
11 сентября отмечается очередной Денек воинской славы Рф — Денек победы российской эскадры под началом контр-адмирала Федора Федоровича Ушакова над османским флотом у мыса Тендра. Сей день воинской славы был учрежден Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 г. «О деньках воинской славы и памятных датах России».
Предыстория
В процессе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. к Рф был присоединен Крымский полуостров. Наша родина начинает создание Черноморского флота и соответственной прибрежной инфраструктуры. Порта жаждала реванша, не считая этого, англичане и французы, боясь закрепления Рф в Причерноморье и выхода в Средиземное море, подталкивали турецкое правительство к новейшей войне с русскими. В августе Стамбул предъявил Рф ультиматум с требованием возвратить Крым и пересмотреть все ранее заключённые соглашения. Эти нахальные требования были отвергнуты. Сначала сентября 1787 года турецкие власти без официального объявления войны арестовали российского посла Я. И. Булгакова, а турецкий флот под командованием «Крокодила морских сражений» Гассана-пашы вышел из Босфора в направлении Днепровско-Бугского лимана. Началась новенькая русско-турецкая война.
К началу войны российский флот был существенно слабее турецкого. Военно-морские базы и судостроительная ветвь были в процессе сотворения. Необъятные местности Причерноморья были в то время одной из далеких окраин империи, которую только начали осваивать. Восполнить Черноморский флот за счёт кораблей Балтийского флота не удалось, турецкое правительство отказалось пропускать эскадру через проливы из Средиземного в Чёрное море. Российский флот очень уступал в числе кораблей: к началу боевых деяния Черноморский флот имел четыре линейных корабля, а турецкое военное командование около 20, по числу корветов, бригов, транспортов, турки имели приемущество приблизительно в 3-4 раза. Уступали российские линейные корабли и в высококачественном отношении: в скорости хода, артиллерийском вооружении. Не считая того, российский флот был разделён на две части. Ядро флота, в главном огромные парусные корабли, базировалось в Севастополе, гребные суда и маленькая часть парусного флота находилось в Днепровско-Бугском лимане (Лиманская флотилия). Основной задачей флота была задачка защиты Черноморского побережья с целью не допустить вторжения неприятельского десанта.
Российский флот, невзирая на свою слабость, удачно противостоял турецким Военно-морским силам. В 1787-1788 гг. Лиманская флотилия успешно отбила все неприятельские атаки, турецкое командование потеряло много кораблей. 14 июля 1788 года Севастопольская эскадра под началом командира линейного корабля «Павел» Ушакова, формальный управляющий эскадры контр-адмирал М. И. Войнович был нерешителен и самоустранился от ведения боем, разбила существенно превосходящие силы противника (у турок было 15 линейных кораблей и 8 фрегатов, против 2 российских линейных корабля, 10 фрегатов). Это было 1-ое боевое крещение Севастопольской эскадры – основного боевого ядра Черноморского флота.
В марте 1790 года Ушаков был назначен командующим Черноморским флотом. Ему пришлось провести гигантскую работу по увеличению боеспособности флота. Огромное внимание было уделено подготовке личного состава. Флотоводец в всякую погоду выводил корабли в море и проводил парусные, артиллерийские, абордажные и другие учения. Ушаков сделал ставку на стратегию манёвренного боя и выучку собственных командиров и матросов. Огромную роль он присваивал «полезному случаю», когда нерешительность неприятеля, его колебания и ошибки, позволяли более деятельному и волевому командиру одержать победу. Это позволяло скомпенсировать более высшую численность неприятельского флота и наилучшее качество вражеских кораблей.
Турецкий флот после схватка у Фидониси около 2-ух лет не решал активных действий в Чёрном море. В Османской империи строили новые корабли, вели активную дипломатичную борьбу против Рф. В этот период сложилась тяжёлая обстановка на Балтике. Шведское правительство посчитало, что обстановка очень прибыльна для начала войны
с Россией, с целью возврата приморских областей утраченных в процессе русско-шведских войн. Великобритания занимала подстрекательскую позицию, подталкивая шведов к нападению. Правительство Густава III предъявило Петербургу ультиматум с требованиями передачи Швеции части Карелии с Кексгольмом, разоружения Балтийского флота, передачи Крыма туркам и принятия «посредничества» в русско-турецком конфликте.
В это время Балтийский флот интенсивно готовили к походу в Средиземное море, для действий против турков. Средиземноморская эскадра была уже в Копенгагене, когда её пришлось срочно возвращать в Кронштадт. Русской империи пришлось воевать на два фронта – на юге и на северо-западе. В течение 2-ух лет шла русско-шведская война (1788-1790 гг.) российские вооружённые силы с честь вышли из этой войны, шведы были обязаны подписать Верельский мирный контракт. Окончание этой войны улучшило стратегическое положение Рф, но этот конфликт очень истощил военно-экономические ресурсы империи, что отразилось на ходе боевых действий с Турцией.
Турецкое командование планировало в 1790 году посадить десанты на кавказском побережье Темного моря, в Крыму и захватить полуостров. Командующим турецким флотом был назначен адмирал Гуссейн-паша. Угроза для Крымского полуострова была очень значимой, российских войск тут было мало. Турецкий десант, посаженный на суда в Синопе, Самсуне и других портах, могли перебросить и посадить в Крыму наименее чем за двое суток.
Ушаков провел разведывательный поход вдоль турецких берегов: российские корабли пересекли море, вышли к Синопу и от него пошли вдоль турецкого побережья к Самсуну, дальше к Анапе и возвратились в Севастополь. Российские мореплаватели захватили более 10-ка неприятельских судов и узнали о подготовке в Константинополе турецкого флота с десантными силами. Ушаков опять вывел свои силы в море и 8 июля (19 июля) 1790 года разбил турецкую эскадру у Керченского пролива. Адмирал Гуссейн-паша имел маленькое приемущество способен, но не сумел им пользоваться, турецкие мореплаватели дрогнули под российской атакой и обратились в бегство (наилучшие ходовые свойства турецких кораблей дозволили им спастись). Это схватка сорвало посадку неприятельского десанта в Крыму, показало хорошую выучку экипажей российских кораблей и высочайшее флотоводческое мастерство Федора Ушакова.
После чего схватки турецкий флот скрылся на собственных базах, где начались усиленные работы по восстановлению повреждённых кораблей. Турецкий адмирал укрыл от султана факт поражения, объявил о победе (потоплении нескольких российских кораблей) и стал готовиться к новейшей операции. Для поддержки Гуссейна султан направил опытнейшего младшего флагмана — Сеида-бея.
Схватка у мыса Тендра 28-29 августа (8-9 сентября) 1790 года
С утра 21 августа основная часть турецкого флота была сосредоточена меж Хаджи-беем (Одесса) и мысом Тендра. Под началом Гуссейн-паши была значимая мощь 45 кораблей: 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 вспомогательных судна, при 1400 пушках. В это время российские войска начали пришествие в районе Дуная, и их была должна поддержать гребная флотилия. Но из-за присутствия неприятельского флота Лиманская флотилия не могла поддержать сухопутные силы.
25 августа Ушаков вывел свою эскадру в море, в её составе было: 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль и 16 вспомогательных судов, при 836 орудиях. С утра 28 августа российский флот появился у Тендровской косы. Российские нашли противника, и адмирал отдал приказ идти на сближение. Для турецкого капудан-паши возникновение российских кораблей стало полной неожиданностью, он считал, что российский флот ещё не оправился после Керченского схватки и стоит в Севастополе. Завидев российский флот, турки кинулись поспешно обрубать якоря, ставить паруса и в кавардаке двинулись к устью Дуная.
Российские корабли начали преследование отходящего неприятеля. Турецкий авангард во главе с флагманским кораблем Гуссейн-паши, пользуясь преимуществом в процессе, вырвался вперёд. Боясь, что отставшие корабли будут настигнуты Ушаковым и прижаты к берегу, турецкий адмирал был обязан сделать поворот. В то время когда турки перестраивали свои порядки, российская эскадра по сигналу Ушакова построилась из трёх колонн в боевую линию. Три фрегата — «Иоанн Воинственник», «Иероним» и «Покров Богородицы», были оставлены в резерве и расположились у авангарда, что бы по мере надобности пресечь атакующие де