Выбираем оптимальный автомобиль выживальщика

Человеку свойственно хотеть лучшее. А людям готовящимся к суровым испытаниям лучшее иметь просто необходимо. Особенно если речь идет об автомобиле, который должен вас «в случае чего» доставить в безопасное место. Но заковырка в том, что это не единственная задача нашего четырехколесного спасителя. Мы живем не в вымышленном фильме катастроф, а реальной жизни, поэтому транспорт нам нужен будет не на полтора часа экшена, а на три условных периода: до катастрофы, во время и после. Хотя есть резонное мнение, что «после» автомобиль не понадобится, так как нечем его будет кормить. Но от ТС мы всегда можем отказаться, а вот не имея его в перспективе лишаемся дополнительных возможностей.

Выбираем оптимальный автомобиль выживальщика

Какой же автомобиль более всего удовлетворит таким запросам? У инженеров есть понятие — техническое задание, в котором описываются требования к проекту или устройству. Какие требования у нас? Сразу договоримся, что автомобиль «проектируем» исходя из реальных возможностей человека со средним доходом живущем в городе.

Пункты идут в порядке приоритета. И так, помимо «гражданского периода» ТС должно…

1. …в случае ЧП вывезти из опасной зоны.

Это условие в подавляющем большинстве ситуаций выполнит любой исправный автомобиль, желательно полноприводный. Но тут важно учитывать несколько моментов. Авто должен не выделятся на фоне общей массы, не быть из серии военной техники и тем более не иметь маскирующей раскраски в стиле «милитари». Иначе, вы рискуете что ваш автомобиль будет: отобран бандитами/марадерами, конфискован военными, принят за вражеский со всеми вытекающими. Вероятней всего уезжать придется по дорогам общего пользования, если же необходимо это делать вне дорог, то тут не поможет стандартное ТС. Поэтому это отдельный случай и в рамках нашей статьи не рассматривается.

2. …предпочтительно быть всегда рядом, так как ЧП, ЧС, БП и так далее с большой вероятностью наступит без предупреждения.

Даже если у вас есть танк, но его не оказалось в нужном месте в нужное время — он просто бесполезный кусок железа. Автомобиль должен быть всегда не далеко от вас, самый простой вариант постоянно пользоваться им. Соответственно, машина должна быть удобна для повседневной эксплуатации или хранения в обычном гараже не далеко от дома. С вариантами военной техники типа ГАЗ-66, ЗИЛ-131 это сложно.

3. …не обременять фактом своего существования, так как в «мирное» время не каждый готов «на всякий случай» нести большие расходы, в экстремальных условиях тем более средство спасения не должно быть обузой.

Третье условие делится на два периода – «до» и «после», и предполагает, что вы помимо подготовки к ЧП, ЧС, БП еще живете обычной жизнью. Поэтому «до», не всегда возможно выделить отдельный бюджет на приобретение второго (третьего)автомобиля на случай наступления часа «Х». Но если есть возможность купить вторую (третью)машину в семью специально для БП, то это будет отличным вариантом. Малая эксплуатационная нагрузка и следовательно больший остаточный ресурс и надежность, плюс большие возможности для профилирования под «экстрим». Теперь касательно эксплуатации «после». Главным здесь является экономичность и неприхотливость к обслуживанию. Что опять же накладывает ограничение на объем двигателя и класс машины. Бытует мнение, что дизельный двигатель более экономически выгодный и практичный, но в большинстве случаев это увы не так. Обычно дизель более капризный и требующий более тщательного обслуживания. Поэтому если выбор все таки в пользу дизеля, нужно искать самые удачные и надежные модели (в конце будут приведены примеры от Ниссан и Тойота) или советские тракторные и имплантировать например в УАЗ. Помимо этого есть мнение, что лучше иметь отечественный автомобиль нежели импортный из-за ремонтопригодности. Опять же, опираясь на опыт эксплуатации замечено, что удачная модель импортного производства, практически не ломается без веских на то причин вызванных неграмотной эксплуатацией, в то время как отечественные модели без серьезной доводки имеет очень низкую надежность даже не подвергаясь максимальным нагрузкам. Это вам расскажет любой автолюбитель сменивший отечественную машину на импортную. Исключения в виде неудачных импортных моделей, марок или неграмотного выбора автомобиля рассматривать не будем.

4. …иметь высокие показатели надежности и ремонтопригодности.

Мы уже касались надежности и ремонтопригодности автомобилей, но это важный момент и является ключевым в выборе для многих выживальщиков. Отечественные машины имеют высокие показатели по ремонтопригодности, но из-за низкой надежности рассматривать их для БП имеет смысл только если будут проводиться доработки. Хотя и это не застрахует от неожиданных поломок деталей при производстве которых нарушены технологические процессы, а это обыденность для отечественного автопрома. Считаю не целесообразно делать ставку на ремонтопригодность сознательно выбирая низкую надежность. Если механизм надежен, то такое свойство, как ремонтоп
ригодность, становится редко или вообще не востребованным в пределах ресурса. Тем более, если осознано подойти к выбору импортного авто в плане ремонта, то в дальнейшем возможна имплантация многих узлов отечественного производства. Это будет не затратней, чем регулярный ремонт не надежного автомобиля, но намного безопасней. На надежность и ремонтопригодность так же влияет запас закладываемой производителем прочности и сложность устройства. Чем технологичнее механизм, тем больше вероятность поломки и сложнее ремонт. Например независимая подвеска хуже неразрезного моста, рамная конструкция надежней несущего кузова, старый дизель почти лишенный электрики по конструкции надежней современного двигателя, так же и карбюраторный относится к инжекторному, двигатель большого объема надежней малолитражного и так далее. Нюансов много и все перечислить невозможно. Но вектор предпочтений направлен от сложного к простому. Здесь как эталон можно взять военную технику, где минимум электроники и комфорта и максимум запаса по прочности. В этот пункт можно добавить такие мероприятия по повышению надежности, как установка защиты двигателя снизу, дополнительного топливного бака, резервного аккумулятора и прочих усиленных узлов и агрегатов.

5. …иметь по возможности максимально высокие сбалансированные эксплуатационные характеристики.

Необходим разумный баланса одних характеристик по отношению к другим. Например, избыточная вместительность добавят машине веса и растет расход топлива, но недостаток сделает кузов не практичным. Мощность. Высокая увеличит расход топлива, а при малом объеме ДВС ведет в снижению надежности и то же время недостаток может сделать автомобиль бесполезным в условиях сильного бездорожья. Аскетичный салон с одной стороны практичен и долговечен, но если в машине прийдется жить или передвигаться на большие расстояния, то это минус. Стремление к высокой проходимости приводит к ухудшению характеристик важных для повседневной эксплуатации. Даже внедорожная резина определенного типа может очень хорошо подходить к одним условиям и создавать трудности в других.

6. …в случае длительного периода эксплуатации в условиях экстремального выживания быть максимально универсальным.

Допустим, основную задачу автомобиль выполнил и вывез вас в безопасное место, а далее, возможно начнется бытовая эксплуатация и необходимо предусмотреть что бы он стал настоящей рабочей лошадкой и мог выполнять максимум функций. То есть как минимум это вместительный кузов, фаркоп, лебедка, внешний багажник, розетка на 220В, автономный отопитель салона, средства связи, не плохо если будет вал отбора мощности. Это позволит использовать машину по хозяйству, для зарабатывания на пропитание и как временное жилье.

Если рассматривать применительно к практике, то максимально соответствовать всем условиям не может ни один автомобиль. Можно только составить «фоторобот» подходящей машины и подбирать похожие на него модели. Тем более на практике на выбор могут повлиять специфические задачи выживальщика, например очень большая семья, обстоятельства в том числе финансовые, личные предпочтения и практика владения той или иной маркой, моделью, ну и самое главное стартовая позиция, возможно проще переоборудовать имеющийся не идеально подходящий автомобиль, чем вкладывать силы в неопробованные варианты. Важно учитывать, что любой автомобиль нужно дорабатывать и дооборудовать под задачи выживальщика.

Диапазон реальных автомобилей широк, вот некоторые из них (автор живет за Уралом, поэтому для западной части страны возможно более актуальны другие варианты):

1. Доведенная до кондиции «Нива», не плохое бюджетное решение, но страдает низкой надежностью и не высокими эксплуатационными характеристиками.

2. УАЗ «буханка» с серьезными доработками в плане надежности. Имеет огромные возможности для профилирования под выживание, но низкое качество требующее большие финансовые вложения в доработку. (Обычный вариант УАЗа не рассматривается в связи с тем, что многие владельцы после долгой доработки машины под себя и устранению всех дефектов делали вывод: целесообразней купить импортный джип).

3. Nissan patrol, в простой дизельной модификации 4.2 л., очень надежный вместительный автомобиль с хорошим мотором. Отличный вездеход, при небольшой доработке возможности сильно увеличиваются.

4. Toyota land cruiser, 80 в дизельной модификац
ии. Практически неубиваемый автомобиль с одним из лучших двигателей, несмотря на объем 4.2 л. очень экономичен. Недостаток в неадекватно высокой цене даже на древние экземпляры.

5. Toyota hilux pick up с безнаддувным дизелем 2.8 л., четырехдверный пикап, отличная рабочая лошадка проверенная временем в различных суровых климатах.

6. Suzuki grand vitara до 2005 года в бензиновой модификации с рядной четверкой. Небольшой простой комфортный автомобиль с большим внедорожным потециалом и хорошей надежностью. Минус — низкая вместительность.

7. Jeep cherokee старых модификаций с ДВС 4л. Надежный, неприхотрливый, питающийся без последствий 80-м бензином. Комфортный внедорожник, но с невысокой вместительностью и слабой проходимостью без доработок.

8. Nissan terrano или европейский аналог с дизельным двигателем 2.7 л. изначально разразботанным, как судовой и имеющим огромный ресурс, недаром является популярным для установки в УАЗ.

Это некоторые варианты автомобилей наиболее актуальных в рамках наших задач. До БП могут служить в хозяйстве и быть под рукой. Не вызывают дополнительной материальной нагрузки. Могут быть легко доработаны в соответствии с задачами экстремального выживания. Не будут притягивают лишнего внимания до, во время и после БП. Могут быстро и комфортно передвигаться как по трассам, так и вне их. Вместительны, но излишне не габаритны. Относительно экономичны и не обременительны в обслуживании и ремонте. Важно — эти варианты универсальны: с одной стороны жизнь не ограничивается ожиданием БП, с другой в условиях БП многофункциональны. Тем более, не известно как сложатся обстоятельства и что будет самым важным в вашем авто для эксплуатации после часа «Х». А главное что стоит помнить, невозможно найти идеальный вариант, но можно оптимальный.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: