются. Направляет на себя внимание только тот факт, что задержание полковника прошло после распоряжения Д. Медведева подключить ФСБ к расследованию беспорядков на Манежной площади.
Но позиция Квачкова по отношению к этим событиям как раз смотрится довольно невинно. 11 декабря он на площадь не выходил. После произошедших событий в интервью интернет-радиостанции «Штурм» он вел себя подчеркнуто корректно. Так на вопрос радиослушателя «Что полковник мог бы порекомендовать русским людям, в случае повторения ситуации, похожей на действия на Манежке?», Квачков ответил: «Если я буду рекомендовать русским людям, что делать, то это будут 280 и 430 статьи УК». «430 статья – это попытка к подстрекательству, 280 – призыв к насильному свержению гос власти. Так что думайте, ребята, что вы спрашивайте», — произнес он.
Арест Квачкова произошел в его своей квартире. После того, как его увезли, сотрудники ФСБ приступили к обыску, видимо находили карты, планы и схемы восстания, которое он типо готовил. Обыск закончился ночкой, добычей чекистов стало несколько коробок с документами, которые, по всей видимости, относятся к деятельности так именуемого «Народного ополчения», возглавляемого полковником.
Юрист Квачкова Алексей Першин сказал, что в предъявленных ему документах, сказано, что полковник «проходит подозреваемым по уголовному делу о призывах к вооруженному мятежу». Данное дело находится в производстве еще с лета этого года и возбуждено против 1-го из членов так именуемого «Народного ополчения».
Бывшие сослуживцы Квачкова, которые совместно с ним проходили по делу о покушении на Чубайса, высказались о том, что 90% членов этого так именуемого «Народного ополчении» старые люди от 70 лет и старше, которые на физическом уровне не смогли бы принять роль ни в одном восстании. Доверия к этому движению у военных нет, и на данный момент, по их словам, они больше боятся за судьбу тех людей, которые успели в него вступить. Квчаков, как они считают, пострадал только за свою риторику.
Сам Квачков связал собственный арест с решением Верховного Суда от 23 декабря 2010 года, который подтвердил решение о том, что полковник не виновен в покушении на Чубайса. «Одна попытка высадить меня у их не удалась, они предприняли другую», — заявил он. По его воззрению основаниями для его ареста стали показания его соратника из Тольятти. «Согласно тем документам, которые я лицезрел, в Тольятти вооруженный арбалетом человек, послал во Владимир группу для организации там вооруженного мятежа» — заявил Квачков. По его словам соратник был управляющим Тольяттинского отделения «Народного Ополчения Минина и Пожарского»
Военный публицист Владислав Шурыгин отдал свои комменты по поводу ареста Квачкова изданию «Свободная пресса».
– На мой взор арест Квачкова полностью укладывается в прводимую на данный момент кампанию по борьбе с экстремизмом. В этом плане Квачков – очень комфортная мишень, нередко был несдержан. Его неосмотрительные заявления посодействуют ФСБ незаморачиваясь подыскать кандидата на роль головного экстремиста, и, как молвят в милиции, «срубить палку». При всем этом я бы отнесся к бывшему полковнику, как к не совершенно здоровому человеку. Участвовал в нескольких войнах, был в кутузке, сейчас он совсем не сложно заводится. Ему быстрее необходимо мед наблюдение, чем камера в Лефортово.
– Квачкова и далее будут упрямо «шить» бунт?
– Если ФСБ на всю страну об этом заявило, то естественно они и далее будут гнуть эту линию. Тем паче можно отыскать довольно выступлений бывшего полковника в вебе, из их можно порезать какую угодно комфортную для позиции обвинения выборку.
– Почему Вы считайте, что версия о вооруженном бунте Квачкова – абсурд?
– Я не знаю, чем на данном шаге располагают следователи, но очень скептически отношусь к идее осуществимости бунта в центре Рф, принимая во внимание способности действующих спецслужб. Это в текущее время маловероятно даже на Кавказе, где совсем другие связи меж людьми и работа ФСБ осложняется наличием этнических групп. В центральной Рф позиции спецслужб незыблимы. Они в состоянии вести контроль за хоть какой более-менее принципиальной политической группой. Так что я считаю, если человек в таких критериях готовит бунт, он, может быть, не совершенно на психическом уровне адекватен.
– Как общественность примет версию о бунте?
– Для него Квачков по большей части ньюсмейкер, который способен предоставлять скандальные информационные поводы. Потому все будут глядеть и ожидать второго акта данной драмы.
– Вероятен ли путч военных в наше время?
– В нынешних критериях армия стопроцентно под контролем. В ней совершенно не осталось фаворитов, за которыми она могла бы пойти. Фаворитов начали удалять еще с русских времен. На данный момент власть действует также. Довольно вспомнить, как она отнеслась к героям 2-ух чеченских кампаний от Лебедя до Трошева и Казанцева. Единственный, кто остался при власти это командующий ВДВ Владимир Шаманов, но его обложили со всех боков. На данный момент за каждым генералом следит военная контрразведка, у которой одна из задач и заключается в наблюдении за высшим военным управлением. Ну и в процессе прошедших реформ из армии попытались по способности вычистить недовольных военнослужащих, потому самостоятельных единиц, которые смогли бы повести за собой людей в современной армии просто нет.
Вероятнее всего, Квачкова собрались сделать «стрелочником». Но тогда неясно одно, для чего русские спецслужбы вдруг начали имитировать бурную деятельность по борьбе с экстремизмом, заместо того, чтоб этой самой борьбой планомерно и серьезно заниматься.