Как нас дурят: новостная фантастика

Рассказывая о «митинге» в Минске, я решил за­тронуть еще одну тему. Сегодня среди людей распро­странена прямо-таки наивная вера в то, что пока­зывают по телевизору. Нет, речь не идет о рекламе, которой большинство уже научилось худо-бедно противостоять. И даже не о всевозможных «анали­тических передачах», где приглашенные в студию «эксперты» пытаются нас в чем-то убедить. Речь идет о новостных программах, которым мы все же привыкли верить.

Дело в том, что текст сообщения, как правило, сопровождается видеорядом. А он создает эффект присутствия: зритель как будто лично пережива­ет все то, о чем говорит диктор за кадром. И ин­формация, поданная с телеэкрана, становится его личным переживанием.

Приведу самый простой пример. Представьте, что на экране телевизора вы видите колышущуюся траву, снятую крупным планом. А комментатор за кадром говорит: «Это — трава, по которой только что прошел динозавр». Девять из десяти зрителей тут же безоговорочно поверят, что члены съемоч­ной группы видели динозавра, просто не смогли или не успели его запечатлеть. Почему? Просто потому, что зрителю показали траву, самую обыкновенную траву, и ничего более! Но, поскольку эта трава не где-нибудь, а на телеэкране, наше подсознание начинает верить в то, что мы сами стояли в этой траве, слышали шум ветра и, оцепенев, глядели на шагающую мимо нас гигантскую рептилию…

Эта технология проста, но чудовищно эффек­тивна. При помощи телевизора сотни миллионов людей можно убедить в чем угодно — хоть в том, что на Землю высадились инопланетяне, хоть в том, что теракт 11 сентября совершили арабы. Что касается последнего, не могу не вспомнить одну довольно любопытную историю: сразу же после

11 сентября все ведущие телеканалы показали ликующих палестинцев, прокомментировав это следующим образом: вот как реагируют арабы на горе американского народа! Да это же наверняка они все и устроили! Бомбить их надо и бомбить! И американский телезритель, гневно тиская в ру­ках пакетик с чипсами, готов хоть сейчас идти и крошить несчастных арабов. Правда, некоторое время спустя выяснилось, что пленку с ликующи­ми арабами отсняли еще в начале 90-х и ликовали они, естественно, совершенно по другому поводу, но нужный эффект уже был произведен.

«Ликующие арабы» выполнили и еще одну важ­ную функцию: они отвлекли обывателей от неле­постей и противоречий официальной версии, кото­рые имелись в изобилии и которые мы разбирали в самом начале этой книги. Давно известно, что эмоции и паника —худшие враги здравого смысла. А телевидение как раз прекрасно нагнетает эмо­ции и сеет панику, превращая гигантскую армию телезрителей в огромное манипулируемое стадо. А учитывая, что средний европеец проводит перед телевизором около 5 часов в сутки, эффект от ма­нипуляции получается поистине колоссальным!

В последнее время получили широкое распро­странение такие явления, как «спин» и «флэшмоб». Думаю, некоторым из моих читателей эти слова знакомы. Но все же расскажу о них поподробнее, тем более что слишком часто их воспринимают как нечто несерьезное, эдакие невинные шалости.

Спин — это новость, созданная, что называется, на пустом месте, из ничего. Особенно часто она при­меняется в пиаре различных компаний. Например, руководству фирмы очень хочется, чтобы о ней за­говорили в печати. Тогда запускается такой, напри­мер, спин: «Наша компания планирует в 2015 году посадить яблони на Марсе». Конечно, такая сенса­ция привлекает внимание прессы, и о компании начинают активно говорить. А что? Эффект нужен здесь и сейчас, в 2015 году никто и не вспомнит ни про какие яблони, а если и вспомнит, можно всегда развести руками и сказать: «Ну, планировали. Но не получилось! Зато у нас есть теперь такой интерес­ный проект…»

Но спин применяют в своей деятельности и госу­дарственные структуры. «Им-то зачем рассказывать про яблони на Марсе? — спросите вы. — Они и так привлекают всеобщее внимание». В том и дело, что привлекают. А в некоторых случаях выгоднее это внимание переключить, когда администрация са­дится в большую и грязную лужу из-за своей неком­петентности. Например, в самых верхах правитель­ства зафиксированы случаи коррупции. Как лучше всего спрятать это дело, отвлечь обывателя? Пра­вильно, со всех телеэкранов кричать ему про марси­анские яблоки или что-нибудь в таком же духе.

Суть флэшмоба заключается в том, что в опре­деленном месте с определенной целью собирается какое-то количество людей, изображают опреде­ленную сцену (например, массовое хоровое пение), фотографы и операторы быстро снимают это на пленку, а потом все расходятся. Занимает это от силы пять—десять минут, зато потом можно рас­сказывать, что состоялся большой концерт хорового пения и даже предъявлять видеозаписи в качестве доказательства.

И теперь возвращаемся к нашей минской исто­рии о митинге оппозиции на главной площади. Поз­днее я решил разобраться, в чем там дело. В Мин­ске у меня есть хорошие знакомые (впрочем, где у меня их только нет!), и я попросил их узнать, что же в действительности произошло. За пару дней они разобрались в случившемся, найдя челове­ка, который наблюдал все собственными глазами. Толпа человек в сто собралась на несколько минут, развернула плакаты, а потом так же быстро разо­шлась. И тут я вспомнил, что все кадры в репорта­же давались крупным планом, так, что истинный размер митинга оценить было невозможно.

А еще мои минские знакомые переслали мне газету с объявлением, которое гласило: «Органи­зация митингов, демонстраций, акций протеста. Недорого». Вот такая виртуальная реальность! Как говорится, no comments.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: