Что касается второго вопроса, вынесенного в заголовок, то авторы не видят особой пикантности в нем. Дело в том, что в Мюнхене уже давно существует этакий необычный зоопарк, где в загонах с соответствующими этикетками содержатся коровы, овцы, козы, свиньи. Этот парк для детей горожан, не знакомых с домашними животными. А вот первый вопрос более любопытен и однозначного ответа на него пока нет…
Уже в Древнем Египте имелись домашние животные: крупный рогатый скот, свиньи, козы, овцы, ослы, верблюды. Однако до сих пор нет никаких доказательств того, что животные были одомашнены именно там. Полагают, что предки египтян получили в пятом тысячелетии до нашей эры уже одомашненных животных. Крупнейший морфолог профессор С. Боголюбский, ссылаясь на мнение археологов, пишет, что некоторых домашних животных, возможно, одомашнили на территории Сахары и что превращению Сахары в пустыню способствовали стада домашних животных. Они уничтожили растительный покров и выпустили из бутылки джина пустынь. Такой вот парадокс: какое-то целесообразное внешнее действие повлекло за собой катастрофические последствия.
А вот пример недавнего вмешательства человека в экосистему. На одном из островов Индонезии для борьбы с малярией против се переносчиков — комаров был применен препарат ДЦТ. Препарат убил комаров, но он попал также в организм тараканов. Тараканы не погибли, но становились менее подвижными, и их легко ловили ящерицы, у которых отравление вызвало снижение их активности, что привело к массовому размножению гусениц, поедающих тростниковые крыши хижин. Но гораздо стало хуже то, что кошки теперь легко охотились на ящериц и стали погибать от отравления. Гибель кошек привела к массовому размножению крыс, которые были заражены блохами — переносчиками чумы… Пришлось завозить кошек.
Но вернемся к животноводству. Тысячелетиями люди разводили скот и были благодарны тем, кто когда-то одомашнил его. И никому не приходило в голову, что животноводство может быть занятием … антиэкологическим.
Дикие животные могут эффективно использовать (в силу физиологических особенностей пищеварения) корма, непригодные для домашнего скота: одни питаются преимущественно кустарниками, другие — древесным кормом, третьи — травами, четвертые, как жирафы, достают листья и побеги с высоты, недоступной другим животным, т. е. на одной территории могут уживаться многие виды.
Если говорить о приросте продукции за год, как утверждают специалисты-скотоводы, у диких животных на той же площади он превышает в 1,5-2 раза. Например, участок степного травостоя, который способен прокормить лишь 10 овец, обеспечивает питание 19 громадин-верблюдов. В Кении, например, средний выход мяса крупного рогатого скота с одного квадратного километра равен 28 центнерам в год, а в естественных саваннах Танзании от диких копытных с такой же площади получают 65-120 центнеров.
Кроме того, дикие растительноядные животные очень устойчивы ко многим болезням, которые косят домашний скот. Их мясо вкусно и питательно. Врачи считают, что питание мясом диких животных предотвращает развитие атеросклероза.
На разведение дичи требуется меньше затрат, чем на домашний скот. Если дичь чрезмерно не опекать, не создавать высоких плотностей, то действует механизм саморегуляции и не возникает серьезной угрозы для окружающей среды. Дикие животные могут быть объектами платной охоты, давая дополнительный доход государству. Их разведение возможно в естественной, не преобразованной человеком среде, что важно и по экологическим и по экономическим мотивам.
Конечно, дичеводство не противоречит животноводству, а хорошо дополняет его. Специалисты предлагают сломать укоренившееся в сознании животноводов представление о том, что разведение домашнего скота предпочтительнее дичеводства и ради него стоит окультуривать любые ландшафты. Экологи доказывают, что этого делать не следует, особенно в засушливых районах.